:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...











Об опыте использования на флоте алюминиево-магниевых сплавов (АМС)

С начала 70-х, в строительстве кораблей основных классов чрезвычайно модным становится использование легких сплавов, в частности — алюминиево-магниевого. Строительство больших по численности флотов при постоянном повышении расходов на них, обеспечение потребных динамических и весовых параметров новых кораблей, требовали, наравне с удешевлением и ускорением выплавки, разработки перспективных облегчённых материалов. И если непосредственно корпуса, «работавшие» в зоне повышенных нагрузок продолжали строить из специальных сортов стали, то такие обеспечивающие конструкции, как надстройка стали строить из АМС.

Применение нового легкого, достаточно прочного и относительно недорогого материала в 70-е годы XX века становится характерной чертой всех ведущих флотов мира. Не избежал этого и отечественный ВМФ.

О недостатках АМС флот конечно знал. Но отсутствие печального опыта, напрямую связанного с АМС, заставляло в свете представлявшейся тогда выгодной экономии закрывать глаза на отрицательные свойства материала.

Горящий БПК «Отважный». 30 августа 1974 г. Хорошо виден дифферент на корму и густой дым.
Горящий БПК «Отважный». 30 августа 1974 г. Хорошо виден дифферент на корму и густой дым.

Прозрение, как водится, наступило позже. 30 августа 1974 года при возвращении в Севастополь, в результате самопроизвольного запуска маршевого двигателя одной зенитной управляемор ракеты ЗРК «Волна», а затем срабатывания ее стартовой ступени, в кормовом погребе боезапаса на БПК «Отважный» происходит взрыв. В результате быстрого распространения площади горения, сильнейшего задымления, не позволявшего аварийным партиям полноценно бороться за живучесть БПК, корабль сильно выгорел, после чего, имея дифферент на корму и правый борт, стал тонуть. «Отважный» погрузился, имея угол близкий к 90°, — форштевнем к небу. На его борту остались навсегда 24 члена экипажа.

Спустя 8 лет ситуация воспроизводится у Фолклендов. Единичный случай — еще не система. А потому Великобритания (как, впрочем, и другие страны мира в то время) проигнорировав прецедент, продолжает строить так нужные ей эскортные корабли ПВО, при этом явно ограниченная в средствах «Владычица морей» по-прежнему использует АМС как в средних, так и в малых кораблях. Фрегаты «Ардент» и «Антилопа», ЭМ «Шеффилд» и «Ковентри» — все корабли, пораженные аргентинской авиацией, гибнут по схожему сценарию — далеко не смертельное поражение авиабомбой или ракетой (причем в большинстве случаев, — с несработавшими взрывателями ГЧ), сильный пожар, гибель части экипажа и оставление корабля из-за невозможности ведения аварийно-спасательных работ ввиду сильного едко-удушливого дыма горящего АМС.

Горящий ЭМ «Шеффилд». 4 мая 1982 г. Рядом фрегат «Бродсуорд», который 25 мая будет поврежден аргентинскими «Скайхоками».
Горящий ЭМ «Шеффилд». 4 мая 1982 г. Рядом фрегат «Бродсуорд», который 25 мая будет поврежден аргентинскими «Скайхоками».

Но и эти трагические события вызвали только полумеры. Отделка панелей из АМС контфлеймом или кевларом, строгий контроль за наличием горючих веществ и материалов на борту — по большому счету этим все и ограничилось.

Естесственно, как результат — очередное ЧП. На этот раз на флоте США: несущий патрульную службу в Персидском заливе фрегат УРО «Старк» «поймал» в правый борт иракский «Экзосет». Пробив обшивку корпуса, ракета так и не взорвалась, но остатки топлива, воспламенившись вызвали возгорание в подсобном помещении, и далее — по значительной площади помещений правого борта. Это привело к гибели нескольких человек.

Горящий FFG-31 «Stark». 17 мая 1987 г.
Горящий FFG-31 «Stark». 17 мая 1987 г.

Следующее несчастье постигло советский ВМФ. 16 апреля 1987 года на ТОФ от случайного попадания ракеты-мишени выгорел и затонул МРК «Муссон». Всего через 3 года — в похожей ситуации на Балтике только чудом избежал участи «Муссона» МРК «Метеор».

Далее — простой кораблей и судов у пирса, плохое обслуживание и снижение качества плавсостава приводят на Северном и Тихоокеанском флотах к целой череде сильных пожаров на кораблях, из-за которых из строя выбывают современные и очень нужные отечественному флоту БПК и ЭМ.

Справедливости ради нужно сказать о том, что часто и много горели не только наши, английские и американские корабли. Такая судьба постигала ВСЕ флоты, имевших или имеющих плавсредства с АМС-материалами (например — пожар на ЭМ «Бранденбург» ВМС ФРГ).

Недорогой и приемлемый, как тогда казалось, материал был весьма кстати в 1970-80 годы. Но доказав свою опасность, уступил место все той же стали. Все новые корабли сегодня строят из нее целиком (не считая Нидерландов, ВМФ которых корпусные и часть надстроечных конструкций, даже кораблей класса «фрегат», изготавливает из CFR-пластика). Но если стальной «Орли Берк» сегодня постепенно вытесняет из ВМС стареющие «Спрюенсы» и «Перри», то российскому ВМФ пока приходится эксплуатировать корабельный состав эпохи АМС. И только немногие корабли и суда постройки 90-х отвечают повышенным нормам пожарной безопасности.

Александр Богомолов, соб.кор. проекта
«РУССКАЯ СИЛА — современное оружие»
в Севастополе

См. дополнительно:

  • Повреждение американского фрегата УРО «Stark» в Персидском заливе




  •  
    GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
    Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
    KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
    Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
    2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
    96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
    GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
    IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
    KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
    Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
    NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
    YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
    2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
    2К25 «Краснополь»
    S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
    Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
    MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
    85-мм дивизионная пушка Д-44
    VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
    ВПК-3927 «Волк»


    © 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
    изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
      Rambler's Top100   
    | главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх