Горячий эпизод холодной войны

В 1960 году в небе над Свердловском был сбит американский высотный самолёт-разведчик. В том же году, 8 июля, в войсках ПВО СССР был сформирован первый зенитный ракетный полк.

В середине 50-х годов прошлого века для оперативного получения разведданных о военном потенциале СССР авиаконструкторы США разработали высотный самолёт-разведчик U-2. По мнению заокеанских экспертов, советские радары не могли обнаружить цель, летящую со скоростью около 700 километров в час на высоте более 18 тысяч метров. Фактически это было первой попыткой создания «самолёта-невидимки». Первый разведывательный рейд U-2 выполнил 20 июня 1956 года. Взлетев с авиабазы Висбаден (ФРГ), он совершил полёт над территорией ГДР, Чехословакии и Польши по маршруту, пролегавшему вне известных западным разведкам радиолокационных зон ПВО. 2 июля в воздух поднялись уже два разведчика: один пролетел над Чехословакией, Венгрией и Болгарией, а другой — над ГДР, Венгрией и Румынией.

После первых благополучных боевых вылетов U-2 президент США Дуайт Эйзенхауэр дал разрешение на проведение десятидневной разведывательной операции над территорией Советского Союза. В день независимости США 4 июля 1956 года в 6 часов утра с авиабазы Висбаден взлетел U-2, маршрут которого пролегал к верфи в Ленинграде, где, по данным американской разведки, находился центр советской программы строительства подводных лодок. Во время полёта велась разведка и других стратегических военных объектов на Балтике. Ещё через день U-2 совершил полёт над Москвой.

10 июля советское правительство вручило американскому послу ноту протеста по поводу нарушений воздушного пространства СССР самолётами США. К тому времени американские самолёты выполнили аэрофотосъёмку территории общей площадью около 650 тысяч квадратных километров, исследовали с воздуха 60 городов, сфотографировали более 130 аэродромов. Но используемая на U-2 аппаратура для регистрации радиолокационного излучения показала, что советские радары фиксировали полёты разведчиков. Хотя поднимаемые на перехват советские истребители не достигали высот, на которых летали U-2, американцы обнаружили сильную зенитно-ракетную оборону Москвы. Эйзенхауэр приказал прекратить разведывательные полёты, но ненадолго — после венгерского кризиса он разрешил ЦРУ возобновить их. В СССР после пролёта U-2 над Москвой было принято решение поставить на постоянное боевое дежурство стационарные зенитно-ракетные комплексы С-25 и ускорить работы по созданию мобильных ЗРК С-75. В декабре 1957 года комплекс С-75 был принят на вооружение, и началось создание зенитной ракетной ПВО стратегических объектов страны. Первое боевое применение ЗРК С-75 состоялось в октябре 1959 года в Китае. Тогда на высоте 20 тысяч метров был сбит тайваньский самолёт-разведчик RB-57D, значительно уступавший в скорости самолёту U-2. В качестве консультанта на командном пункте ПВО Китая присутствовал советский полковник Виктор Слюсарь. Через месяц в районе Волгограда ракетчики ПВО сбили на высоте 28 тысяч метров американский разведывательный аэростат. Но информация о дебютах ЗРК хранилась в тайне. После того как 9 апреля 1960 года U-2 совершил очередной разведывательный полёт над Семипалатинским ядерным полигоном и космодромом Байконур, американская администрация получила на неофициальном уровне предупреждение, что впредь советская ПВО будет сбивать нарушителей воздушного пространства СССР. Но, поскольку советская сторона не применяла зенитные ракетные комплексы даже при нескольких проходах разведчиков над целью, американцы считали, что высота полёта U-2 находится вне зоны поражения С-75.

Очередной разведывательный вылет состоялся 1 мая 1960 года. В этот день с авиабазы в Пешаваре взлетел U-2, пилотируемый сотрудником ЦРУ капитаном американских ВВС Фрэнсисом Пауэрсом. Ему предстояло выполнить полёт по маршруту Пешавар — Аральское море — Свердловск — Киров — Архангельск — Мурманск и произвести посадку на авиабазе Будё в Норвегии.

В 5 часов 36 минут по московскому времени самолёт вошёл в воздушное пространство СССР и вскоре приблизился к Свердловску. Для его перехвата было поднято семь истребителей Уральской армии ПВО. В 7 часов 27 минут с аэродрома Троицк были подняты два МиГ-15 с задачей перехвата и уничтожения самолёта-нарушителя госграницы на рубеже 250 километров от аэродрома вылета. Но U-2 прошёл на недоступной для МиГ-15 высоте около 20 тысяч метров.

С аэродрома Кольцово в 7 часов 40 минут был поднят высотный сверхзвуковой перехватчик Су-9 с задачей перехвата и уничтожения нарушителя тараном, но он цель не обнаружил и совершил посадку на аэродром Троицк. В 8 часов 28 минут с аэродрома Кольцово был поднят второй Су-9, также получивший приказ таранить нарушителя. Дело в том, на самолётах Су-9 отсутствовало вооружение, так как лётчики перегоняли их с завода в воинскую часть, а в Кольцово совершили посадку для дозаправки. После сброса баков и включения форсажа второй Су-9 на сверхзвуковой скорости вышел на курс полёта цели, но, имея большое превосходство в скорости, обогнал нарушителя, прошедшего на два километра выше.

Тогда задачу уничтожить U-2 получили ракетчики 57-й зенитной ракетной бригады (город Берёзовский). В 8 часов 53 минуты 2-й дивизион С-75, боевой расчёт которого возглавил исполнявший обязанности командира дивизиона майор Михаил Воронов, произвёл пуск ракеты.

На дальности 20 километров ракета поразила летевший на высоте 19 тысяч метров U-2. Стрельба велась практически вдогон, подрыв боевой части ракеты произошёл сзади снизу от самолета, у которого было отбито хвостовое оперение и поражён двигатель. Пилот катапультировался. Из-за отсутствия опыта боевого применения ЗРК ракетчики приняли обломки падавшего U-2 за постановку пассивных помех, и 1-й дивизион 57-й бригады по наиболее крупному обломку произвёл пуск ещё трёх ракет. Первой же ракетой самолёт был окончательно разрушен.

Между тем на работавших разрозненно командных пунктах авиации и ракетчиков сложилась нервная, взвинченная обстановка. Зенитная ракетная бригада не дала подтверждения о гарантированном уничтожении цели, а с КП авиации ПВО к командованию ракетчиков не поступила информация о поднятии на перехват U-2 ещё двух истребителей МиГ-19 с аэродрома «Кольцово». В результате в 9 часов 07 минут 4-й дивизион обнаружил и взял на сопровождение ещё одну цель.

Как позже выяснилось, это был МиГ-19, пилотируемый старшим лейтенантом Сергеем Сафроновым. По нему ракетчики произвели пуск ещё трёх ракет, самолёт был сбит, а старший лейтенант Сафронов, выполнявший боевую задачу, погиб. Пилот U-2 Френсис Пауэрс был пленён, боевой расчёт, сбивший его, был награждён правительственными наградами. Майор Михаил Воронов получил орден Красного Знамени, такой же награды, но посмертно, удостоен старший лейтенант Сергей Сафронов. Комиссия установила, что, выполняя свой воинский долг, лётчик успел отвести горящую машину от жилых районов города Дегтярска.

Полёты U-2, начавшиеся над нашей страной в день независимости США 4 июля, пришли к финалу в праздничный для СССР день 1 мая. Но только 6 мая советский лидер Никита Хрущёв объявил о перехвате нарушителя. Американские руководители надеялись, что Пауэрс привёл в действие систему самоликвидации самолёта, либо погиб, использовав имевшийся у него яд, поэтому были уверены, что доказательств разведывательной миссии U-2 нет. Но 16 мая в Париже на открытии саммита «большой четвёрки» Хрущёв сделал официальное заявление, представив доказательства шпионской миссии Пауэрса и потребовав от Эйзенхауэра принести публичные извинения за инцидент. Президент США вместе со своей делегацией покинул встречу, и вместо разрядки напряжённости начался очередной виток холодной войны.

19 августа 1960 года Фрэнсис Пауэрс был приговорён к десяти годам лишения свободы, но через полтора года его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

А в районе приземления лётчика Сафронова администрация и местные жители совместно с Советом ветеранов Уральской армии ПВО установили памятник отважному пилоту. Памятный знак установлен и на месте падения его самолёта, а именем лётчика названы одна из улиц Дегтярска и авиационный комплекс дальнего перехвата МиГ-31 в воинской части, где он служил.



Источники:
1. Николай ТИМОФЕЕВ. Областная газета (Свердловская область) 07.07.2011






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»