:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










«Dzerzhinsky» (project 70E) light cruiser (63 Kb) Проект 70
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР
 
Project 70 light cruiser
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В начале 50-х гг. на вооружении находился первый отечественный ЗРК С-25. В силу своих конструктивных особенностей и значительных массогабаритных характеристик, этот комплекс не мог быть размещен на корабле. В качестве другого варианта мог рассматриваться комплекс «Двина», создаваемый на основании Постановления СМ СССР от 1953 г. «О создании передвижной системы зенитного управляемого реактивного оружия для борьбы с авиацией противника».

Разработку станции наведения ракет и комплекса в целом вело КБ-1 (гл. конструктор А.А. Расплетин), зенитной управляемой ракеты - ОКБ-2 МОП (гл. конструктор П.Д. Грушин). К февралю 1955 г. был создан полигонный вариант комплекса, а в апреле того же года - произведен первый пуск ракеты. В связи с тем, что комплекс «Двина», изначально создавался как подвижный (перевозимый), его массогабаритные характеристики были признаны приемлемыми для размещения на кораблях класса «крейсер», а ТТХ - достаточными для решения задач ПВО кораблей. Таким образом, комплекс «Двина» был принят за основу для создания первого корабельного ЗРК, получившего обозначение М-2.

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 13.08.1955 г. №1502-840 «О защите кораблей ВМФ от авиации» в нашей стране начались работы по внедрению ЗУРО (термин того времени) на корабли ВМФ. В работах по созданию ЗУРО для флота было поручено принять участие проектно-конструкторским организациям различных ведомств.

 Project 70 light cruiser (21 Kb)
КРЛ пр. 71 и пр. 70
Разработку составных частей комплекса М-2 вели: НИИ-49 МСП (система управления ЗУРО «Корвет», гл. конструктор С.Т. Зайцев); МНИИ-1 МСП (экспериментальная морская система «Севан»); ЦКБ-34 МОП (спаренная стабилизированная ПУ СМ-64 с системой подачи и заряжания, гл. конструктор Е.Г. Рудяк); ОКБ-2 МОП (ЗУР В-753 с бортовой аппаратурой, гл. конструктор П.Д. Грушин); ЦНИИ-173 МОП (приводы стабилизации антенного поста). Задача размещения комплекса на корабле возлагалась на ЦКБ-16.

Приказом МСП от 30.08.1955 ЦКБ-16 поручалась разработка двух проектов вооружения легких крейсеров проекта 68 бис зенитным ракетным оружием: проект 70Э экспериментального корабля для отработки и испытаний зенитно-ракетного комплекса и проект 70 корабля ПВО, по которому предполагалось серийное перевооружение крейсеров проекта 68 бис. Главным конструктором этих проектов был назначен К.И. Трошков, его заместителем - В.Н. Семидетнов.

Project 70 light cruiser (17 Kb) 
КРЛ «Дзержинский» пр. 70Э
Проект 70Э. К концу 1955 г. бюро, на основании выполненной предэскизной проработки, определило оптимальный вариант: размещение ПУ ЗРК М-2 на месте снимаемой кормовой башни главного калибра (№3) с одновременной перекомпоновкой снарядного погреба этой башни под хранилище ракет. Изменения по кораблю были подтверждены необходимыми расчетами остойчивости и непотопляемости.

В феврале 1956 г. Главком ВМФ утвердил ТТЗ на проект 70Э. Для переоборудования по проекту 70Э был выделен КРЛ «Дзержинский» (зав. №С-374) проекта 68 бис, сданный ВМФ в 1952 г. и входивший в состав ЧФ. В связи с тем, что технический проект было разрешено разрабатывать минуя стадию эскизного проектирования, уже в июне 1956 г. он был закончен (подписан главным конструктором и руководством ЦКБ-16 30.06.1956 г., а не представлен на рассмотрение, как указано в некоторых источниках), а в августе того же года ВМФ и МСП утвердили его совместным решением.

В сентябре 1956 г. бюро приступило к разработке демонтажных ведомостей и рабочих чертежей на установку нового вооружения. Однако выпуск рабочей конструкторской документации был завершен только в марте следующего, 1957 года, в связи с задержкой исходных данных разработчиками комплекса ракетного оружия и системы управления (ЦКБ-34, НИИ-49, МНИИ-1).

Переоборудование крейсера «Дзержинский» проводилось заводом №497 МСП (позднее «Севморзавод» им. С. Орджоникидзе) в Севастополе. Работы были начаты в июне 1957 г., сразу после получения от ЦКБ-16 полного комплекта документации. Для оказания технической помощи заводу на месте бюро организовало специальную конструкторскую группу. В период с 15.10.1957 г. по 24.12.1958 г. заводом были выполнены все работы по переоборудованию корабля.

В ходе выполнения работ с корабля были демонтированы башня №3 МК-5 бис главного калибра, кормовой КДП2-8, восемь зенитных автоматов В-11 на кормовой надстройке, торпедное вооружение (2 пятитрубных 533-мм аппарата ПТА-53-68 бис, погреб на 6 торпед, система ПУТС 2Т-68 бис «Сталинград») и часть РЛС. На крейсере установили: ПУ СМ-64 в диаметральной плоскости на 150,95 шп.; погреб ЗУР (на 10 ракет) в р-не 150,9-153,7 шп. В погребе было размещено оборудование системы подачи и заряжания ракет. Машинное отделение погреба, размещенное в его нижней части, отделялось «непроницаемым настилом»; один комплект системы управления и наведения «Корвет-Севан» (в материалах техпроекта корабля именовалась системой «типа С-75»). Ее стабилизированный антенный пост был смонтирован на кормовой надстройке на 125,4 шп. в ДП. Посты управления были размещены в кормовой надстройке (в р-не 130,5-143,5 шп.), на 1 платформе (в р-не 150,9-157 шп.) и на 1 площадке в р-не 135-143 шп.; РЛС обнаружения воздушных целей «Кактус» (АП на грот-мачте); 2 комплекта аппаратуры госопознования «Факел-М»; РЛС «Разлив» (была установлена позднее).

 Project 70 light cruiser (27 Kb)
КРЛ «Дзержинский»
Испытания. В октябре 1958 г. были проведены швартовные, в ноябре - ходовые испытания корабля. В течение декабря проводились ЛКИ комплекса. Государственные испытания экспериментального образца комплекса зенитного управляемого реактивного оружия М-2 с системой «Корвет-Севан» на КРЛ «Дзержинский» были проведены с 24.09.1958 г. по 15.08.1959 г. на Черном море в районе г. Севастополь. Председателем Государственной комиссии был назначен командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А. Касатонов.

Во время испытаний были проведены пуски: 8 ракет в бросковом варианте; 7 телеметрических ракет по имитированным неподвижным и подвижным целям, летящим на высотах 3, 10 и 20 км со скоростью 420 м/с; 1 телеметрической ракеты по парашютной мишени МП-1; 4 боевых ракет (2 ракеты - по самолету-мишени Ил-28, одна - по уголковому отражателю и одна - по имитированной цели).

При стрельбе залпом двумя боевыми ракетами по самолету-мишени Ил-28, летящему на высоте 10 км со скоростью 220 м/с (790 км/час), цель была сбита первой ракетой. Вторая ракета также попала в пораженную цель. Отклонения от цели составили: первой ракеты - 21 м на дальности 15,5 км, второй ракеты - 35,5 м на дальности 14,5 км.

Во время пусков система «Корвет-Севан» работала без сбоев и отказов. Вывод ракет на траекторию обеспечивался на дальностях не более 10 км от точки старта и не позднее 22 с полета.

Максимальное отклонение ракет от цели при стрельбе с применением методов «трех точек» и «половинного спрямления» составило 35,5 м, минимальное - 14 м при автоматическом сопровождении цели.

При испытаниях системы «Корвет-Севан» были получены следующие результаты: 1. максимальная дальность обнаружения самолета типа Ил-28 составила: - на высоте 10000 м - до 70 км; - на высоте 5000 м - до 50 км; - на высоте 3000 м - до 30 км. 2. дальность начала автоматического сопровождения цели типа Ил-28 - 55 км. 3. дальность надежного прохождения команд управления - 40 км. 4. среднеквадратическая ошибка сопровождения в режиме АС не превысила 0,5 т.д.

По итогам своей работы Государственная комиссия сделала следующее заключение: «Комплекс зенитного управляемого реактивного оружия «М-2», состоящий из системы «Корвет-Севан», зенитных ракет В-753 и стартовой установки с устройством подачи и заряжания СМ-64, является эффективным средством ПВО и может быть рекомендован для вооружения кораблей ВМФ как боевое оружие, обладающее высокой точностью поражения воздушных целей».

В то же время комиссия указала на необходимость выполнения дополнительных работ по кораблю. В частности, требовалось обеспечить защиту открытых боевых постов крейсера от газовой струи стартующих ракет, разработать и установить в погребе ЗУР автоматическую систему пожаротушения, создать и смонтировать на корабле систему скоростной дозаправки ракет топливом в процессе подачи их из хранилища на ПУ.

Последняя задача имела свою предысторию. Еще на стадии разработки технического проекта 70Э в связи с отказом разработчика пусковой установки (ЦКБ-34) сконструировать систему заправки ракет топливом, ЦКБ-16 считало, что конструкция ракет должна была обеспечить хранение последних на корабле в полностью снаряженном состоянии. Однако главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга П.Н. Савенко подписал материалы проекта с замечанием, которым требовалось обеспечить размещение ракет с раздельным хранением горючего ТГ-02. Заправка ракет горючим и слив его (в случае неиспользования ракеты) должны были производиться специальной системой в погребе корабля. В конце концов специалисты отдела систем ЦКБ-16 под руководством И.В. Маслова успешно решили и эту задачу.

Дальнейшие работы по проекту 70Э были с 01.08.1959 г. переданы в ЦКБ-17, куда приказом ГКС, который был создан на базе МСП в декабре 1957 г., был переведен и главный конструктор проекта - К.И. Трошков.

Крейсер «Дзержинский» продолжил службу в составе ВМФ СССР до 1989 г.

Проект 70. Работы по проекту 70 были развернуты параллельно с проектом 70Э еще в 1955 г. В декабре 1955 г. ЦКБ-16 закончило выпуск чертежей общего расположения, выполнило общекорабельные расчеты. Однако дальнейшие работы сдерживались отсутствием ТТЗ заказчика, которое поступило только к марту следующего, 1956 г. В мае 1956 г. были закончены проектные проработки корабля в четырех вариантах, различавшихся составом вооружения. Совместным решением ВМФ и МСП для дальнейшей разработки был принят вариант, предусматривавший замену всех четырех башен главного калибра (МК-5 бис) пусковыми установками ЗРК М-2, переоборудование артиллерийских погребов главного калибра в хранилища ЗУР, а также замена универсальных артиллерийских установок СМ-5-1с новыми.

В сентябре 1956 г., по решению МСП и ВМФ, минуя стадию эскизного проекта, ЦКБ-16 приступило к разработке технического проекта 70, который был представлен на рассмотрение в марте 1957 г.

Согласно техническому проекту основное вооружение крейсера пр. 70 включало: два ЗРК М-2 с четырьмя ПУ СМ-64 и общим боекомплектом - 44 ЗУР; шесть 100-мм автоматических спаренных АУ СМ-52 с системой ПУС «Парус Б-70»; шесть 57-мм счетверенных АУ ЗИФ-75 с тремя системами ПУС «Фут Б-70». На корабле предусматривалась установка новых средств радиолокации и радиосвязи, а также размещение в ангаре двух противолодочных вертолетов типа Ка-15.

В процессе рассмотрения проект 70 был закрыт. ВМФ пришел к заключению о нецелесообразности создания «крейсеров ПВО» в чистом виде, имеющих в качестве главного вооружения только ЗРК. В связи с отказом от ракетного комплекса КСС в пользу П-6 и учитывая возможные сроки вступления в состав ВМФ крейсеров со смешанным ракетным вооружением (ударным и зенитным) было принято решение о частичном перевооружении нескольких крейсеров пр. 68 бис двумя ЗРК М-2 в период 1959-1960 гг. Этот проект получил номер 71.

 Характеристики Проект 70Э
(КРЛ «Дзержинский»,
декабрь 1958 г.)
Проект 70
(технический проект,
март 1957 г.)
Проект 68 бис
(КРЛ «Свердлов»,
май 1952 г.)
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское (кол-во установок х
 число стволов - калибр, мм; тип АУ)
3 х 3 - 152 МК-5 бис
6 х 2 - 100 СМ-5-1
8 х 2 - 37 В-11
6 х 2 - 100 СМ-52
5 х 4 - 57 ЗИФ-75
4 х 3 - 152 МК-5 бис
6 х 2 - 100 СМ-5-1
16 х 2 - 37 В-11
Торпедное (кол-во ТА х
 число труб - калибр, мм; тип ТА)
- 2 х 5 - 533 ПТА-53-68 бис
Зенитное ракетное (тип комплекса; кол-во ПУ
 х число направляющих, тип ПУ)
М-2 (один)
1 х 2 СМ-64
М-2 (два)
4 х 2 СМ-64
нет
Авиационное нет 2 вертолета Ка-15 нет
БРОНИРОВАНИЕ
Борт, мм 100
Нижняя палуба, мм 50
Башни гл. калибра, мм 175 нет 175
Барбеты башен гл. калибра, мм 130 нет 130
Боевая рубка, мм 130
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Стандартное водоизмещение, т 12970 13450 13230
Полное водоизмещение, т 16070 16610 16340
Длина наибольшая, м 210
Ширина наибольшая, м 22
Осадка при полном водоизмещении, м 7,2 7,4
Скорость хода наибольшая, уз 32,0 31,5 32,7
Мощность ГЭУ, л.с. 110000 111400
Мощность электрогенераторов, кВт 3100 5300 2700
Дальность плавания, миль
 (скорость эконом. хода, уз.)
7400 (17) 5300 (17) 9000 (18)
Автономность (по провизии), сут. 30
Экипаж, чел. 1266 1012 1270


Project 70 & Project 71 light cruisers scheme (21 Kb) 21 Кб Проекты легких крейсеров с зенитно-ракетным вооружением проектов 70 и 71.
Схема: 1
«Dzerzhinsky» (project 70E) light cruiser (63 Kb) 63 Кб Крейсер «Дзержинский» после переоборудования по проекту 70Э.
Фото: Крейсер "Дзержинский" Черноморского Флота
«Dzerzhinsky» (project 70E) light cruiser (69 Kb) 69 Кб Крейсер «Дзержинский» после переоборудования по проекту 70Э.
Фото: Крейсер "Дзержинский" Черноморского Флота
Project 70 light cruiser (19 Kb) 19 Кб КРЛ «Дзержинский» на ходу.
Фото из коллекции И. Поваренкова
Project 70 light cruiser (24 Kb) 24 Кб КРЛ «Дзержинский» на ходу. 1972 г.
Фото: Jane's Fighting Ships
Project 70 light cruiser (27 Kb) 27 Кб КРЛ «Дзержинский». На переднем плане ПУ СМ-64 и АП системы «Корвет-Севан».
Фото: Guide To The Soviet Navy, 1970
«Dzerzhinsky» (project 70E) light cruiser (63 Kb) 63 Кб Легкий крейсер «Дзержинский» (тактический №858). Северная бухта Севастополя, 1980-е гг.
Фото: 2
Project 70 light cruiser (17 Kb) 17 Кб КРЛ «Дзержинский» пр. 70Э, 1980-е гг.
Рисунок: 2
Project of command ship scheme (13 Kb) 13 Кб Проект переоборудования крейсера «Дзержинский» в корабль управления.
Схема: 1

Источники:
1. Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. СПб: «Судостроение», 1995
2. Широкорад А.Б. Ракеты над морем. ч.2. «Техника и оружие», 1996, №3
3. Морин А.Б. Легкие крейсера типа «Чапаев» и типа «Свердлов». СПб: «Цитадель», 1997
4. Широкорад А.Б. Крейсера типа «Свердлов». «Морская коллекция» (приложение к журналу «Моделист-конструктор») 1998, № 2 (20)





 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх