:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...








Королёв С.П., конструктор ракетно-космических систем

КОРОЛЁВ
Сергей Павлович
12.01.1907(30.12.1906) - 14.01.1966

Королёв Сергей Павлович — главный конструктор первых ракет-носителей, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957), член КПСС с 1953.

Королёв родился в Житомире в семье учителя русской словесности П.Я. Королева. Еще в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». В 1924 окончил в Одессе профессиональную строительную школу, после чего продолжил обучение в Киевском политехническом институте по профилю авиационной техники, совмещая занятия моделизмом и планерным спортом в Осоавиатехнике. Осенью 1926 переводится в Москву, и в 1930 окончивает Московское высшее техническое училище (МВТУ) им. Баумана и одновременно Московскую школу лётчиков. За время учебы в МВТУ С.П. Королев уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, — показали незаурядные способности Королева как авиационного конструктора. После недолгой работы в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ) завода им. В.Р. Менжинского, Королёв — с июня 1930 старший инженер ЦАГИ, где разработал ряд конструкций успешно летавших планёров. После знакомства с К.Э. Циолковским и его работами Королёв увлекся идеями создания летательных аппаратов ракетного типа.

В сентябре 1931 с помощью Осоавиахима, совместно с Ф.А. Цандером, создает общественную организацию — Группу изучения реактивного движения (ГИРД) и назначается ее начальником. В ГИРДе были построены и запущены первые советские ракеты на гибридном топливе ГИРД-09 (август 1933) и на жидком топливе ГИРД-10 (ноябрь 1933). После слияния ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ, руководитель — В.П. Глушко) образуется (1933) Реактивный НИИ (РНИИ) под руководством И.Т. Клейменова, где Королёв — главный инженер, заместитель начальника института по научной части (1933), начальник отдела крылатых ракет (1934), начальник группы ракетных аппаратов (1937). В 1934 была издана его работа «Ракетный полёт в стратосфере». Она во многом повторяла доклад, прочитанный С.П. Королевым на Всесоюзной конференции по изучению стратосферы в апреле 1934 года. В РНИИ разработал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе управляемой крылатой ракеты с жидкостным ракетным двигателем 212 (запущена в 1939), зенитной крылатой ракеты с пороховым ракетным двигателем 217 (1936) и ракетопланёра СК-9 (РП-318, первое наземное огневое испытание состоялось в декабре 1937). Было проведено 20 успешных пусков двигателей ОРМ-65, а затем РДА-1-150, специально разработанных для данного аппарата инженером Л.С. Душкиным. В 1939 году заместитель главного конструктора А.Я. Щербаков и ведущий инженер А.В. Палло подготовили ракетопланер РП-318-1 к летным испытаниям, которые были успешно проведены 28 февраля 1940 года.

Осенью 1938 после расстрела маршала Тухачевского, по инициативе которого был создан РНИИ, по доносу сотрудника ГДЛ НКВД арестовывает Королева, Глушко и других работников института. В приговоре говорилось: «За участие в террористической и диверсионно-вредительской троцкистской организации, действовавшей в научно-исследовательском институте №3 Народного комиссариата оборонной промышленности, за срыв отработки и сдачи на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии новых образцов вооружения приговорить Королёва Сергея Павловича к десяти годам тюремного заключения, поражению в правах сроком на пять лет и конфискации всего имущества». Находился в заключении: сначала на Колыме, затем (с 1940) в режимном КБ (ЦКБ-29 НКВД), где под руководством А.Н. Туполева принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило поводом для перевода Королева в 1942 г. в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе №16, где разрабатывались жидкостные ракетные ускорители для серийных боевых самолётов. Реабилитирован в 1957.

В июле 1945 Королев был включен в группу специалистов по изучению трофейной немецкой ракетной техники, и 7 сентября он в звании подполковника Красной Армии вылетел в Берлин. С этого момента начался главный этап творческой деятельности Королева — этап создания ракетной техники. В августе 1946 был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия (БРДД) и начальником отдела №3 НИИ-88 по их разработке. В дальнейшем, под его руководством были созданы баллистические, геофизические и межконтинентальные ракеты, в т.ч.: Р-1 (аналог Фау-2), Р-2, Р-3А, Р-5, Р-7, Р-9, Р-11, Р-11ФМ (окончательная доводка ракеты была передана в Златоуст, в СКБ-385, откомандированному туда ведущему конструктору В.П. Макееву), РТ-1 и РТ-2.

В августе 1956 ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С.П. Королев. Талант ученого и организатора позволил Королёву длительное время направлять деятельность многих заводов, НИИ и КБ на решение больших комплексных задач по освоению космического пространства. На этом направлении под его руководством были созданы: первый искусственный спутник Земли (ИСЗ), открывший космическую эру человечества; пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека (12.04.1961 — Ю.А. Гагарин), полет женшины-космонавта (июнь 1963 — В.В. Терешкова), полет экипажа в составе трех космонавтов (октябрь 1964), выход человека (18.03.1965 — А.А. Леонов) в космическое пространство; первые автоматические межпланетные станции (АМС) серий «Луна», «Венера», «Марс» (доработка этих аппаратов в дальнейшем была поручена выходцу из НИИ-88, возглавившему в 1965 ОКБ им. С.А. Лавочкина, главному конструктору Г.Н. Бабакину); первые экземпляры межпланетных разведчиков серии «Зонд»; первые отечественные спутники-фоторазведчики «Зенит» для Министерства обороны; ИСЗ серий «Электрон», «Космос», «Молния-1» и др.

Награжден Золотой медалью им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), 3 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.

Когда С.П. Королёв скончался, газета «Фигаро» опубликовала статью «Похороны неизвестного», в которой сообщалось, что 15 января 1966 года Красная площадь была полна людей. Урну с прахом несли Брежнев и Подгорный. За ними шли все космонавты, но никто в СССР и за его пределами не знал, кого хоронили. Лишь спустя два дня, когда на Кремлевской стене появилась табличка с надписью «С.П. Королев» — ситуация прояснилась.

Выдающийся организатор, непосредственный руководитель многоплановых работ в области новой техники, основатель научной школы советского ракетостроения и космических исследований, академик С.П. Королёв всю свою жизнь отдал служению науке на благо и могущество нашей великой Родины, но только после смерти личность Сергея Павловича рассекретили. А до этого даже статьи, которые он писал, выходили под псевдонимом «Сергеев».

В 1966 АН СССР учредила золотую медаль им. С.П. Королева «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии им. С.П. Королева для студентов высших учебных заведений. На здании МВТУ установлена мемориальная доска. Именем Королёва в 1966 названа улица (улица Академика Королёва, бывшая 3-я Останкинская и Большая Кашенкинская). В Москве на Аллее космонавтов, в Житомире и других городах сооружены памятники ученому. В доме, где в 1959—66 жил Королёв (6-й Останкинский переулок, 2/28), в 1975 открыт мемориальный Дом-музей Королёва. Мемориальные дома-музеи созданы в Житомире и на Байконуре. Его имя носят Ракетно-космический научно-производственный комплекс (РКК) «Энергия», Куйбышевский авиационный институт, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид. Имя Королёва, как одного из основоположников практической космонавтики, присвоено крупнейшему образованию (талассоиду) на обратной стороне Луны. В честь Сергея Павловича Королёва 8 июля 1996 года г. Калининград переименован в г. Королёв. В честь 100-летия со дня рождения на Музейной площади Национального технического киевского университета КПИ был открыт бронзовый бюст этому выдающемуся ученому.

Источники:
1. КОРОЛЕВ Сергей Павлович
2. Известия Науки - История

 


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»

© 1997 — 2016 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх