:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
KAMAZ.RU
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










Петров Ф.Ф., конструктор артиллерийского вооружения

ПЕТРОВ
Федор Федорович
16(3).03.1902 - 19.08.1978

Известный конструктор артиллерийских систем, генерал-лейтенант-инженер (1966), доктор технических наук (1947), Герой Социалистического Труда (1944), Лауреат Ленинской (1967) и четырех Государственных премий СССР (1942, 1943, 1946 — дважды), член КПСС (1942), Ф.Ф. Петров родился в деревне Докторово, ныне это Веневский район Тульской области. Отец его был деревенским кузнецом. С 1915 года после окончания трехклассной школы Петров — чернорабочий на строительстве железной дороги. В 1922 году был призван в Красную Армию и, проходя военную службу в Москве, получил разрешение учиться на вечернем рабфаке. В 1925 году после демобилизации из армии, продолжал учебу на рабфаке, работал грузчиком и агентом по перевозке грузов.

В 1926 году Ф.Ф. Петров сдал вступительные экзамены в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э. Баумана и стал студентом механического факультета. В 1930 году в целях срочной подготовки инженеров для оборонной промышленности был проведен отбор студентов из МВТУ во вновь созданное военно-механическое отделение Ленинградского машиностроительного института (ЛМИ, впоследствии - знаменитый «Военмех», ЛВМИ). Его учителями были преподаватели военно-технической академии им. Ф.Э.Дзержинского, такие как Козловский Д.Е., Иванов И.И., профессор Окунев Б.Н. В сентябре 1931 года экзамены и защита диплома проходили в академии, выпускником которой Ф.Ф. Петров всегда себя считал.

В 1931 году после окончания ЛМИ был направлен в г. Пермь на Мотовилихинский завод, где сначала работал на производстве начальником техбюро цеха, начальником сборки, начальником механического участка цеха. В 1934 г. был назначен старшим инженером-конструктором в бюро литерных чертежей. С этого времени началась конструкторская деятельность Ф.Ф. Петрова, которая продолжалась до конца жизни. Начиная с 1936 года принимал активное участие в создании, впоследствии принятых на вооружение, 152–мм гаубицы-пушки образца 1937 года МЛ-20 и 122-мм корпусной пушки образца 1931/37 года А-19.

Переломным в его конструкторской судьбе - тогда старшего инженера-конструктора - стало участие в марте 1937 года в заседании Совета Труда и Обороны в Кремле с участием И.В. Сталина и К.Е. Ворошилова и директоров и главных конструкторов ряда ведущих артиллерийских заводов, на котором Ф.Ф. Петров выступил с изложением своих конструкторских предложений по созданию новой массовой 122-мм дивизионной гаубицы. Его выступление получило поддержку высшего руководства страны и после упорной, самоотверженной работы небольшого коллектива конструкторов (С.Н. Дернова, А.А. Ильина, Л.А. Черных, А.Е. Дроздова, М.Ю. Цирульникова и др.) во главе с Ф.Ф. Петровым, назначенным в 1938 году начальником опытного конструкторского бюро, была создана знаменитая 122-мм дивизионная гаубица образца 1938 года М-30. Накануне войны конструкторский коллектив разработал 107-мм пушку образца 1940 года М-60, ряд опытных орудий (М-25, М-45 и др.).

Осваивать гаубицу М-30 было решено сразу на трех заводах - на Мотовилихе, Уралмашзаводе и заводе №92 (где М-30 подверглась острой, но далеко не всегда обоснованной критике В.Г. Грабина). Особенно неблагополучная обстановка сложилась на Уралмашзаводе. В 1940 году для исправления создавшегося положения и оказания помощи Уралмашзаводу в Свердловск (Екатеринбург) были переведены Ф.Ф. Петров, А.Н. Булашев, Н.Г. Кострулин. Решением Государственного комитета обороны (ГКО) от 30 октября 1942 года на базе артиллерийского производства Уралмашзавода был создан самостоятельный артиллерийский завод №9 (ныне - ФГУП «Завод №9»), а на базе артиллерийского КБ Уралмашзавода - опытно-конструкторское бюро №9, где Ф.Ф. Петров назначается главным конструктором. Под его руководством, ОКБ-9, несмотря на свою малочисленность, в годы Великой Отечественной войны разработало восемь принятых на вооружение артиллерийских систем: 152-мм гаубицу образца 1943 года Д-1; 85-мм, 100-мм и 122-мм пушки, 122-мм и 152-мм гаубицы для самоходных установок (САУ) конструкции Л.И. Горлицкого; 85-мм пушку Д-5Т для танков Т-34 и ИС-1; 122-мм пушку Д-25Т для танков ИС-2 и ИС-3. По чертежам ОКБ-9 заводы произвели более 60 тысяч пушек и гаубиц. За выдающиеся заслуги в деле конструирования новых видов полевой, танковой и самоходной артиллерии, принятых на вооружение Красной Армии, 5 января 1944 года Петров был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В послевоенные годы под руководством Ф.Ф. Петрова были созданы пушки различного класса: 85-мм дивизионная Д-44, 85-мм противотанковая Д-48, самодвижущиеся 85-мм СД-44 и 57-мм СД-57, 122-мм пушка Д-74, 152-мм пушка-гаубица Д-20, 122-мм гаубица Д-30 (2А18). Были разработаны орудия 2А31, 2А33 для самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика», 2С3 «Акация». Все послевоенные массовые отечественные танки вооружались пушками, разработки ОКБ-9: 100-мм пушками Д-10Т, Д-10ТГ, Д-10Т2С - все модификации танков Т-54, Т-55; 115-мм пушками У-5ТС (2А20) и Д-68 (2А21) - танк Т-62; 76-мм пушками Д-56, Д-56ТМ, Д56ТС - плавающие танки ПТ-76 и 85-мм пушками Д-70 - авиадесантные САУ АСУ-85. Последними работами Петрова стали 125-мм танковые пушка 2А26 и 2А46 (Д-81). Они и их модификации до сих пор - основа вооружения современных танков России - Т-64, Т-72, Т-80, Т-90. По своим тактико-техническим данным, надежности и живучести, простоте устройства и удобству эксплуатации все эти орудия отвечали требованиям времени и превосходили зарубежные аналоги.

В 1955 г. ОКБ-9, руководимое генерал-майором-инженером Ф. Петровым, перепрофилируется на проектирование ракетных комплексов для Сухопутных войск и ВМФ. Так, в 1959 г. здесь была создана подвижная полевая реактивная система (ракетный комплекс) «Онега» с управляемой пороховой ракетой тактического назначения Д-200 с дальностью стрельбы до 160 км, гусеничная и колесная пусковые установки Д-110 и Д-110К.

Один из самых удачных проектов - ракетное вооружение модернизируемых крейсерских подводных лодок проекта 671РТ «Сёмга» (четыре из них были перестроены на заводе «Красное Сормово»). Разработка противолодочных ракетных комплексов «Вьюга» велась с 1960 г. в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова и Н.Г. Кострулина. Ракета, входящая в комплекс, должна была выстреливаться из торпедных аппаратов подводных лодок на глубине 50-60 м, выходить из воды и, летя по баллистической траектории, доставлять в район цели ядерный боеприпас. Предусматривалось создание ракет калибром 533 и 650 мм («Вьюга-53» и «Вьюга-65»). 4 августа 1969 г. комплекс «Вьюга» с ракетой 81Р (533 мм) был принят на вооружение ВМФ. Он мог поражать и подводные цели на дальностях 10-40 км. Ведущим специалистом по созданию комплекса являлся Владимир Алексеевич Голубев (с 1974 г. - начальник Отдела главного конструктора серийных машин (ОГК СМ) - главный конструктор завода, с 1992 г. по 1995 г. - Главный конструктор специальной техники Уралмашзавода). При его непосредственном участии и под руководством в ОКБ-9 производились отработка дистанционно-наводящейся реактивной бомбометной установки с автоматизированной системой заряжания РБУ-6000, постановка ее на серийное производство и дальнейшая модернизация, а так же были разработаны ракеты Д-90Т и Д-90С класса «подводная лодка - подводная лодка».

Ещё один пример - метеорологический ракетный комплекс, зондирующего атмосферу с метеорологической ракетой МР-12. В журнале «Наука и жизнь» №3 за 1970 г. была опубликована фотография запуска этой ракеты с борта корабля «Профессор Визе». В журнале было сказано, что многие суда оборудованы установками для запуска метеорологических ракет, зондирующих атмосферу до высот 180 км. Ракета МР-12 была удостоена чести быть выставленной в павильоне «Космос» Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. Это было лучшее достижение метеорологического ракетостроения для больших высот в то время, да и сейчас единственная «мирная» уралмашевская твердотопливная неуправляемая ракета МР-12 состоит «на вооружении» метеорологов. Только по прошествии многих лет стало известно имя одного из основных разработчиков изделия Д-75, а позже, главного конструктора и «пользователя» метеоракеты МР-12, Виктора Петровича Тесленко, обеспечившего ей такую долгую жизнь и пережившую своего создателя.

С 1 июля 1964 года ракетные подразделения ОКБ-9 были переведены в машиностроительное КБ "Новатор" (ОКБ-8) завода им. М.И. Калинина, а начавшийся было выпуск ракет на Уралмаше прекратился.

Федор Федорович был человеком с исключительной волей в достижении поставленной цели. Его идеи и конструкторское мышление в области артиллерийских систем были неисчерпаемыми, он проявил удивительную способность и понимание цели, которую перед ним ставили при создании артиллерийских систем и средств вооружения танков и САУ. Необходимо отметить важную черту его конструкторской деятельности. Он обращал особое внимание на технологичность конструкции, на унификацию и стандартизацию узлов, а это приводило к тому, что несколько орудий, совершенно разных по огневой мощи и боевому применению, имели общий лафет и противооткатное устройство.

Всего Ф.Ф. Петров проработал на уральских заводах 43 года, за это время под его руководством были созданы 33 артиллерийские системы разных калибров. Ни одно бюро в области артиллерии по конструкции и количеству принятых на вооружение образцов не может идти в сравнение с этим КБ.

С 1974 года до последних дней своей жизни работал в министерстве оборонной промышленности СССР. Вот как писал о Ф.Ф. Петрове его соратник конструктор В.А. Ильин: «Петров перевооружил всю Советскую Армию, он имел какой-то особый нюх, благодаря которому угадывал, какое оружие надо создать, чтобы опередить развитие техники».

Действительный член Академии Артиллерийских наук (1946). Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов. Награжден 3-мя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Кутузова 1-й степени, орденом Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Петров похоронен на Новодевичьем кладбище. При въезде в Мотовилихинский район города Пермь на высокой горе установлена 122-мм петровская пушка-памятник Конструктору с большой буквы. 6 мая 1985 года в городе Веневе Тульской области установлен памятник-бюст Ф.Ф. Петрову. ОКБ-9 - одно из ведущих конструкторских бюро в России по проектированию и разработке артвооружения различных классов: танковых пушек, пушек и гаубиц для самоходных артиллерийских установок, буксируемых орудий и реактивных установок - носит имя Ф.Ф. Петрова.

Источники:
1. Л.П. Будаева. Петров Федор Федорович.
2. Артиллерийский завод №9 :: О заводе :: Выдающиеся люди завода


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх