:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










Кригер А.М., конструктор автомобильной техники

КРИГЕР
Анатолий Маврикиевич
05.06.1910 - 25.05.1984

Анатолий Кригер родился в 1910 году на Украине, в городе Краматорске Донецкой области, в семье инженера и народной учительницы. Несмотря на явно непролетарское происхождение молодой Кригер начинает свою трудовую деятельность в рядах рабочего класса: окончив семилетку в 1924 году, он поступает в электрический цех Краматорского машиностроительного завода (КМЗ) в качестве ученика электрика.

В 1925-26 годах по путевке завкома Кригер учился в Индустриальной профшколе в Луганске, а затем два года работал чертежником-конструктором на Луганском паровозостроительном заводе. В 1928 году Кригер поступает на механический факультет Харьковского технологического института, выбирая автомобильную специализацию. В 1930 году Кригера неожиданно исключили из комсомола по обвинению в сокрытии своего социального происхождения. Одновременно он был исключен и из института, правда через несколько месяцев обвинение сняли и в институте восстановили.

В 1930 году Анатолия Кригера вместе со всем курсом переводят в Московский автотракторный институт им. М.В. Ломоносова (ныне - Московский государственный технический университет «МАМИ»), который он оканчивает в мае 1932 года. Тогда, практически весь выпуск института по приказу наркома тяжелой промышленности СССР С. Орджоникидзе был направлен на Нижегородский автозавод им. Молотова (позже — ГАЗ) - место становления Кригера как автоинженера. Там он делает стремительную карьеру от рядового специалиста до заместителя главного конструктора.

В 1935 году отец Анатолия – Маврикий Людвикович, замначальника ОТК КМЗ, был арестован органами НКВД и по сфабрикованному делу выслан в Караганду, где в 1937 году скончался. Только в 1955 году его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления. Как ни странно, эта история практически не сказалась на карьере Анатолия Кригера в 30-е годы, более того, в 1935 году конструктора направили в годичную командировку в США, а в 1937 году его назначают начальником КБ двигателей и шасси.

За 16 лет работы на ГАЗе Анатолий Маврикиевич сумел добиться профессионального признания не только в родном коллективе, но и по отрасли в целом. И хотя в довоенном советском автомобилестроении приоритет отдавался грузовым автомобилям (да и в дальнейшем деятельность Кригера была связана в основном именно с грузовиками), особые заслуги молодого конструктора в период работы на ГАЗе были связаны с созданием нового поколения легковых автомобилей. Участие в проектировании ставшей впоследствии легендарной «Эмки» – пятиместного седана ГАЗ-М1 («М» – от фамилии Молотов) стало фактически одной из первых серьезных работ для 24-летнего Кригера. «Эмка» стала одной из самых распространенных машин того времени, всего с 1936 по 1942 годы было произведено почти 63 тысячи автомобилей.

За «Эмкой» последовала 6-цилиндровая модель ГАЗ-11-73 и ее модификации. На базе этой модели было создано семейство командирских автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-61, использовавшихся во время войны маршалами Г.К. Жуковым, И.С. Коневым и К.К. Рокоссовским. В 1940-х при участии Кригера был сконструирован военный бездверный внедорожник ГАЗ-67.

После начала войны, в 1941 году А.М. Кригер руководил работами по переходу с цементированной брони на гомогенную танка Т-60 конструкции Н.А. Астрова. В 1943 году за создание силового агрегата к танку Т-70 Кригер получил свою первую Сталинскую премию.

Конечно же, немалый вклад Анатолий Маврикиевич внес и в грузовые автомобили. В 1947 году за создание автомобиля ГАЗ-51, начавшееся еще до войны, группа конструкторов Горьковского автозавода была удостоена Сталинской (Государственной) премии. Лауреатами стали главный конструктор завода А.А. Липгарт, заместитель главного конструктора (с 1946 года), начальник КБ шасси и двигателей А.М. Кригер, ведущий конструктор разработки А.Д. Просвирнин, руководитель конструкторской группы Л.В. Косткин, заместитель главного технолога С.И. Русаков и начальник КБ электрооборудования В.И. Борисов. Были награждены и многие другие заводчане. За свою надежность и простоту в эксплуатации ГАЗ-51 получил массовое признание, став самым распространенным грузовым автомобилем в стране 50-70-х годов.

Еще одним вкладом Кригера в военное дело были бронеавтомобили БА-64 – очень компактные, маневренные машины с пулестойкими шинами. При участии Кригера был создан и послевоенный армейский вездеход ГАЗ-63.

В середине 1940-х годов коллектив завода вместе с Кригером начал работать над новой моделью легкового автомобиля среднего класса. Им стал пятиместный седан на впервые примененной безрамной конструкции. Таким образом, в 1944 году был создана знаменитая «Победа» – ГАЗ-М20 - первый отечественный автомобиль с полностью оригинальным «обтекаемым» дизайном без подножек и выступающих крыльев.

В мае 1948 года А.М. Кригер был назначен главным конструктором строящегося Кутаисского автомобильного завода (КАЗ). Перед инженером стояла трудная задача – создание с нуля конструкторско-экспериментальной базы на заводе. В августе 1951 года вышел первый грузовой автомобиль КАЗ-150, созданный на базе ЗиС-150. За ними последовал самосвал КАЗ-585В с улучшенной и облегченной платформой, впервые построенный в Союзе самосвал с боковым опрокидыванием платформы КАЗ-600, а также тягачи и полуприцепы-самосвалы для перевозки хлопка. Так Кутаисский автозавод стал почти монопольным производителем хлопковозов и трехсторонних самосвалов в СССР.

В июле 1954 года А.М. Кригер был назначен и.о. главного конструктора, а с декабря 1954 года — главным конструктором Московского автозавода им. Сталина (с 1956 года – имени Лихачева), которому посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Первым делом Кригера на новом посту стала модернизация технически устаревающего грузовика ЗиС-150, выпускавшегося с 1947 года. Помимо прочего новая модель ЗиЛ-164 обрела более прочную облицовку радиатора, имевшую вертикальные брусья вместо горизонтальных, была снабжена отопителем кабины и обогревателем ветрового стекла. Практически одновременно с усовершенствованием ЗиС-150 на заводе велась разработка абсолютно нового поколения грузовиков с V-образным восьмицилиндровым двигателем. Создание семейства ЗиЛ-130, предназначенного для использования во всех отраслях промышленности, строительства и сельского хозяйства, стало этапной работой для Кригера и всего завода. Эта серия была долгожданной в прямом смысле – от начала проектирования до выпуска прошло почти 10 лет – и это в условиях постоянной конкуренции с ГАЗом. Впервые в советской автомобильной промышленности были внедрены гидроусилитель руля, синхронизированная коробка передач, обмыв ветрового стекла, предпусковой подогреватель двигателя и другие новшества. Среди модификаций ЗиЛ-130 были седельный тягач с полуприцепом, длиннобазовый бортовой тягач и короткобазовый самосвал. Кроме того, на счету у главного конструктора было семейство новых трехосных автомобилей высокой проходимости для преодоления глубоких бродов ЗиЛ-131, а также первый на заводе междугородный автобус ЗиЛ-127 и вместительный городской автобус ЗиЛ-158. В 1967 году за создание семейства ЗиЛ-130 Кригер в третий раз был удостоен Государственной премии.

В 1967 году приказом Минавтопрома Анатолию Маврикиевичу было поручено руководить проектированием нового поколения грузовиков для строящегося гигантского «автокомплекса будущего» в Набережных Челнах - Камского автомобильного завода (КамАЗ). 10 лет Кригер трудился над созданием своего любимого детища - трех семейств КамАЗов — автомобилей с колесной формулой 6x4, 4х2 и 6x6. Таким образом, Анатолий Маврикиевич фактически стал первым главным конструктором КамАЗа. Всего на ЗиЛе было построено и испытано около 40 опытных образцов будущих КамАЗов. Первый серийный автомобиль КамАЗ-5320 сошел с конвейера в феврале 1976 года. За разработку семейства грузовиков КамАЗ в 1972 году А.М. Кригеру было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Еще до окончания работ по КамАЗу в 1972 году наступил черед разработки своей зиловской модели ЗиЛ-4331 - уже третьего послевоенного поколения грузовиков. То был последний аккорд в деятельности Анатолия Маврикиевича. В 1982 году Завод им. Лихачева с почетом проводил своего главного конструктора на пенсию. А через два года, 25 мая 1984 года Кригера не стало.

Н.А. Астров, советский инженер-конструктор бронетанковой техники: «Человек аналитического склада ума и редкой работоспособности, всю войну трудившийся по 14 часов в сутки, он отличался педантизмом. Кригер не пропускал ни единой цифры, фразы, запятой на чертежах, выпускавшихся КЭО, без личного контроля и около каждого проверенного знака, будь то сборочный чертеж, деталировка и даже спецификация, ставил птичку толстым синим карандашом.

Со свойственными ему четкостью и неизменной благожелательностью Анатолий Маврикиевич руководил работой конструкторов. Держался суховато, даже замкнуто, всегда подтянутый, тщательно, пусть и скромно одетый. Характерно, что, по крайней мере на моей памяти (а нам пришлось близко сотрудничать всю войну), он не имел приятелей, хотя был, в общем, человеком добрым, но вместе с тем и жестким, крайне обязательным и, как сказали бы теперь, некоммуникабельным. Многие даже недолюбливали его за строгость и требовательность.

Редкая емкость памяти делала Кригера живым энциклопедическим справочником, содержавшим неисчислимое множество сведений о конструкциях отечественных и зарубежных автомобилей и двигателей. Большой объём знаний позволял ему легко парировать высказывания малоопытных конструкторов, но, надо отдать ему должное, редко злоупотреблял эрудицией, предпочитая воздействовать логическими доводами. Метод его — частичное заимствование зарубежных решений, что порой сближало конструкторскую работу с ремесленничеством, отчего интерес к ней у думающих сотрудников падал. Но такой подход заметно ускорял разработку и вдобавок воспитывал умение анализировать технические решения, оценивать чужие идеи.

Конечно, такой метод страдал существенным недостатком: ведь узлы были от устаревших машин, и собственное конструкторское мышление не получало развития. Всем этим закладывалось отставание в техническом уровне изделий, тем более что освежать парк иностранных образцов удавалось нерегулярно.»

Ю.Н. Мрост, бывший заместитель начальника бюро по исследованию и доводке грузовых транспортных автомобилей УКЭР АМО ЗИЛ: «Высочайшая внутренняя дисциплина, требовательность к себе и безукоризненный внешний вид Анатолия Маврикиевича невольно заставляли окружающих подтягиваться и стремиться быть на уровне. Его стиль — регулярные совещания с конструкторами и испытателями. На них через призму его знаний, опыта, памяти дотошно рассматривалась аргументация «за» и «против». После чего все проецировалось в протокол в виде решений, им самим сформулированных. Строгий личный контроль исполнения пунктов протокола был гарантом решения задачи.»

А. Зарубин, ветеран ЗИЛа: «Когда он работал над очередной новой конструкцией, несгибаемо претворял в действительность свои идеи, заложенные еще в эскизный проект. Идеи передовые, подчас казавшиеся иным скептикам даже фантастическими. Но, будучи по образу мыслей сугубым реалистом, Кригер на самом деле никогда не пытался "достать журавля в небе". Свое мнение, свои замыслы, средства их реализации всегда весьма обстоятельно и веско аргументировал.»

Член КПСС с 1955 года, А.М. Кригер был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями.

Имя выдающегося советского автоконструктора Анатолия Маврикиевича Кригера навсегда вписано в историю автомобильной промышленности XX века. 50 лет его жизни были отданы четырем крупнейшим автозаводам страны: ГАЗу, КАЗу, ЗиЛу и КамАЗу. При непосредственном участии Кригера было создано около 30 оригинальных моделей машин: легковые, грузовые, внедорожники, автобусы, даже один танк. Многие из разработок Анатолия Кригера стали новым словом в развитии техники и применяются до сих пор. Занимая серьезные руководящие посты, конструктор успевал заниматься научной работой; он опубликовал более 60 научных трудов и журнальных статей. Под его редакцией выпущены труды «Вопросы расчета, конструирования и исследования автомобиля» и «Практика проектирования, испытания и доводки грузового автомобиля ЗИЛ-130», написанные на основе опыта ЗиЛ. В 63 года он получил степень доктора технических наук. Почти 20 лет Кригеру удавалось совмещать работу на заводе с преподавательской деятельностью. С 1963 по 1979 год профессор Кригер являлся заведующим кафедрой «Автомобили и двигатели» ВТУЗа, организованного при автозаводе им. Лихачева (ныне - МГИУ), и воспитал не одно поколение учеников. Без авторитетного мнения Кригера не обходились и различные технические советы: при министерстве автопромышленности, при Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ); кроме того, Кригер был членом редакции журнала «Автомобильная промышленность».

Источники:
1. Виртуальная выставка "Анатолий Маврикиевич Кригер. 50 лет в автомобилестроении"
2. А. Зарубин, "Пятьдесят конструкторских лет". Журнал "За рулём" №12, 1984 г.
3. Н. Астров, "Кригер и Грачев". Журнал "За рулём" №12, 1989 г.
4. Ю.Н. Мрост, "Главный конструктор автомобилей ЗИЛ". Журнал Автомобильных Инженеров №3(62) 2010 г.


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх