:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...











в 1994-1996 годах федеральная авиация использовала против чеченских банд формирований в основном неуправляемое оружие

После поспешного ухода в 1992 г. российских войск из Чечни на ее аэродромах было оставлено 265 самолетов двух учебных авиаполков Армавирского ВВАУЛ, Войск ПВО и учебного авиационного центра бывшего ДОСААФ СССР, которые потенциально могли использоваться в боевых действиях. Из них 260 машин являлись чешскими учебно-боевыми самолетами (149 - Л-29 "Дельфин" и 111 - Л-39 "Альбатрос"), каждый из которых мог нести два блока неуправляемых ракетных снарядов (НУРС) УБ-16 или до 250 кг бомбовой нагрузки; остальными самолетами были МиГ-15. Чеченская авиация базировалась на трех аэродромах - Грозный-Северный, Ханкала и Калиновская. ПВО аэродромов обеспечивалась 8-10 ЗСУ-23-4 "Шилка", установками ЗУ-23 и пулеметами ДШК, приспособленными для стрельбы по воздушным целям.

При подготовке к боевым действиям лидеры самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия значительное внимание уделяли авиации и способам ее применения. Например, чеченцы изучили опыт Швеции, Швейцарии, Германии и других стран по использованию в качестве взлетно-посадочной полосы прямолинейных участков шоссе с твердым покрытием, для чего велась их активная подготовка. Придавалось значение и восстановлению самолетного парка. По данным федеральной разведки, к ноябрю 1994 г. из указанного количества чеченских самолетов в боеспособном состоянии находились не более 40%, или около 100 машин. Остальные машины использовались в качестве источника запчастей или были неисправны.

Наличие и подготовка чеченского летного состава оставляло желать много лучшего. К началу боевых действий, по данным командующего ПВО Сухопутных войск РФ, Чечня насчитывала 41 подготовленного летчика, причем состав их был разнороден: большинство из них, предположительно, были либо призванными из запаса, либо пилотами гражданской авиации, либо летчиками, прошедшими начальную летную подготовку. Помимо них в Грозном находились 8-9 опытных летчиков-наемников, бывших офицеров Советской Армии, прибывших из различных стран СНГ.

Надо полагать, что именно они пролетели в строю эскадрильи самолетов Л-29 6 сентября 1994 г. во время военного парада по случаю Дня независимости. Помимо указанного летного состава в Турцию была направлена из Чечни группа курсантов (по разным данным от 40 до 100 человек) для обучения летного дела, но к моменту начала боевых действий они еще не вернулись. Сам генерал Джохар Дудаев, бывший летчик дальней авиации, был явно не в счет.

К 30 ноября по меньшей мере одна чеченская эскадрилья самолетов Л-29 "Альбатрос" (12 машин) находилось в состоянии боевой готовности. По некоторым данным, согласно одному из планов Дудаева под кодовым обозначением "Лассо", в 1994 г. с помощью этих самолетов планнировалось нанесение ударов по АЭС и химическим производствам на территории РФ.

РАЗВЕРТЫВАНИЕ

После того как штурм Грозного отрядами антидудаевской группировки 26 ноября 1994 г. закончился провалом, стало ясно, что наведение конституционного порядка в Чечне и военные операции по ликвидации "незаконных вооруженных формирований" (НВФ), а по сути своей - настоящей армии, может быть обеспечено только с помощью федеральных войск.

К вечеру 29 ноября на нескольких аэродромах Северо-Кавказского военного округа (СКВО) с большими трудностями удалось сосредоточить "оперативно целесообразную и боеготовую авиационную группировку" численностью около 140 боевых самолетов, включая истребители-бомбардировщики Су-17М, фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25. Основу группировки составили подразделения 4 воздушной армии (ныне 4 армия ВВС и ПВО). Позднее они были усилены частями разведывательной, бомбардировочной и дальней авиации (Ту-22М3) из других округов.

И без того непростой процесс создания группировки в данном случае осложнялся общим состоянием военно-воздушных сил. По словам генерал-полковника авиации Петра Дейнекина, Главнокомандующего ВВС РФ в то время, отсутствия должного уровня финансирования не только не позволило вести работы по совершенствованию аэродромной сети, но и "создать необходимые запасы материальных средств: боеприпасов, горюче-смазочных материалов, запчастей и продовольствия. К началу операции они составили не более 50% от установленных норм". В ходе операции восполнение расходов этих средств в значительной степени осуществлялось не за счет промышленных поставок, а из запасов других авиаобъединений. Недостаток запчастей и агрегатов вызвал трудности с обеспечением исправности самолетного парка.

Недостаток материальной обеспеченности привел к тому, что значительная часть летного состава утратила навыки полетов в сложных метеоусловиях и применения авиационного оружия. А предстояла работа в крайне сложных, характерных для Северо-Кавказского региона метеоусловиях, особенно в осенне-зимней период (низкая облачность, обледенение самолетов и вертолетов в воздухе и аэродромов на земле, снегопады и туманы).

Одновременно с ВВС силами авиации СКВО на трех аэродромах (Моздок, Беслан и Кизляр) была создана группировка армейской авиации в составе 55 вертолетов (Ми-24, Ми-26, Ми-8 и специальное звено управления и связи на Ми-9). Летчиков для Ми-24 и Ми-8 собирали из 3 полков. 50% командиров экипажей составляли летчики прошедшие войну в Афганистане и имевшие подготовку по уровню 1-го класса, то есть способные выполнять межаэродромные полеты при нижней кромке облачности 100 м и видимостью 1 км. Однако их годовой налет составлял всего 40-50 часов при норме 100-150 часов.

Переброску личного состава и боевой техники на аэродром Моздок и Беслан выполняли самолеты военно-транспортной авиации (Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124 и Ил-76). В район конфликта было также направлено авиационное соединение войск МВД. На аэродроме Моздок первоначально базировалась практически вся авиация, и с него выполняли полеты почти все вертолеты и самолеты.

ПЕРВЫЕ УДАРЫ

Данные армейской и авиационной разведки показывали, что дудаевцы активно готовятся к боевым действиям - возводятся блокпосты, укрепрайоны, выдвигается на огневые позиции бронетанковая техника, на аэродромы подвозится горючее и боеприпасы. Первыми самолетами, которые приступили к действиям, были фронтовые разведчики Су-24МП, обеспечившие в конце ноября воздушную разведку чеченских аэродромов и других военных объектов. С них велась аэрофотосъемка основных объектов.

Хотя чеченская авиация располагала только возможностями по применению неуправляемого оружия, она представляла угрозу для авиабаз, военных объектов, а также федеральных войск при выдвижении в заданные районы. Было принято решение нанести предупреждающий удар по чеченским аэродромам с целью уничтожения авиационной группировки Дудаева на земле. Первый удар был нанесен штурмовиками Су-25 рано утром 1 декабря 1994 г. по аэродромам Калиновская и Ханкала, где базировались боевые чеченские самолеты. Атака производилась с применением НУРС и авиационных бомб. В результате налета была уничтожена на земле вся боевая авиация Дудаева. Чеченская ПВО аэродромов была застигнута в расплох благодаря эффекту внезапности, не было потеряно ни одного из атакующих самолетов.

Во второй половине дня налету подвергся аэропорт Грозный-Северный, где российской авиацией были уничтожены прочие чеченские самолеты, в том числе и личный самолет Дудаева и несколько вертолетов. Утверждают, что удары наносились штурмовиками настолько прицельно что практически не были повреждены взлетно-посадочные полосы, здания аэровокзального комплекса и аэродромное оборудование получили минимальные повреждения. На этот раз по атакующим самолетам велся сильный зенитный огонь, но и на этот раз обошлось без потерь.

В начале декабря ударом с воздуха были подвергнуты укрепрайон "Катаяма" в северо-западном пригороде Грозного и база Шалинского танкового полка.

ПОДДЕРЖКА ШТУРМА ГРОЗНОГО

11 декабря в 7 часов утра федеральные войска с трех направлений (с севера, востока и запада) вошли в Чечню. Начался второй этап операции, в ходе которой ВВС выполняли задачи по авиационной поддержке федеральных войск на маршрутах выдвижения, при блокировании и овладении Грозным, а также обеспечению изоляции районов боевых действий, ведению воздушной разведки, фотоконтроль результатов ударов освещение поля боя в ночных условиях.

Действия российской авиации во многом ограничивалось сложными метеоусловиями (СМУ). За весь декабрь было всего 2 дня с ясной солнечной погодой. Наличие СМУ существенно ограничивало возможности фронтовой авиации по применению высокоточного оружия с лазерным или телевизионным наведением. Именно это обстоятельство, по словам Петра Дейнекина, послужило основанием для привлечения к выполнению боевых задач фронтовых бомбардировщиков Су-24М, которые днем и ночью в СМУ наносились бомбовые удары вне видимости земли по радиолокационным ориентирам.

Основными видами высокоточного оружия, применявшегося с бомбардировщика Су-24М, когда позволяли метеоусловия, были корректируемые авиабомбы (КАБ) калибра 500 кг с лазерным (КАБ-500Л) и телевизионным наведением (КАБ-500КР), управляемые ракеты Х-25МЛ. Тяжелые КАБ-1500Л с лазерным наведением применялись значительно реже. Широко использовались также обычные бомбы. Самолеты Су-24М выполняли бомбометание с высот 4-5 тысяч м на скорости 800-900 км/ч.

В период с 21 по 24 декабря бомбардировкам подверглись укрепрайоны и военные городки в окрестностях Грозного, танкоремонтные цеха завода "Красный молот", укрепленные позиции боевиков около дворца Дудаева и антенна местного телецентра, с помощью которой осуществлялась связь и координация действий экстремистов по всей территории Чечни.

21 декабря над Чечней был восстановлен полный контроль воздушного пространства. С этого дня самолеты ДЛРО А-50 создали в зоне республики и на прилегающих районах сплошное радиолокационное поле. Постоянно осуществляли боевое воздушное патрулирование истребители-перехватчики МиГ-31 и Су-27 с целью воспрещения возможного воздушного моста для поставки боевиками по воздуху оружия и подкреплений.

22 декабря 1994 г. две пары бомбардировщиков Су-24М успешно нанесли удары бомбами ФАБ-500 по отрядам боевиков, подтягивающихся с северно-восточного направления к Грозному по шоссе Старая Сунжа-Беркет-Юрт. Бомбили также мосты через реку Сунжа. С 24 декабря президент Ельцин с целью "успокоения общественного мнения" наложил запрет на бомбардировки Грозного, но воздушные удары по военным целям за пределами города продолжались. В это время для изоляции района боевых действий и препятствования подхода к осажденным в городе боевикам подкреплений стали применять бомбардировщики дальней авиации Ту-22М3, которые были по местам скопления и путям выдвижения дудаевцев в районах Аргуна, Гудермеса и Шали.

Несмотря на улучшение метеоусловий 29 декабря, из-за действующего запрета президента штурм Грозного проводился без авиационной поддержки, что привело к неоправданно высоким потерям со стороны российских войск. Штурмовики Су-25 и бомбардировщики Су-24М стали применять (и то в ограниченных масштабах) по целям в городе только 3 января 1995 г. по вызовам наземных войск для подавления узлов обороны боевиков и блокирования путей подхода подкреплений. В ряде случаев близость позиций российских войск и дудаевцев требовала от летного состава и авианаводчиков крайней точности в работе. Были и случаи, когда из-за ошибок в целеуказании или из-за стремительно развивавшейся ситуации поражались здания, уже занятые российскими войсками.

29 декабря с бомбардировщика Су-24М прямым попаданием КАБ-500Л была разрушена дамба южнее населенного пункта Чечен-Аул.

В начале января бомбардировщики Су-24М с помощью бомб КАБ-1500Л уничтожили 2 шоссейных моста через реку Аргун восточнее Грозного, по которой осуществлялась переброска подкреплений боевиков в зоны боевых действий. Высокоточное оружие стало применяться по малоразмерным целям и в черте города. Работа велась и ночью при освещении города осветительными бомбами, которые сбрасывали бомбардировщики Ту-22М3.

Наиболее ярким и впечатляющем в военном отношении успехом суховских самолетов в начале 1999 г. стало уничтожение главного штаба дудаевских формирований, расположенного в бывшем здании грозненского обкома КПСС - дворце Дудаева. По не совсем понятным причинам ранее это здание не подвергалось ударам авиации, и в нем разместился главный штаб боевиков. К тому же дворец, построенный с учетом повышенных норм прочности, был превращен экстремистами в мощный опорный пункт с подземным переходом, связывающим один из корпусов с бункером Дудаева. Обстрел здания артиллерийско-минометным огнем не давал желаемого результата.

17-18 января, как только позволили погодные условия, штурмовики Су-25 нанесли по штабу боевиков несколько авиаударов с применением тяжелых НУРС С-24 и бетонобойных бомб БЕТАБ-500. Ракеты были успешно применены по заданию, а бомбы поразили бункер и переход. Только в подземельях погибло не менее 130 боевиков. 19 января разведбатальон федеральных войск захватил президентский дворец.

После падения дворца дудаевцы отошли из центра города за реку Сунжа, а позже начали общий отвод сил из Грозного. Фронтовая и армейская авиация стала выполнять задачи прерывания коммуникаций и изоляции района боевых действий с целью предотвращения отхода крупных сил противника. В ходе этой операции было уничтожено два БТРа и более 50 транспортных средств с боевиками.

Самолеты работали не только в Грозном и его окрестностях. 25 января для "грачей" стал большим рабочим днем. "Двадцать пятые" силами 18 штурмовиков уничтожили подземные склады боеприпасов и военного имущества боевиков, которые те разместили в четырех шахтах бывшей базы баллистических ракет средней дальности Р-12 северо-западнее Бамута. Когда-то эта база входила в состав советских Ракетных войск стратегического назначения. В тот же день "грачи" "расклевали" еще один крупный склад боеприпасов противника в районе села Аршты, а в Шали атаковали скопление боевиков и бронетехники.

До февраля самолеты ВВС не имели потерь, хотя 12 штурмовиков имели повреждения от зенитного огня. Все машины вернулись на свои базы - один из самолетов дотянул до аэродрома с разбитым стабилизатором, другой - на одном двигателе. Первые потери произошли 3 февраля, когда бомбардировщик Су-24, летевший на малой высоте в плотном тумане, врезался в гору юго-восточнее станицы Червленная. Экипаж погиб. По всей вероятности причиной стал отказ бортовой навигационной системы. 4 февраля во время атаки мощного опорного пункта боевиков южнее Чечен-Аула огнем 3СУ-23-4 "Шилка" из засады был сбит штурмовик Су-25. Летчик успел катапультироваться, но предположительно был убит боевиками после приземления.

10 февраля по укрепрайону "Черноречье", расположенному юго-восточнее Грозного, в котором находился командный пункт противника, был нанесен массированный удар. Он выполнялся в три волны, с применением артиллерии, ракетных систем залпового огня, самолетов Су-25 и ударных вертолет Ми-24. Укрепрайон был уничтожен. К началу марта, после освобождения Грозного и его окрестностей, наступило некоторое затишье.

За 3,5 месяца боевых действий (с 1.12.1994 по 17.03.1995) российские ВВС помимо всей авиации Дудаева уничтожили в Чечне 20 танков, 25 БТР, 6 самоходных зенитных установок, до 10 артиллерийских орудий и более 130 автомобилей военного назначения. Разрушено 7 мостов, несколько складов горюче-смазочных материалов и боеприпасов и другие военные объекты противника. За указанный период было потеряно два самолета (Су-25 и Су-24), при чем один из них при отсутствии огневого воздействия со стороны противника, 14 самолетов было повреждено зенитным огнем.

НАД ВСЕЙ ЧЕЧНЕЙ

Выйдя на ближние подступы к городу Аргун, федеральные войска вместо штурма предприняли попытки вступить в переговоры с дудаевцами, что привело к потере темпа наступления, дало возможность боевикам перегруппировать свои силы и укрепить позиции. Такое положение продолжалось вплоть до 20 марта. Для препятствования подтягиванию противником резервов фронтовая и армейская авиация нанесла ряд скоординированных ракетно-бомбовых ударов по местам сосредоточения боевиков в районах сел Атаги, Шаами-Юрт, Шали и Мескер-Юрт. 21 марта российские войска перешли в наступление. 22 марта дудаевцы при поддержке танков пытались деблокировать Аргун со стороны Шали и Гудермеса, на вызванные штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-24 заставили боевиков отступить от города, понеся большие потери. Вертолеты с помощью ПТУР "Штурм" уничтожили 9 танков и бронемашин, а "грачи" атаковали пехоту противника с помощью НУРС С-8 с кумулятивно-осколочной боевой частью. 23 марта Аргун пал, а 30 марта был взят второй по величине город Чечни - Гудермес. В отличие от Грозного при взятии Аргуна и Гудермеса точечным авиаударам подверглись только опорные пункты и позиции бронетехники на окраинах этих городов.

С начала апреля погода в Чечне заметно улучшилась, что позволило активизировать действия штурмовиков и вертолетов. Характерной особенностью применения авиации (на примерах боев за Шали и в середине апреля за горное село Бамут) является проведение наступательной операции сухопутных войск без предварительной авиационной обработки линии и очагов обороны противника. Российское командование объясняло подобную тактику (в отличие от классических военных действий) желанием избежать разрушений и жертв среди мирного населения. И только натолкнувшись на ожесточенное сопротивление боевиков и понеся значительные потери, войска вызвали для поддержки штурмовики и вертолеты. От этой порочной тактики отказались только в мае, когда осмыслили происходящее, и боевые действия переместились в горные районы с малой плотностью населения.

Темп боевых действий опять был замедлен мораторием на применения вооруженной силы в Чечне с 28 апреля по 12 мая, провозглашенным президентом Ельциным в преддверии праздников 1 мая и 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Федеральные силы вынуждены были прекратить боевые действия, ведя только патрульные и разведывательные полеты над чеченской территорией. Дудаевцы, со своей стороны, получили возможность использовать эту передышку для наращивания сил и укрепления своих позиций, не упуская возможности обстрелять блокпосты и автоколонны федеральных войск.

В этот очередной "мирный" период 5 мая был потерян один штурмовик Су-25. В этот день пара самолетов выполняла на малой высоте патрульный полет в районе населенного пункта Беной. При огибании ведущим горной гряды внезапно по нему с фланга из засады ударил ДШК со склона горы. Самолет врезался в землю. Летчик погиб еще в воздухе - пули пробили небронированное боковое стекло фонаря кабины.

ПОСЛЕ ПЕРЕДЫШКИ

В ходе объявленной передышки боевикам удалось скрытно подтянуть значительную часть своих сил к Грозному, и 14 мая 1995 г. они начали массированный минометный и артиллерийский обстрел города. 15 мая федеральные войска при поддержке авиации отбросили экстремистов от города. В этот же день российские войска начали общее наступление в глубь горных районов. По мере продвижения федеральных войск сопротивление дудаевцев нарастало. Наступающим войскам оказывалась усиленная авиационная поддержка силами фронтовой и армейской авиации. основными целями авиации были как площадные (места скопления боевиков), так и точечные цели (опорные пункты, склады боеприпасов, пункты управления боевыми действиями, бронетанковая техника). В этих боевых операциях были широко задействованы "сухо-милевские" машины (самолеты Су-24М и Су-25, вертолеты Ми-8МТ и Ми-24).

21 мая бомбардировщик Су-24М с помощью одной КАБ-500КР с телевизионной системой наведения уничтожил здание, занятое отрядом боевиков, юго-западнее населенного пункта Дачу-Борзой. 24 мая самолетом того же типа был уничтожен склад оружия и боеприпасов, размещенный дудаевцами в пещере южнее населенного пункта Зоны. Данные фотоконтроля подтвердили прямое попадание двух КАБ-500Л с лазерной системой наведения в створ пещеры.

Центром, где сосредоточились различные командные структуры противника после отхода боевиков в горные районы, стал поселок Ведено, который представлял собой сильно укрепленный пункт. Перед авиацией федеральных сил была поставлена задача ликвидировать командные структуры дудаевцев и средства управления их формированиями. 28 мая Су-24 одиночной бомбой КАБ-500КР поразил левое крыло здания главного штаба боевиков, расположенного в поселке. 31 мая в ходе очередного авиационного налета парой "двадцать четвертых" были уничтожены в первом заходе клуб, в котором размещалась мощная радиостанция боевиков, и сам штаб. Во время других двух заходов были уничтожены здания особого отдела и военной комендатуры. В этот же день "грачи" бомбили позиции чеченских формирований в горловинах Веденского и Аргунского ущелий.

После взятия российскими войсками 3 июня стратегически важного пункта Ведено дудаевцы полностью утратили единое командование и управление боевыми формированиями, а также последнюю тяжелую бронетехнику. Потеря боевиками Ведено завершила изоляцию двух военных группировок противника - шатойской и ножай-юртовской. В тот же день бомбардировщиком Су-24М был уничтожен пункт управления и связи боевиков, расположенный в Шатое. По цели была применена одиночная бомба КАБ-500КР.

11 июня началась операция по захвату Шатоя, последнего из 12 горных райцентров Чечни. 14 июня Шатой был взят федеральными силами. После завершения блокады этого населенного пункта 13 мая боевики ночью его покинули и ушли тропами в горы. После потери Шатоя организованное сопротивление боевиков было фактически сломлено.

14 июня 1995 г. был отмечен чудовищным терактом в Буденновске, после чего боевики вернулись на свои прежние позиции. Действия федеральной авиации еще продолжались некоторое время. 16 июня бомбардировщик Су-24М выполнил одиночное бомбометание по строению, занятому боевиками, в районе базирования дудаевцев юго-западнее Ведено. Цель была поражена бомбой КАБ-500Л. 16 августа двумя КАБ-500Л с самолета Су-24М прямым попаданием была уничтожена база подготовки и отдыха боевиков в районе озера Голубое. На следующий день была уничтожена база боевиков в трех километрах южнее Рошни-Чу с применением двух КАБ-500Л. Бомбометание выполнялось также самолетом Су-24М.

В период с марта по июль 1995 г. потери ВВС составили два штурмовика Су-25 и один бомбардировщик Су-24М, причем потери непосредственно от огневого воздействия понесли самолеты Cу-25 - оба "грача" были сбиты зенитным огнем (3СУ-23-4, ДШК) из засад. Боевые повреждения получили 24 самолета. Самые большие потери понес штурмовой авиационный полк, дислоцируемый в Буденновске.

После лета 1995 г. боевая авиация в Чечне применялась в очень ограниченных масштабах. В частности, 10 января 1996 г. после рейда отряда Радуева на Кизляр в районе села Превомайское был высажен тактический воздушный десант.

Отдельного исследования заслуживает история гибели Джохара Дудаева в ночь с 21 на 22 апреля 1996 г. в районе населенного пункта Рошни-Чу. Вполне вероятно, что в ходе этой операции использовалась авиационная ракета класса "воздух-РЛС", однако эта версия нуждается в подтверждении.

АРСЕНАЛЫ

Основным оружием российской авиации в боевых действиях 1994-1996 гг. были НУРС С-5, С-8, С-24Б, фугасные бомбы ФАБ-250 и ФАБ-500 калибра 250 и 500 кг соответственно, осколочные и осколочно-фугасные бомбы, а также бетонобойные бомбы БетАБ-500 против высокопрочных точечных целей.

Применение высокоточного управляемого оружия ограничивалось погодными условиями в тех случаях, когда они позволяли использовать управляемые ракеты Х-25МЛ с лазерной системой наведения и корректируемые авиабомбы КАБ-500Л, КАБ-500КР с лазерной и телевизионной системами наведения соответственно. В отдельных случаях (например, для поражения мостов) применялись тяжелые КАБ-1500Л. Боеприпасы объемно-детонирующего действия (бомбы, НУРС с такими боевыми частями) не применялись.

В целом за время боевых действий доля высокоточных боеприпасов составила всего лишь 3% от общего количества примененных авиационных средств поражения.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Практически все зенитные средства дудаевцев были размещены на подвижной базе: 3СУ-23-4 "Шилка", 3У-23 на шасси "КамАЗов", пулеметы ДШК на джипах "Чероки", вездеходах "Тойота" и УАЗ-469, гранатометы и стрелковое оружие, перевозимые на легковых машинах. К началу боевых действий дудаевцы располагали около 40 мобильными установками ЗУ-23, более 80 установками с ДШК и 20 ЗСУ "Шилка", часть из которых имела радиолокационное наведение. Кроме того, противник имел на вооружении ПЗРК "Стрела-3", "Игла-1" и "Стингер". Данные о количестве ПЗРК расходятся: по словам одних - "их было, по - видимому немного, неоднократные пуски таких ракет отмечали российские летчики"; по словам других - "были зафиксированы несколько их пусков по самолетам и вертолетам федеральных сил". Все источники (в том числе и официальные) сходятся в другом - на вооружении дудаевцев ПЗРК были и, как сообщалось, "захватывались склады с большими запасами этих ракет", однако в боевых действиях широкого применения они не получили.

Причин тому было несколько. Во-первых, опыт, накопленный летчиками самолетов и вертолетов в Афганистане, позволил избежать поражения этими средствами. Простейшим способом снижения потерь от ПЗРК является уход на высоты, где эти ракеты не страшны. Правда, атаки с высот 4-4,5 тыс.м имеют меньшую точность и, как следствие увеличивают расход боеприпасов и вызываемое разрушение в районе цели. Другим способом является уход на предельно малые высоты и полет с выполнением противозенитных маневров, что доступно только летчикам высокой квалификации.

Наиболее радикальным способом является увеличение общей боевой живучести летательного аппарата за счет определенных конструктивных решений, а также путем постановки помех головки самонаведения ракеты ПЗРК. На штурмовиках Су-25 прошедших соответствующую доработку в Афганистане широко применялся отстрел ИК-ловушек, и, как утверждают, в этом случае не было зафиксировано ни одного попадания.

Другая причина заключалась в неподготовленности боевиков к применению такого не совсем простого оружия. Одной из проблем были аккумуляторы к этим зенитным комплекса, которые имеют ограниченный срок активной работы: около 40 секунд после обнаружения цели до пуска, после чего выходят из строя. Угол захвата головки самонаведения (ГСН) ракет "Стингер" является небольшим, и обеспечить за минимальное время проведение ПЗРК в боевую готовность и захват воздушной цели ГСН является трудной задачей для плохо подготовленных операторов комплекса.

Применявшийся боевиками ПЗРК "Игла-1" превосходит "Стингер" по эксплуатационной надежности и простоте боевого применения, по скорости полета и по мощности боевой части - масса боевой части 600 г против 500 г у "Стингера".

Значительно больше против низколетящих самолетов и особенно вертолетов применялось более простое оружие - гранатометы РПГ-5 и РПГ-7. В общем, слабая система ПВО (по своим тактико-техническим характеристикам) боевиков компенсировалась четкой организацией и некоторыми особенностями применения. Все подвижные средства ПВО противника четко управлялись с помощью хорошо налаженной радиосвязи (которой федеральные силы не ставили помех, а в лучшем случае занимались радиоперехватом), умело маскировались на местности, постоянно меняли огневые позиции, что затрудняло их обнаружение и уничтожение. Одной из особенностей тактики применения этих средств ПВО было использование засад - боевые расчеты чеченцев старались не обнаруживать себя до того момента, когда самолет или вертолет войдет в зону эффективного огня, а затем открывали массированный огонь на поражение с нескольких точек. Часто противник выставлял свои средства ПВО на направлениях пролета штурмовиков, у объектов предполагаемых ударов, и в благоприятный момент открывал огонь на поражение.

Другой особенностью была высокая плотность зенитного огня, одновременно ведущегося всем комплексом имеющегося у противника вооружения по одной цели: стрелковым оружием, крупнокалиберными пулеметами, зенитными пушками и гранатометами. Ни один сбитый или поврежденный, но дошедший до своей базы вертолет, не имел пробоин только от одного средства ПВО.

Действия ВВС РФ по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики (29 ноября 1994 - 14 сентября 1996 года)

Всего выполнен 17241 самолето-вылет (с/в)

  • Фронтовая авиация. Налет - 22532 часа. Всего выполнено - 13842 с/в, в т.ч.:
    • нанесение ударов по заранее заданным целям - 5656 с/в
    • авиационная поддержка - 1115 с/в
    • свободная охота - 1284 с/в
    • воздушная разведка - 1198 с/в
    • минирование - 584 с/в
    • ретрансляция команд управления - 169 с/в
    • поисково-спасательные операции - 169 с/в
    • постановка помех - 5 с/в
    • другие задачи - 3662 с/в
    • Израсходовано:
      • авиабомб - 35041 шт., в т.ч.:
        • разовых бомбовых кассет - 1635 шт.
        • управляемых авиационных средств поражения - 112 в т.ч.:
          • корректируемых авиабомб - 81 шт.
          • управляемых ракет - 31 шт.
      • неуправляемых авиационных ракет - 73491 шт.
      • универсальных контейнеров малогабаритных грузов - 69 шт.
    • топлива - 52461 тонна
  • Дальняя авиация. Налет - 737 часов. Всего выполнено - 172 с/в, в т.ч.:
    • нанесение ударов по заранее заданным целям - 60 с/в
    • минирование - 65 с/в
    • подсветка целей - 24 с/в
    • перебазирование - 23 с/в
    • Израсходовано:
      • бомб - 2287 шт.
      • светящих авиабомб - 2479 шт.
      • топлива - 7270 тонн
  • Авиадивизия особого назначения и ВТА. Налет - 15033 часов.
    Всего выполнено - 3227 самолето-рейсов. Перевезено:
    • личного состава - 133204 человек
    • техники - 2251 ед.
    • груза - 9205 тонн
    • Расход топлива - 110458 тонн
    Результаты работы боевой авиации в период боевых действий
    (29 ноября 1994 - 14 сентября 1996 года)

    Поражено - 3519 объектов, из них:

  • Уничтожено самолетов на земле - 166, в т.ч.:
    • Л-29, Л-39 - 155
    • Ту-134 - 5
    • Ан-2 - 6
  • Повреждено:
    • самолетов (Л-29, Л-39) - более 100
    • вертолетов - 3
    • опорных пунктов - 398
    • баз НВФ - 286
    • командных пунктов - 72
    • мест скопления боевиков - 1121
    • бронетехники - 119
    • автотехники - более 645
    • переправ и мостов - 56
    • радиостанций - 15
    • хранилищ с вооружением - 620
    • складов - 84
    • промышленных объектов - 6
    • средств ПВО - 111
    • антенных полей - 4
    • станций космической связи - 6
    • танкоремонтный завод
    • ретрансляторов - 33
    • мосты - 56
    • ракетная шахта
    • разрушено участков дорог - 170
    • заминировано участков дорог - 333



  •  
    GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
    Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
    KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
    Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
    2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
    96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
    GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
    IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
    KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
    Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
    NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
    YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
    2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
    2К25 «Краснополь»
    S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
    Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
    MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
    85-мм дивизионная пушка Д-44
    VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
    ВПК-3927 «Волк»


    © 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
    изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
      Rambler's Top100   
    | главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх