:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










Микоян А.И., конструктор авиационной техники

МИКОЯН
Артём Иванович
5.08(23.07).1905 - 9.12.1970

Артем (Анушаван) Микоян родился в селе Санаин Алавердского района Армении в семье плотника. Учился сначала в сельской школе, затем - в г. Тбилиси. В 1923 г. поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) при заводе «Красный Аксай» г. Ростов-на-Дону. Был учеником токаря в железнодорожных мастерских.

В 1925 г. А.И. Микоян переехал в Москву, где стал работать токарем на заводе «Динамо» им. С.М. Кирова и вступил в ряды КПСС. В 1927 г. был направлен на партийную работу в качестве секретаря парткома Октябрьского трамвайного парка.

С 1928 г. он - курсант полковой школы 18-го стрелкового полка 6-й дивизии Красной Армии. В 1929 г. политуправление Московского округа направило А.И. Микояна в Ивано-Вознесенскую нормальную школу им. М.В. Фрунзе (г. Орел) секретарем бюро комсомола. После окончания срочной службы в 1930 г. он стал секретарем парткома завода «Компрессор» НКТП.

В 1931 г. Артема Ивановича направили на учебу в Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е. Жуковского, которую он окончил в 1937 г., получив квалификацию «военный инженер-механик ВВС РККА». Будучи слушателем академии, он в 1936 г. с группой однокурсников создал свою первую конструкцию - авиетку «Октябренок». Дипломную работу на тему «Одноместный истребитель со специальным вооружением» он защитил с отличием. По рекомендации государственной экзаменационной комиссии А.И. Микояна направили для дальнейшего прохождения службы в военное представительство ГУ ВВС КА на заводе №1 им. Авиахима, где с 1938 г. он принимал непосредственное участие в работах по внедрению в серийное производство маневренных истребителей И-15бис и И-153.

В 1939 г. А.И. Микояна в числе 1000 военных специалистов, направленных на работу в НКАП, перевели в ОКБ Н.Н. Поликарпова. Там его вначале назначили начальником бригады, позднее - начальником КБ №1 по маневренным истребителям.

В декабре 1939 г. Артем Иванович возглавил особый конструкторский отдел (ОКО), созданный на заводе для разработки и постройки скоростного истребителя И-200 (МиГ-1). Заместителем стал его ближайший соратник М.И. Гуревич. В начале декабря 1940 г. А.И. Микояна назначили главным конструктором завода №1.

На базе МиГ-1 был разработан модернизированный истребитель - МиГ-3, который в 1940-1941 гг. строился большой серией и участвовал в боевых действиях с первых дней Великой Отечественной войны. Всего выпустили 100 серийных МиГ-1 и 3172 МиГ-3.

В марте 1942 г. приказом наркома авиационной промышленности на основании постановления ГКО СССР ОКО преобразовали в самостоятельное ОКБ-155 с опытным заводом (№155) и летно-испытательной базой. А.И. Микояна назначили директором и главным конструктором, М.И. Гуревича - заместителем.

В 1941-1945 гг. под руководством А.И. Микояна и М.И. Гуревича были разработаны 15 самолетов: МиГ-1 (И-200), МиГ- 3 (И-200), МиГ-7, ДИС-200, МиГ-9М-82 (И-210), И-211, МиГ-3У (И-230), И-231, И-220, И-221, И-222, И-224 (статический потолок 14100 м), И-225 (максимальная скорость 726 км/ч), И-250 с комбинированной силовой установкой (максимальная скорость 820 км/ч) и МиГ-8 «Утка».

Опыт, полученный коллективом ОКБ при разработках самолетов в 1941-1945 гг., позволил решить задачу создания отечественного реактивного истребителя МиГ-9 (И-300), причем в самые короткие сроки. 24 апреля 1946 г. летчик-испытатель А.Н. Гринчик впервые поднял И-300 в воздух. Уже первые полеты будущего МиГ-9 продемонстрировали, что он значительно превосходит по летным характеристикам серийные поршневые истребители. Его максимальная скорость составила 911 км/ч.

Истребитель МиГ-15 (1947 г.) с крылом стреловидностью 35° принес ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича мировую известность. Благодаря исключительной простоте конструкции, технологичности, боевой живучести и надежности в эксплуатации, а также выдающимся летно-техническим и боевым качествам, он приобрел славу «самолета-солдата». По многим показателям МиГ-15 и МиГ-15бис превосходили лучшие истребители своего времени.

МиГ-17 (1949 г.) с крылом стреловидностью 45° стал логическим продолжением МиГ-15бис. Установка на самолете МиГ-17Ф двигателя ВК-1Ф с форсажной камерой позволила перейти к полетам со скоростью звука. На базе МиГ-17 и МиГ-17Ф также были разработаны и выпускались серийно истребители-перехватчики МиГ-17П и МиГ-17ПФ.

Эру сверхзвуковой авиации в отечественном самолетостроении открыл созданный в 1954 г. МиГ-19 с крылом стреловидностью 55°, ставший первым серийным отечественным сверхзвуковым истребителем.

Успехи отечественной авиационной науки и техники, глубокие и обширные исследования в области аэродинамики воплотились в легком сверхзвуковом фронтовом истребителе МиГ-21, созданном в 1958 г. Впервые в практике ОКБ на самолете применили треугольное крыло большой стреловидности (57°). Высокий технический и технологический уровень поставил МиГ-21 в ряд наиболее известных фронтовых истребителей мира. Удачно найденные конструкторские решения дали возможность создать на его базе более 20 модификаций, 16 из которых около 30 лет находились в серийном производстве и состояли на вооружении ВВС порядка 50 стран. На самолетах МиГ-21 было установлено 17 мировых рекордов.

Истребитель МиГ-23 стал самым массовым отечественным боевым реактивным самолетом 3-го поколения. На нем впервые в отечественной авиации было применено крыло изменяемой стреловидности (диапазон изменения - от 16° до 72°). Новая аэродинамическая схема обеспечила МиГ-23 высокие несущие свойства, большое аэродинамическое качество на крейсерских режимах, полет на малых и предельно малых высотах, в том числе со сверхзвуковой скоростью у земли. МиГ-23 может эффективно действовать и сегодня, благодаря многочисленным усовершенствованиям, внесенным в конструкцию планера, оборудования и вооружения. Самолет МиГ-23 был основным истребителем отечественных ВВС 1970-1980 гг.

МиГ-25, созданный в 1964 г. - результат разработки одного из самых впечатляющих проектов нашего времени. Это самолет, способный летать на скоростях, трехкратно превышающих скорость звука. Он превзошел все истребители мира по максимальной скорости и высоте полета, что подтверждено целым рядом установленных мировых рекордов. Так, благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам, на опытных самолетах МиГ-25 в период с 1965 г. по 1978 г. были установлены 38 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе 3 абсолютных.

А.И. Микоян координировал работы многочисленных смежных предприятий и научно-исследовательских организаций, участвовавших в создании самолетов «МиГ», осуществлял взаимодействие с серийными заводами и ВВС, руководил научно-исследовательскими работами в области развития и освоения больших скоростей и высот, обеспечения управляемости и автоматизации.

С 20 декабря 1956 г. А.И. Микоян - генеральный конструктор. В 1959 г. ему была присвоена ученая степень доктора технических наук. В 1953 г. Микоян был избран член-корреспондентом, а в 1968 г. - действительным членом (академиком) АН СССР по специальности «Авиация» отделения механики и процессов управления. Генерал-полковник инженерно-технической службы (1967 г.) Артем Иванович был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 г. и 1957 г.), лауреат Ленинской премии (1962), Государственных премий СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Награждён 6 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Микоян вел большую общественно-политическую работу в качестве депутата Верховного Совета СССР в 1950-1970 гг.

Разработка более 450 опытных и экспериментальных образцов истребителей, крылатых ракет и самолетов-лабораторий различного назначения непосредственно связана с именем выдающегося авиаконструктора А.И. Микояна. На самолётах, разработанных под его руководством, установлено 55 мировых рекордов. Жизнь и деятельность Артема Ивановича Микояна - пример патриотизма, верности долгу и преданности своему делу. Он обладал большой человечностью, относился с глубоким уважением и вниманием к сотрудникам, которые отвечали ему тем же, ценя его острый ум, справедливость, неизменный оптимизм и чувство юмора. Был скромен, от души радовался достижениям всего коллектива. В настоящее время, несмотря на значительные трудности, созданная А.И. Микояном конструкторская школа продолжает развиваться. Заложенные Артемом Ивановичем традиции и методы работы находят отражение в создании отечественных самолетов нового поколения.

На родине Микояна в с. Санаин в Армении установлен бронзовый бюст и расположен мемориальный комплекс. Именем Микояна назван Московский машиностроительный завод.

Источники:
1. АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ОБЗОР. ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ.
2. Хранитель


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх