АБТУ, ГАВТУ, ГБТУ, ЦАВТУ, ГАБТУ: история

История образования Главного автобронетанкового управления берет начало в 1929 году, когда для разработки мероприятий по технической реконструкции Красной Армии была создана специальная комиссия под председательством С.С. Каменева. Одним из выводов ее работы было: «Учитывая масштабы начинающегося строительства в области механизации и моторизации, важность и новизну этого дела, признать совершенно необходимой скорейшую организацию особого Центрального управления Народного комиссариата по военным и морским делам, ведающего всеми вопросами моторизации и механизации».

3 ноября 1929 года на заседании Реввоенсовета было принято решение о создании Управления по механизации и моторизации РККА. Приказом Реввоенсовета СССР от 22 ноября 1929 года введено в действие положение об этом управлении, созданном на базе отдела механической тяги и секции механизации НТК ГАУ, автомобильного отдела и автотракторной секции НТК ГНУ и инспекции бронетанковых частей РККА.

С этого времени ведет свою историю Главное автобронетанковое управление. Все последующие изменения организационных структур Управления по механизации и моторизации РККА, в том числе и такие существенные, как разделение ГАБТУ на два самостоятельных центральных органа: Управление командующего БТ и MB и Главное автомобильное управление, сохраняли преемственность по линии бронетанковых войск.

Начальник УММ РККА был подчинен непосредственно народному комиссару по военным и морским делам. Ему подчинялись механизированные соединения и части, не входящие в состав военных округов, а по вопросам специальной технической службы – все механизированные войска РККА.

В ноябре 1934 года УММ РККА было преобразовано в Автобронетанковое управление (АБТУ), а с 26 июня 1940 года стало именоваться Главным автобронетанковым управлением Красной Армии.

Начальник ГАБТУ КА одновременно являлся начальником автобронетанковых войск Красной Армии и по этой линии осуществлял руководство начальниками АБТВ военных округов.

С началом Великой Отечественной войны организационная структура непрерывно совершенствовалась, ее изменения диктовались ростом мощи и численности бронетанковых войск и количеством автомобильной техники.

Постановлением ГКО 7 декабря 1942 года Главное автобронетанковое управление КА реорганизуется в два главных управления: Главное управление формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск КА и Главное бронетанковое управление КА.

Одновременно оформляется в самостоятельную службу Автомобильное управление. В январе 1943 года было сформировано Главное автомобильное управление (ГАВТУ) Красной Армии.

В ходе войны незначительные изменения происходили в Управлении командующего БТ и MB. Такая организационная структура Управления командующего БТ и MB просуществовала практически без изменений до 1953 года.

С 1953 года командующий БТ и MB стал именоваться начальником бронетанковых войск. Организационноштатная структура Управления начальника бронетанковых войск без особых изменений сохранялась до ноября 1960 года. В связи с тем, что к началу 60-х годов был создан Главкомат сухопутных войск, к ведению которого отошли комплектование личным составом и боевая подготовка, подготовка командных кадров, Управление начальника бронетанковых войск реорганизуется в Управление начальника танковых войск. В этом виде Управление НТВ без значительных изменений существовало до середины 1980 года, когда было преобразовано в Главное бронетанковое управление. Такая структура сохранялась до 1995 года.

Главное автомобильное управление Красной Армии в послевоенный период также претерпело некоторые изменения в названии и подчиненности.

В январе 1946 года ГАВТУ КА преобразовано в Автомобильное управление Вооруженных Сил с подчинением начальнику тыла ВС. В 1949 году на базе Автомобильного управления ВС и Тракторного управления ГАУ ВС формируется Главное автотракторное управление. В 1953 году оно преобразовано в Автотракторное управление МО, которое в 1961 году было преобразовано в Центральное автотракторное управление МО. В декабре 1982 года Центральное автотракторное управление МО переименовано в Главное автомобильное управление МО. До 1963 года управление подчинялось начальнику тыла, министру Вооруженных Сил, Главнокомандующему сухопутными войсками, а с 1963 года – только министру обороны.

В декабре 1994 года ГБТУ МО и ГЛАВТУ МО переформированы в Главное автобронетанковое управление МО РФ (ГАБТУ).

Источник:
1. Военный парад, ноябрь-декабрь 2004 г.


GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»