:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










Project 123K torpedo boat (27 Kb) Проекты 123бис, М-123бис, 123К
ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР
 
123bis, M-123bis and 123K torpedo craft projects
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Разработка проекта 123бис, являвшегося корректировкой проекта 123 (ТКА «Комсомолец») была выполнена КБ завода №639 в Тюмени (гл. конструктор Ф.Л. Ливенцев) в 1943 году.

Корректированным проектом предусматривалась установка торпедных аппаратов трубчатого типа с обогревом торпед, усиление пулеметного вооружения, повышение мореходных качеств путем увеличения развала носовых шпангоутов и длины катера.

Серийное строительство катеров проекта 123бис велось в Тюмени. Головной катер проекта флот получил 31 октября 1944 года. Всего в период с 1944 по 1948 год было построено 120 катеров этого проекта.

 Project 123bis torpedo craft (37 Kb)
Проект 123бис
Серийные катера вооружались четырьмя 12,7-мм пулеметами в двух спаренных установках УК-2 (вместо 2 пулеметов на головном катере).

При нормальном водоизмещении 19,2 т катера развивали скорость 48 уз. В ходе эксплуатации катеров этого проекта выявилась недостаточная прочность подмоторных фундаментов и днища под гребными валами, что привело к необходимости их подкрепления.

Кодовое обозначение НАТО: P-2, PA-2 class.

Project M-123bis torpedo boat (24 Kb) 
Катер проекта М-123бис
Проект М-123бис: Послевоенная корректировка проекта выполнялась ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М. Бурлаков). Проектные работы были завершены в 1946 году. Их основным направлением стала замена пожароопасных бензиновых моторов «Паккард» на отечественные дизели М-50.

Серийное строительство катеров этого проекта началось в 1947 году на Тюменском заводе №639. Дальнейшую постройку вел завод №831 в Феодосии, куда в 1948 году доставили из Тюмени 16 недостроенных катеров.

На испытаниях головного катера (зав. №400), проводившихся весной 1948 года в районе Севастополя, выявилась недостаточная прочность корпуса, что стало следствием более высокой скорости катера на волне по сравнению с катерами проекта 123бис, имевшими бензиновые двигатели. Необходимое усиление корпуса, состоявшее в установке в носовой части промежуточных шпангоутов, дополнительных ребер жесткости и местных карлингсов выполнили сначала на одном катере (зав. №419), а затем, после испытаний и сдачи его ВМФ 25 ноября 1949 года, и на всех ранее построенных.

 Project A-10 torpedo boat (25 Kb)
Катер проекта A-10
По результатам испытаний катера зав. №419 ЦКБ-19 в 1950 году разработало сокращенный исполнительный проект М-123бис, по которому строительство продолжалось заводом №831 до 1951 года. Всего отечественная судостроительная промышленность сдала ВМФ 50 катеров этого проекта.

В 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом (проект А-10), а еще один - двумя подводными крыльями (проект А-11). Работы выполнялись заводом «Красное Сормово» (гл. конструктор Р.Е. Алексеев). На испытания катера показали скорость наибольшего хода 55 и 56 уз, соответственно.

Кодовое обозначение НАТО: KOMSOMOLETS class.

The first project 123K torpedo boat, var. «A» (32 Kb) 
Проект 123К. Вариант «А»
Проект 123К: Этот вариант стал последним этапом модернизации проекта 123. Проект разрабатывался ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М. Бурлаков) и был закончен в 1950 году. Управление катером вынесли из ходовой рубки на мостик, дымаппаратуру ДА-7 заменили дымовыми шашками, ликвидировали броневую защиту. Одним из вариантов проекта предусматривалась установка двух РЛС опознавания и обнаружения за счет снимаемой пулеметной установки.

 Project 123K torpedo boat (41 Kb)
Проект 123К
Завод-строитель серии - Феодосийский судостроительный завод №831 построил два головных катера в соответствии с вариантами вооружения: «А» - без радиолокационного вооружения и «З» - с ажурной мачтой для размещения совмещенного антенного поста РЛС «Зарница» и станции опознавания «Факел-М».

Во время испытаний первоначально установленные 12,7-мм пулеметы заменили 14,5-мм. Оба головных катера вошли в строй 31 ноября 1951 года. Катер «А» достиг проектной скорости 50 уз, а «З» - только 49 уз, что было объяснено некачественным изготовлением корпуса. В серийную постройку приняли катера варианта «З» при доведении скорости до 50 уз.

Строительство катеров по проекту 123К велось заводом №831 с 1950 по 1955 год. Всего ВМФ получил 205 таких катеров.

 Project A-10bis torpedo boat (29 Kb)
Катер проекта А-10бис

В целях дальнейшего улучшения ТТЭ катеров проекта 123К, в соответствии с постановлением Совмином СССР от 17 апреля 1951 года №1235-621, головной катер (зав. №432) оборудовали носовым подводным крылом, разработанным КБ завода «Красное Сормово» (проект А-10бис, главный конструктор Р.Е. Алексеев). При этом водоизмещение катера возросло на 0,8 т, а скорость хода доходила до 54 уз.

После испытаний, проведенных в 1953 году и его доработки, подобной крыльевой конструкцией дооборудовали еще 5 серийных катеров.

Постройкой катеров проекта 123К закончился выпуск в нашей стране глиссирующих реданных торпедных катеров, начатый в 1927 г. катером «Первенец». Невозможность существенного повышения мореходности реданных катеров привела к их вытеснению более перспективными в этом отношении безреданными катерами.

Кодовое обозначение НАТО: P-4 class или KOMSOMOLETS class.

 Характеристики Проект 123бис Проект М-123бис* Проект 123К**
Год утверждения техпроекта 1943 1946 1950
Год сдачи головного катера 1944 1948 1951
Число построенных катеров 120 50 205
Нормальное водоизмещение, т 19,2 20,0 21,1
Полное водоизмещение, т 20,5 21,5 22,5
Длина наибольшая, м 18,7 19,3
Ширина наибольшая по корпусу, м 3,4 3,6
Высота борта на миделе, м 1,8
Осадка средняя, м 0,75 0,76 0,80
Скорость хода наибольшая, уз 48,1 50
Главные двигатели:
 тип, число х мощность, л.с.
бензиновые «Паккард»
2 х 1200
дизельные М-50
2 х 1000
Дальность плавания
 (на скорости, уз), миль
242 (13,5) 530 (37,5) 450 (35)
Автономность, сут. 1-1,5 1,5
Торпедные аппараты:
 число х калибр, мм, тип
2 х 450
ТТКА-45
2 х 450
ТТКА-45-52
Пулеметы: число установок х
число стволов - калибр, мм, тип
2 x 2 - 12,7
УК-2
2 х 2 - 12,7
2УК-Т
1 х 2 - 14,5
2М-5
Глубинные бомбы:
 число х тип
6 х БМ-1 нет
Экипаж, чел. 7
* ТТЭ в соответствии с сокращенным исполнительным проектом 1950 г.
** ТТЭ в соответствии с сокращенным исполнительным проектом 1954 г.

Project 123bis torpedo craft (37 Kb) 37 Кб Проект 123бис.
Схема из коллекции И. Поваренкова
Project 123bis torpedo craft (28 Kb) 28 Кб Торпедный катер проекта 123бис в море.
Фото из коллекции И. Поваренкова
Project M-123bis torpedo boat (24 Kb) 24 Кб Головной катер проекта М-123бис (зав. №400). Фото из приемного акта.
Фото из коллекции И. Поваренкова
Project A-10 torpedo boat (25 Kb) 25 Кб Катер проекта А-10 (М-123бис с носовым подводным крылом).
Фото из коллекции И. Поваренкова
Project 123K torpedo boat (41 Kb) 41 Кб Торпедный катер проекта 123К.
Схема из коллекции И. Поваренкова
The first project 123K torpedo boat, var. «A» (32 Kb) 32 Кб Головной катер проекта 123К (вариант «А»). Фото из приемного акта.
Фото из коллекции И. Поваренкова
Project 123K torpedo boat (44 Kb) 44 Кб Торпедный катер проекта 123К. Военно-морской парад в Ленинграде. Середина 1960-х гг.
Фото: Военно-технический альманах «Тайфун»
Project 123K torpedo boat (27 Kb) 27 Кб Торпедный катер проекта 123К. Военно-морской парад в Ленинграде. Середина 1960-х гг.
Фото: Военно-технический альманах «Тайфун»
Project 123K torpedo boat (46 Kb) 46 Кб Торпедный катер проекта 123К. Военно-морской парад в Севастополе?
Фото из коллекции И. Поваренкова
Project A-10bis torpedo boat (29 Kb) 29 Кб Катер проекта 123К с носовым подводным крылом - А-10бис на мореходных испытаниях.
Фото из коллекции И. Поваренкова

 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх