:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










Осепчугов В.В., конструктор автомобильной техники

ОСЕПЧУГОВ
Виктор Васильевич
5.11.1906 - 15.09.1994

Советский конструктор автомобилей и учёный, организатор производства, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Виктор Васильевич Осепчугов родился 5 ноября 1906 года.

В 1931 году окончил Сибирский институт инженеров транспорта по автомобильной специальности. Приходит на Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ) №3, где работает конструктором, ведущим конструктором, заведующим конструкторского бюро.

В начале 30-х Виктор Осепчугов участвует под руководством заведующего конструкторским отделом (КЭО) завода Алексея Семеновича Литвинова в создании большегрузных грузовых автомобилей ЯГ-4, ЯГ-6, ЯС-1, ЯС-3, ЯГ-10, троллейбусов, экспериментальных автомобилей. Ещё молодым инженером выполняет расчеты конструкции первого в СССР четырехосного полноприводного автомобиля ЯГ-12.

Ярославскому автозаводу поручается создание и серийный выпуск троллейбусов. Директор завода В.А. Еленин с большой ответственностью отнесся к организации выпуска новой продукции: выделил максимум из весьма ограниченных производственных площадей, создал специальное кузовное конструкторское бюро. Осенью 1935 года инженера Осепчугова командируют в Великобританию для закупки двух образцов троллейбусов.

В 1937 году «за вредительскую деятельность, направленную к срыву работы завода, заключающуюся в создании непригодных для нормальной эксплуатации конструкций» был уволен начальник КЭО и в 1938 году расстрелян главный конструктор А.С. Литвинов (основным обвинением звучал тезис о низком качестве троллейбуса ЯТБ-1). С 1937 года В.В. Осепчугов возглавляет в конструкторском отделе работу по троллейбусам.

Знания и опыт позволяют Виктору Васильевичу, уже как ведущему специалисту, преподавать в автомеханическом техникуме. Это учебное заведение стало подлинной кузницей подготовки кадров для автозавода. Из его стен вышли многие специалисты, выросшие впоследствии в опытных организаторов и командиров производства. Среди них заместитель главного конструктора МАЗа А.И. Хренов, главный конструктор ЯАЗа и КрАЗа А.А. Малышев, заместитель главного конструктора ЯАЗа В.Д. Аршинов.

6 апреля 1942 года В.В. Осепчугов был назначен главным инженером ЯАЗа (так с этого времени стал называться ЯГАЗ). В этой должности он занимается организацией производства вооружения, артиллерийских тягачей Я-12, Я-13, Я-13Ф. В 1944 году при участии В.В. Осепчугова возобновились конструкторские работы по созданию дизельных грузовых автомобилей.

В начале августа 1944 года за успешное выполнение заданий ГКО по производству специализированных видов вооружений для фронта большая группа автозаводцев быда удостоена высоких наград Родины. В их числе орденом Трудового Красного Знамени был награждён и главный инженер ЯАЗа В.В. Осепчугов.

В октябре 1945 года вместо главного конструктора ЯАЗа Г.М. Кокина, который переводится на аналогичную должность на автосборочный завод в Минск (будущий МАЗ), назначается В.В. Осепчугов. Под его руководством создаются двухтактные дизельные двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206. За эти работы В.В. Осепчугов в числе других инженерных работников завода «за усовершенствование конструкции и освоение производства быстроходных автомобильных дизелей» в 1948 году получает Сталинскую премию III степени.

Одновременно, под руководством главного конструктора Осепчугова ведётся работа по созданию двухосных большегрузных автомобилей с дизельным двигателем ЯАЗ-200, ЯАЗ-205, ЯАЗ-200В. В скором времени их серийный выпуск налажен на Минском автомобильном заводе по своей маркой: 7-тонный грузовой автомобиль МАЗ-200, 5-тонный самосвал МАЗ-205 и седельный тягач МАЗ-200В. В дальнейшем на базе этих конструкций минчане создадут свои модели автомобилей.

С 1948 года В.В. Осепчугов руководит работами по проектированию трехосного грузовика ЯАЗ-210 и его семейства, а также карьерных самосвала ЯАЗ-225 и седельного тягача ЯАЗ-Э225А (впоследствии — МАЗ-525 и МАЗ-525В соответственно). В 1950 году разрабатывается трехосный автомобиль высокой проходимости ЯАЗ-214 (впоследствии — КрАЗ-214).

С 1952 года В.В. Осепчугов является главным конструктором Львовского автобусного завода (ЛАЗ). Руководителем работ по созданию семейства трехосных автомобилей в Ярославле назначается Александр Александрович Малышев.

Организация конструкторского коллектива ЛАЗа под руководством В.В. Осепчугова шла параллельно со строительством завода и освоением на нём производства прицепов. В этот же период заводу срочно приходилось переналаживаться на производство автомобильных кранов АК-32. Дело в том, что на Днепропетровском (Южном) машиностроительном заводе, который до этого их выпускал, было решено собирать первые советские баллистические ракеты дальнего действия Р-1 — копии немецких ракет «Фау-2». Первым делом в КБ приступили к работам по унификации всех профилей и марок материалов, используемых при производстве автокрана. В 1955 году АК-32 был серьезно модернизирован, при этом он получил индекс ЛАЗ-690.

Первоначально на Львовском автобусном заводе планировалось производство автобуса ЗиС-155, но такая перспектива не устраивала молодой колектив КБ во главе с Виктором Васильевичем. По воспоминаниям первого директора ЛАЗа Б.П. Кашкадамова, Осепчугов буквально заразил молодых конструкторов, только что покинувших институтские аудитории, своей «автобусной болезнью».

В результате, к концу 1955 года коллектив конструкторов Львовского автобусного завода под руководством В.В. Осепчугова разрабатывает конструкцию автобуса ЛАЗ-695 с «аэродинамическим» кузовом и эффективной системой его отопления. На львовском первенце впервые в СССР были применены: компоновка с продольным задним расположением силового агрегата, интегральная система с несущим основанием кузова, рессорно-пружинная подвеска с нелинейной характеристикой, разработанная совместно со специалистами НАМИ.

Автобус наиболее удачно мог использоваться для пригородного сообщения, туристских и междугородных поездок. Поэтому Осепчугов сразу же заложил еще две машины в унифицированный ряд моделей: туристскую ЛАЗ-697 и междугородную ЛАЗ-699.

С 1952 года Осепчугов заведовал по совместительству кафедрой «Автомобили» Львовского политехнического института, куда перешел на постоянную работу в 1958 году.

С 1959 года В.В. Осепчугов работал главным инженером 6-го управления Госкомитета по оборонной технике при СМ СССР.

С 1963 года — Осепчугов доцент кафедры «Автомобили» Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), в 1964 защитил докторскую диссертацию и стал профессором кафедры, заместителем заведующего кафедрой, а в 1984-86 годах Виктор Васильевич возглавляет кафедру. С 1986 года — В.В. Осепчугов переходит на должность профессора-консультанта, продолжая поддерживать связь с кафедрой.

Ещё в 1948 году Виктор Васильевич стал автором фундаментального исследования «Автомобили-самосвалы», в 1971 году в серии «Проектирование автомобилей» издательства «Машиностроение» вышла книга В.В. Осепчугова «Автобусы», в 1989 году совместно с проф. А.К. Фрумкиным — учебник для вузов «Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета».

Источники:
1. Кафедра "Автомобили" МАДИ (ГТУ)
2. Энциклопедия советского автомобилестроения
3. «Ярославский автодизель® Год основания 1916». PUSE, 1996 г.
4. ЛАЗ-695 "Львiв"


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх