Александр Александрович Морозов родился в городе Бежица Брянского уезда Орловской губернии
(ныне Бежицкий район областного центра Брянска) в семье рабочих. В 1914 семья переехала в Харьков
и отец А.А. Морозова, Александр Дмитриевич, поступает работать на Харьковский паровозостроительный
завод (ХПЗ).
После окончания пяти классов реального училища Александр Морозов в марте 1919 года устроился
на завод переписчиком технических документов в Технической конторе ХПЗ, а с мая 1923 года уже
работает в качестве чертежника-конструктора. В ноябре 1926 Александр Александрович призывается
на службу в Красную Армию. Службу проходил в Киеве, в двадцатой авиационной эскадрилье красноармейцем.
В 1928 году, после демобилизации, возвращается на ХПЗ, и с 18 октября 1928 начинает работу
в танковой конструкторской группе под руководством первого руководителя этой группы И.Н. Алексенко.
В это время Морозов принимает активное участие в разработке танков Т-12 и Т-24. В течение 2-х лет,
без отрыва от основной работы, он учится в Московском заочном механическом институте им. Ломоносова,
а затем в механическом техникуме при ХПЗ. В 1933 году Александр Александрович поступает на учебу
в сектор боевой подготовки Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года оканчивает курсы командиров танка БТ.
29 июля 1936 года Морозов становится начальником сектора нового проектирования. В этой должности
произошла его встреча с М.И. Кошкиным, который в 1937 году был
назначен главным конструктором танкового КБ ХПЗ. Хорошо разбиравшийся в людях Михаил Ильич довольно
быстро заметил Морозова и сделал его своим заместителем.
В это время по заданию Автобронетанкового Управления (АБТУ) РККА разворачиваются работы по созданию
нового колесно-гусеничного маневренного танка А-20. Анализ конструкции танка А-20 показал, что он
незначительно, по основным ТТХ, превосходит танк БТ-7М, и в КБ, в инициативном порядке, параллельно
ведется разработка принципиально нового гусеничного танка А-32. В это время Морозов является ведущим
инженером этих проектов. В результате целенаправленной доработки опытного образца А-32 в КБ был создан
новый танк Т-34, который в дальнейшем стал основным танком Советской Армии в годы Великой Отечественной
войны, и в последствии был признан лучшим танком Второй Мировой войны.
Как техническому руководителю проекта по разработке танка Т-34 10 апреля 1942 года А.А. Морозову
(вместе с М.И. Кошкиным и Н.А. Кучеренко) была присуждена Сталинская премия 1-й степени. В представлении
на Сталинскую премию от 23 марта 1942 года, подписанном заместителем начальника ГАБТУ РККА
генерал-майором технических войск И.А. Лебедевым и военным комиссаром ГАБТУ полковым комиссаром
Н.И. Бирюковым, указывалось, что «главный конструктор завода №183 А.А. Морозов и
начальник серийно-конструкторского отдела того же завода Н.А. Кучеренко являются авторами и
активнейшими творцами в создании и усовершенствовании среднего танка Т-34, который явился одним
из лучших танков по своей конструкции и тактико-техническим данным».
С октября 1940, после смерти М.И. Кошкина, должность Главного Конструктора КБ занял Александр
Александрович Морозов. В тот момент ему было только 36 лет. В это время в КБ рождаются танковые
проекты А-43 и А-44. В это время танковое конструкторское бюро завода №183 (отдел 520) состояло
из 106 человек (12 конструкторских групп) во главе с Главным конструктором А.А. Морозовым и двумя
его заместителями — Н.А. Кучеренко и А.В. Колесниковым. С началом Великой Отечественной войны КБ
вместе с заводом эвакуируется в город Нижний Тагил, где организовывается танковое производство.
В октябре 1941 года А.А. Морозов был назначен Главным конструктором Уральского танкового завода.
В 1943 году за исключительные заслуги перед государством в деле организации производства,
конструирования и усовершенствования танков Морозову присвоено звание «Герой Социалистического Труда».
Настоятельное требование военных об увеличении огневой мощи танка и напряженный труд конструкторов
КБ привел к созданию танка Т-34-85, способного на равных сражаться с новыми германскими тяжелыми
танками. 22 января 1945 года Александру Александровичу за разработку и непрерывное совершенствование
танка Т-34 Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было присвоено воинское звание генерал-майора
инженерно-танковой службы.
В конце войны в КБ, под руководством А.А. Морозова, создается средний танк Т-44, а уже после
войны – танк Т-54. За участие в создании каждого из этих танков
ему присуждаются Сталинские премии.
13 ноября 1951 года Александр Александрович приказом Министра переводится в Харьков, на свой родной
завод, и сразу включается в работу по созданию нового, еще более совершенного танка. И уже в октябре
1963 года был создан танк Т-64, на десятилетия опередивший
танкостроение всего мира, и ставший базовой машиной, на основе которой были созданы танки
Т-72, Т-80,
Т-84 и др.
Несмотря на свою колоссальную загруженность на работе, Александр Александрович всегда вел активную
общественную деятельность: не единожды избирался членом райкомов и обкомов партии, в 1976 году был избран
делегатом XXV съезда КПСС. К любой работе, самой незначительной, Александр Александрович тщательно
готовился. Столь же серьезно он относился и к общению с сотрудниками, всегда внимательно выслушивал
и по мере возможности в сложных ситуациях помогал, поддерживал, при этом не терпел общих фраз,
расплывчатых заявлений, не определенных и неточных формулировок.
В 60-е годы А.А. Морозов раскрывается не только как выдающийся конструктор, но и как ученый. Он
проводит глубокий анализ направлений в проектировании танков, и основываясь на богатейшем
производственном опыте и накопленном техническом материале, пишет научную работу. Высшая аттестационная
комиссия, высоко оценив ее, присваивает ему, не имевшему высшего образования, ученую степень доктора
технических наук решением от 5 мая 1972 года.
В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, за выдающиеся заслуги в деле развития
отечественного танкостроения и в связи с 70-летием А.А. Морозова наградили Орденом Ленина и второй
Золотой Медалью Героя Социалистического Труда.
С 4 июня 1976 года Александр Александрович по состоянию здоровья покидает пост Главного конструктора
и начальника КБ ХКБМ им. В.А. Малышева, проработав на этой должности 10 лет. Но его связь с КБ не
прекращается, он еще долго является консультантом КБ и членом Научно-Технического Совета Министерства,
плоть до своей кончины 14 июня 1979 года. На каком бы посту не находился Александр Александрович, он
всегда и везде в первую очередь оставался Конструктором.
А.А. Морозов удостоен следующих высоких званий и наград: дважды Герой Социалистического труда
(1942, 1974); лауреата Ленинской премии (1967); трижды лауреата Государственной премии (1942, 1946 и
1948); заслуженного машиностроителя УССР; и награжден: трижды орденом Ленина; орденом Октябрьской
революции; орденом Суворова II степени; орденом Кутузова I степени; трижды орденом Трудового Красного
Знамени; орденом Красной Звезды; многими медалями Советского Союза.
В целях увековечивания памяти Александра Александровича Правительством был принят ряд постановлений:
присвоено имя А.А. Морозова Конструкторскому бюро, где он проработал более 50 лет, из них 36 был в
должности главного конструктора; присвоено имя А.А. Морозова Харьковскому механическому техникуму,
который он окончил в числе первых выпускников; переименована одна из улиц Харькова (Юмтовская) в
улицу имени А.А. Морозова; в г. Брянске и на заводе, где он работал, установлены бронзовые бюсты
А.А. Морозова.
Источники:
1. А. А. Морозов - выдающийся конструктор танков
2. Кому сегодня мешает советская тридцатьчетвёрка? «Военно-исторический журнал» №5, 2009 г.
[an error occurred while processing this directive]