:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
KAMAZ.RU
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










Сидоренко В.Н., конструктор артиллерийского вооружения

СИДОРЕНКО
Владимир Николаевич
1884 - 1952

Единственный из выдающихся советских конструкторов вооружений, Сидоренко имел дореволюционное образование: окончил кадетский корпус, Константиновское артиллерийское училище. Потом продолжил образование в Михайловской артиллерийской академии, стал военным инженером-технологом. За прилежание в учебе ему присвоили внеочередное воинское звание - штабс-капитан, что соответствует нынешнему капитану. После годичной стажировки на кораблях российского флота в 1912 г. Сидоренко становится артиллерийским приемщиком (военпредом) Морского технического управления на Путиловском заводе.

После 1917 г., Сидоренко продолжает работать военпредом на Путиловском заводе, только теперь он числиться в Красной армии. В 1919 г. Владимира Николаевича Сидоренко перевели старшим военпредом на Пермский пушечный завод (Мотовилиху). Там он в 1924 г. и демобилизовался из Красной армии, поочередно становится главным конструктором артиллерийских заводов наркомата тяжелой промышленности: Мотовилихи, №38, №8 им. Калинина (д. Подлипки, Московская обл.), №7 (бывший «Арсенал»). Участвовал в создании 45-мм танковой пушки 20-К обр. 1932 г. (ей оснащались легкие танки Т-26 и БТ), модернизации 3-х дюймовой пушки обр. 1902 г., создании 76-мм горной гаубицы (мортиры) 35-К. Именно за «трехдюймовку» обр. 1933 г. В.Н. Сидоренко был награжден орденом Красной звезды, редкой тогда наградой.

В 1937 г. переезды Сидоренко прекратились, он навсегда оседает в Свердловске (Екатеринбург), где становится заместителем главного конструктора артиллерийского КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения им. С. Орджоникидзе (УЗТМ или «Уралмашзавод»). Здесь в сентябре 1937 г. Сидоренко начинает проектирование 122-мм гаубицы и к концу 1937 г. создает проект орудия У-1 (индекс «У» означал Уралмашзавод). Однако, Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) признало проект не соответствующим тактико-техническим требованиям (ТТТ) и к концу февраля 1938 г. появляется новый проект - гаубицы У-2, который ГАУ утверждает и делает заказ на опытную партию. В продолжении этой работы Сидоренко по своей инициативе создает дуплекс - артиллерийскую систему, в которой на один лафет накладываются два орудия разных калибров. В данном случае на лафет У-2 накладывался еще и ствол калибра 95 мм. Получилась пушка У-4. Это было совершенно новое слово в отечественно артиллерии, т.к. калибр 95 мм никогда ранее не использовался в русской армии. По мнению современных специалистов, дуплекс, который предложил Сидоренко, мог стать во время Второй мировой войны лучшей артсистемой в мире. Унификация дивизионной пушки и гаубицы могла значительно удешевить производство артиллерии, облегчить обеспечение запчастями и обучение личного состава. Но предложение Сидоренко не было принято: военные увлеклись новой идеей - перевооружить дивизионную артиллерию на основе калибра 107 мм. Как известно, идея эта не осуществилась. Но и пушка У-4 не дошла до заводских испытаний, проект так и остался на бумаге. Гаубицу У-2 на вооружение тоже не поставили: полигонные испытания показали, что баллистика гаубицы М-30, созданной молодым конструктором Ф.Ф. Петровым на Мотовилихе, лучше, а преимущество У-2 в весе признали незначительным фактором. В итоге Уралмашзавод стал выпускать М-30, великолепное орудие, но созданное само по себе, а не в дуплексе.

Далее Владимир Николаевич работает над проектом мощной корпусной гаубицы калибра 203 мм - У-3. В 1939 г. проект У-3 был воплощен в металле. По оригинальности решения и технологичности У-3 существенно отличалась от орудий такого класса в лучшую сторону. Однако испытания затянулись и, несмотря на положительное заключение военных специалистов, в производство корпусная гаубица Сидоренко не пошла: было решено продолжить выпуск на Мотовилихе орудия М-40, худшей системы, но налаженной в производстве. В 1944 г. Владимир Николаевич создал опытный образец 203-мм гаубицы Д-7 на лафете У-3, но и она в производство не пошла.

В начале войны встал вопрос о увеличении мощности вооружения тяжелого танка КВ. Занимались этим вопросом разные КБ, в том числе и артиллерийское КБ Уралмашзавода. Первой работой уралмашевцев в этом направлении стала установка в КВ 122-мм гаубицы М-30. Но без коренной переделки орудия это было невозможно. Работу возглавил Сидоренко. У орудия, которое считалось верхом совершенства, надо было коренным образом переделать многие узлы. И это было сделано: благодаря новым противооткатным устройствам, откат сократился на 450 мм, а новая цилиндрическая люлька, внутри которой разместился ствол, обеспечила наибольшую компактность бронировки и других узлов орудия. Новая гаубица стала называться У-11. Тогда же Сидоренко решил задачу установки в КВ 85-мм зенитного орудия (пушка У-12). Новая танковая пушка не требовала существенных изменений башни КВ. Первые опытные У-11 и У-12 были готовы уже в декабре 1941 г. и, если бы их тогда же запустили в производство, то боевые качества тяжелых танков значительно возросли. Предпосылки для запуска в производство были хорошие: оба танковых орудия в значительной степени были унифицированы с выпускавшимися полевыми орудиями. Но на Уралмаше были изготовлены только небольшие опытные партии новых орудий, которые в боевых действиях не участвовали.

В 1940 г. для запуска в производство гаубицы М-30 на Уралмашзавод был переведен Ф.Ф. Петров, который в октябре 1942 г. назначается главным конструктором ОКБ-9 (созданного тогда же на базе артиллерийского КБ Уралмашзавода), а его коллеги по работе на Мотовилихе - заместителями. Сидоренко становится старшим инженером, ему оставляют то направление, которым он был искренне увлечен - создание новых артсистем. У-11 и У-12 стали прототипами всех последующих мощных орудий, как танковых, так и для САУ, спроектированных в ОКБ-9.

В мае 1943 г. ОКБ-9 предложило для вооружения танков новое 85-мм орудие Д-5Т («Д» - завод №9, бывшее артпроизводство Уралмашзавода). Фактически, это была немного доработанная У-12. Так ОКБ-9 во главе с Ф.Ф. Петровым впервые вступило в конкуренцию с Центральным артиллерийским конструкторским бюро (ЦАКБ) во главе с В.Г. Грабиным. Сравнительные испытания показали преимущества Д-5Т. И первые тяжелые танки новой серии ИС (Иосиф Сталин) были вооружены именно этой пушкой. А ИС-2 и ИС-3 вооружались 122-мм пушками Д-25Т, опять же разработанными в ОКБ-9. Вариант пушки Д-5Т (Д-5С), устанавливался на уралмашевские самоходки СУ-85, а для СУ-100 в ОКБ-9 было разработано орудие Д-10С (главный конструктор обеих самоходок - Л.И. Горлицкий). При создании Д-5С и Д-10С конструкторы ОКБ-9 опять же конкурировали с ЦАКБ, но сравнительные испытания боевых машин вновь выявили явные преимущества конструкторских разработок ОКБ-9.

Награждён орденом Св. Анны III степени. За участие в работе над САУ СУ-100 В.Н. Сидоренко был удостоен в 1946 г. Сталинской премии I степени. В годы войны он был награжден двумя орденами: Трудового Красного Знамени и Отечественной войны II степени; после войны - высшей наградой СССР - орденом Ленина.

Все послевоенные советские танки и часть самоходок были оснащены орудиями, разработанными конструкторами ОКБ-9. В основе этих конструкторских разработок лежат идеи старшего инженера ОКБ-9 Владимира Николаевича Сидоренко. Он работал до последнего дня своей жизни и скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен на Михайловском кладбище в Екатеринбурге.

Источники:
1. Сергей АГЕЕВ. К 120-летию со дня рождения В.Н. Сидоренко. Он был родом из старой России.
2. Воины русской армии и участники Белого движения


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх