Протокол
о процедурах, регулирующих классификацию боевых вертолетов и переклассификацию многоцелевых ударных вертолетов


     Государства-участники настоящим  соглашаются  о  процедурах   и
положениях,   регулирующих   классификацию   боевых   вертолетов   и
переклассификацию многоцелевых ударных вертолетов, как предусмотрено
в  статье  VIII Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19
ноября 1990 года, ниже именуемого Договором.


                              Раздел I
          Общие требования, предъявляемые к классификации
                         боевых вертолетов

     1. Боевые  вертолеты  классифицируются  как  специализированные
ударные  вертолеты,  многоцелевые  ударные  вертолеты  или вертолеты
боевого обеспечения  и  перечисляются  как  таковые  в  Протоколе  о
существующих типах.
     2. Все   модели   или   варианты   того    или    иного    типа
специализированного    ударного   вертолета   классифицируются   как
специализированные ударные вертолеты.
     3. Независимо  от  положений  пункта 2 настоящего раздела и как
особое исключение к этому  пункту  Союз  Советских  Социалистических
Республик  может  иметь  в  наличии  суммарное общее количество,  не
превышающее 100 единиц вертолетов Ми-24р и Ми-24к, оборудованных для
ведения      разведки,      корректировки     или     для     отбора
химических/биологических/радиологических проб,  которое не подпадает
под  ограничения  на  ударные  вертолеты в статьях IV и VI Договора.
Такие  вертолеты  подлежат  обмену  информацией  в  соответствии   с
Протоколом   об  обмене  информацией  и  инспектированию  изнутри  в
соответствии с  пунктом  30  раздела  VI  Протокола  об  инспекциях.
Вертолеты    Ми-24р    и    Ми-24к,    превышающие   этот   уровень,
классифицируются   как   специализированные    ударные    вертолеты,
независимо от того,  как они оборудованы,  и засчитываются в уровень
для ударных вертолетов в статьях IV и VI Договора.
     4. Каждое  государство-участник,  имеющее  в наличии как модели
или  варианты  вертолета  боевого  обеспечения,  так  и  модели  или
варианты  многоцелевого  ударного  вертолета  того  или  иного  типа
вертолета,  классифицирует  как  ударные  вертолеты  все  вертолеты,
которые  имеют  любые  из  отличительных признаков,  перечисленных в
пункте  1  раздела  III  настоящего   Протокола,   и   имеет   право
классифицировать  как вертолеты боевого обеспечения любые вертолеты,
которые не имеют ни одного из отличительных признаков, перечисленных
в пункте 1 раздела III настоящего Протокола.
     5. Каждое государство-участник, имеющее в наличии только модели
или  варианты  вертолета  боевого  обеспечения  того  или иного типа
вертолета,  включенного  как   в   перечень   многоцелевых   ударных
вертолетов,  так  и  в  перечень  вертолетов  боевого  обеспечения в
Протоколе о существующих типах,  имеет право классифицировать  такие
вертолеты как вертолеты боевого обеспечения.


                             Раздел II
        Общие требования, предъявляемые к переклассификации

     1. Только  боевые  вертолеты,  которые   классифицированы   как
многоцелевые   ударные   вертолеты   в   соответствии   с  правилами
классификации,   изложенными   в   настоящем   Протоколе,   отвечают
требованиям для переклассификации в вертолеты боевого обеспечения.
     2. Каждое государство-участник имеет право переклассифицировать
отдельные  многоцелевые  ударные  вертолеты,  которые имеют любые из
отличительных  признаков,  изложенных  в  пункте   1   раздела   III
настоящего Протокола,  только путем переоборудования и сертификации.
Каждое   государство-участник   имеет   право   переклассифицировать
отдельные  многоцелевые ударные вертолеты,  которые не имеют никаких
отличительных  признаков,  изложенных  в  пункте   1   раздела   III
настоящего Протокола, только путем сертификации.
     3. Каждое  государство-участник  использует  любые  технические
средства,  которые оно считает необходимыми, для выполнения процедур
переоборудования, изложенных в разделе III настоящего Протокола.
     4. Каждый    боевой   вертолет,   подпадающий   под   процедуру
переклассификации, несет на себе заводской серийный номер, постоянно
выбитый на основном структурном элементе планера.


                             Раздел III
                     Процедуры переоборудования

     1. Переоборудуемые  многоцелевые  ударные  вертолеты   лишаются
способности   применять   в   дальнейшем  управляемое  оружие  путем
демонтажа следующих компонентов:
     (A) оборудования,   специально  предназначенного  для  подвески
управляемого оружия,  такого,  как  специальные  узлы  подвески  или
пусковые   устройства.   Любые   такие  специальные  узлы  подвески,
встроенные  в  вертолет,  а   также   любые   специальные   элементы
универсальных    узлов    подвески,    которые   предназначены   для
использования только с управляемым оружием,  приводятся в состояние,
не позволяющее их дальнейшее использование с управляемым оружием; и
     (B) всех  комплексных  систем  управления  огнем  и   наведения
управляемого оружия, включая проводку.
     2. Государство-участник     предоставляет      всем      другим
государствам-участникам следующую информацию либо по меньшей мере за
42 дня до переоборудования первого вертолета того  или  иного  типа,
или    при    вступлении   в   силу   Договора   в   случае,   когда
государство-участник объявляет как многоцелевые  ударные  вертолеты,
так и вертолеты боевого обеспечения одного и того же типа:
     (A) принципиальную   блок-схему,   отражающую   все    основные
компоненты   комплексной   системы   управления  огнем  и  наведения
управляемого    оружия,    а    также    компоненты    оборудования,
предназначенного   для   установки   управляемого  оружия,  основное
назначение компонентов,  описанных в пункте 1 настоящего раздела,  и
функциональные связи таких компонентов между собой;
     (B) общее описание процесса переоборудования,  включая перечень
компонентов, которые будут демонтированы; и
     (C) фотоснимок каждого компонента,  который будет демонтирован,
иллюстрирующий  место  его  установки  в  вертолете до демонтажа,  и
фотоснимок того же самого  места  после  демонтажа  соответствующего
компонента.


                             Раздел IV
                       Процедуры сертификации

     1. Каждое  государство-участник,   которое   переклассифицирует
многоцелевые  ударные  вертолеты,  придерживается следующих процедур
сертификации  с  тем,  чтобы  обеспечить,  что  такие  вертолеты  не
обладают никакими отличительными признаками, перечисленными в пункте
1 раздела III настоящего Протокола.
     2. Каждое    государство-участник    уведомляет    все   другие
государства-участники  в  соответствии  с  пунктом  3   раздела   IX
Протокола об инспекциях о каждой сертификации.
     3. Каждое государство-участник имеет право проводить  инспекцию
сертификации  вертолетов  в  соответствии с разделом IX Протокола об
инспекциях.
     4. Процесс   переклассификации   считается  завершенным,  когда
завершаются процедуры сертификации,  изложенные в настоящем разделе,
независимо  от  того,  использует ли какое-либо государство-участник
права по инспекции сертификации,  описанные в  пункте  3  настоящего
раздела  и  разделе IX Протокола об инспекциях,  при условии,  что в
течение  30  дней  с  момента  получения  уведомления  о  завершении
сертификации и переклассификации, предоставленного согласно пункту 5
настоящего раздела, ни одно государство-участник  не  уведомило  все
другие  государства-участники  о том,  что оно считает,  что имеется
неясность,  относящаяся к процессу сертификации и переклассификации.
В случае, если возникает такая неясность, такая переклассификация не
считается  завершенной  до  разрешения   вопроса,   относящегося   к
неясности.
     5. Государство-участник,  проводящее  сертификацию,  уведомляет
все  другие  государства-участники  в  соответствии  с  разделом  IX
Протокола   об    инспекциях    о    завершении    сертификации    и
переклассификации.
     6. Сертификация  проводится  в  пределах   района   применения.
государства-участники,   принадлежащие  к  одной  и  той  же  группе
государств-участников,  имеют право совместно использовать места для
сертификации.


                              Раздел V
              Процедуры обмена информацией и контроля

     Все боевые вертолеты  в  пределах  района  применения  подлежат
обмену  информацией в соответствии с положениями Протокола об обмене
информацией  и  контролю,  включая  инспекцию,  в   соответствии   с
Протоколом об инспекциях.


GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»