:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










Кокин Г.М., конструктор автомобильной техники

КОКИН
Георгий Михайлович
31.01.1907 - 1984

Георгий Михайлович Кокин родился 31 января 1907 года в селе Курба Ярославской области в многодетной семье. Старший и младший сыновья оставались при родителях дома, а средние перебирались в Ярославль заниматься извозом. Георгий был одним из средних: с десяти лет работал в селе, а как исполнилось шестнадцать, ушёл в город. Возил ездоков на хозяйских рысаках, а вечерами готовился к поступлению в техникум. Хозяин не одобрил интереса Кокина к наукам, пришлось подаваться в трубочисты, в ученики электрика, чистить остывающие пароходцые котлы, быть кочегаром на заводе купца Панизовкина.

По окончании Ярославского механического техникума в 1927 году Георгий Кокин устраивается техником на завод «Красный Перекоп», а в 1928 — чертежником на Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ) №3.

В начале 30-х при участии Кокина, тогда ещё рядового конструктора, разрабатываются первые отечественные автомобили высокой проходимости: трёхосный ЯГ-10 и опытный четырёхосный ЯГ-12, первый советский дизельный двигатель «Коджу».

В конце 1933 года под руководством ведущего конструктора Г.М. Кокина на базе шасси грузовика ЯГ-10 создаётся автобус-гигант ЯА-2 (54 посадочных места, максимальная вместимость 100 пассажиров). Кстати, разработку кузова автобуса возглавил В.В. Осепчугов, будущий главный инженер и главный конструктор автозавода.

Конструктор Кокин, как сотрудник технического отдела под руководством главного инженера ЯГАЗа А.С. Литвинова, принимает участие в создании подъёмного механизма первого в стране самосвала ЯС-1, созданного на основе грузового автомобиля ЯГ-4.

В 1936 году уже в качестве ведущего конструктора, а затем и заместителя главного конструктора, Г.М. Кокин участвует в создании самосвала ЯС-3 на шасси грузовика ЯГ-6, первых отечественных троллейбусов. Так, в послевоенные годы, осваивая производство троллейбусов с цельнометаллическими кузовами, на одном из московских заводов в основу конструкции шасси троллейбуса было положено шасси троллейбуса ЯТБ-5 разработанное Г.М. Кокиным ещё в 1940 году.

В 1938 году за свою конструкторскую работу Г.М. Кокин отмечен почётным знаком «Передовой конструктор советского машиностроения». В 1940 году его рационализаторское предложение по усовершенствованию детали автомобиля позволяет сэкономить заводу 386 тысяч рублей.

В марте 1942 года Г.М. Кокина назначают главным конструктором ЯАЗа (так с этого времени стал называться ЯГАЗ). В этой должности он организует обеспечение цехов конструкторской документацией для производства пистолетов-пулемётов ППШ и быстроходных гусеничных артиллерийских тягачей Я-12.

В начале августа 1944 года за успешное выполнение заданий ГКО по производству специализированных видов вооружений для фронта большая группа автозаводцев быда удостоена высоких наград Родины. В их числе орденом Ленина был награждён и главный конструктор ЯАЗа Г.М. Кокин.

В конце 1944 года в Ярославле под руководством Георгия Михайловича развернулось изготовление опытного образца грузового автомобиля с дизельным двигателем ЯАЗ-200 грузоподъемностью 7 т, на тот момент — самого мощного в стране. В 1949 году за создание этого грузовика Г.М. Кокину в числе других работников автопромышленности присуждается Сталинская премия III степени.

Приказом №225 по Ярославскому автозаводу от 23 октября 1945 года Г.М. Кокин командируется на минский автосборочный завод, будущий МАЗ, в качестве главного конструктора. Теперь дальнейшая судьба Георгия Михайловича неразрывно связана с Белоруссией, с Минском. На должность главного конструктора ЯАЗа был назначен соавтор Кокина по новому дизельному грузовику главный инженер В.В. Осепчугов.

Вот что вспоминает о том времени И.М. Демин, возглавлявший с 1959-го по 1982 год Минский автозавод: «По первой встрече в заводоуправлении Георгий Михайлович Кокин — ну просто писанный красавец с открытым русским лицом — показался мне суховатым: ни на какие отвлечённые темы не разговаривал, только о деле. Потом я понял, что это не сухость, а увлечённая сосредоточенность творца, целиком отдающего себя любимому делу.

Во всех отношениях прекрасен этот человек: идеями и мыслями, умением со вкусом одеться и скромностью в быту, удивительной работоспособностью — он мог работать без отдыха сутками — и яркой самобытностью конструкторского дарования.

Георгий Михайлович Кокин — явный максималист. Инструкций, положений, которые бы определили и ограничивали круг его обязанностей как главного конструктора, он не признавал, полагая, что как творец будущих машин он в ответе за всё и главным конструктором зовётся потому, что дело творит главное. План, государственная дисциплина, качество выпускаемой продукции — все эти категории были для Георгия Михайловича обязательными, и отступлений он здесь не признавал, но главной целью считал высокие темпы развития и устремлёность к совершенству выпускаемых машин. Никаких неодолимых препятствий на этом пути Георгий Михайлович тоже не признавал, а если они случались, то считал, что пасовать и топтаться перед ними — удел трусов и ничтожеств. Любые препятствия надо решительно преодолевать, а лучше ломать и доламывать без остатка, чтобы другим они впоследствии не мешали.

Будучи целенаправленным генератором идей и обладая сокрушительными способностями, чтобы пробить всё и вся в процессе реализации своих идей, Георгий Михайлович вместе с тем понимал, что уровень главного конструктора определяют действия его подчинённых и достигнутые результаты. И потому к своим подчинённым он относился бережно, будучи постоянно готовым помочь и умея тактично спросить за упущенное.

Георгию Михайловичу безоговорочно верили, его уважали и любили, а потому идеи главного конструктора воспринимались его подчинёнными как свои. От этого полезная отдача любого работника конструкторских служб была максимальной, а успехи — долговременными и прочными. Тем более, что за права своего отдела и своих людей Георгий Михайлович постоять умел.

Впоследствии я замечал удивительную по некоторым позициям схожесть характеров главного конструктора Кокина и третьего директора нашего завода Майбороды. Две эти яркие и сильные личности рядом, на одном предприятии, ужиться не смогли…»

Г.М. Кокин на Минском автозаводе был основателем и первым руководителем конструкторских служб, в том числе и специального конструкторского бюро по прицепам, при нём начался серийный выпуск автомобилей «двухсотого» семейства: грузовика МАЗ-200, самосвала МАЗ-205, седельного тягача МАЗ-200В, полноприводного лесовоза МАЗ-501.

За девять лет работы на Минском автомобильном заводе Г.М. Кокин вписал яркую страницу в историю предприятия, воспитал целую плеяду конструкторов, ставших руководителями высокого ранга. Специалисты, работавшие с Георгием Михайловичем в отделе главного конструктора МАЗа, — З.Л. Сироткин, Н.А. Сидоров, В.Н. Барун, — с годами стали главными конструкторами БелАЗа, МоАЗа, КамАЗа. Прибывший в 1950 году, при Кокине, в конструкторскую службу МАЗа с Днепропетровского автомобильного завода Г.Д. Чернышов через девять лет был направлен в Ярославль и долгие годы работал главным конструктором Ярославского моторного завода (ЯМЗ).

После успешного окончания в зрелом возрасте Московского автомеханического института (1952), в сентябре 1954 года Г.М. Кокина избирают по конкурсу на должность профессора кафедры «Автомобили» Белорусского политехнического института (БПИ) — главной кузницы подготовки технических кадров республики. С 1959 году Георгий Михайлович — ректор кафедры. В 1961 году на автотракторном факультете БПИ, деканом которого Кокин являлся в 1957-59 и 1963-73 годах, создаётся кафедра для подготовки инженеров-механиков по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС). Инициатором создания кафедры и первым её заведующим становится Г.М. Кокин. Работая здесь до 1977 года, он создаёт учебно-материальную базу и формирует профессорско-преподавательский состав.

В должности ректора, декана, заведующего кафедрой в БПИ Г.М. Кокин проявляет себя учёным и талантливым организатором. Он постоянно знакомится с новейшими научными разработками по автомобилестроению, сам пишет десятки научных работ и продолжает учиться — в 1977 году, в год своего 70-летия, он окончил Университет марксизма-ленинизма.

Заслуженный работник высшей школы БССР (1972) Георгий Михайлович Кокин вырастил замечательные кадры специалистов. Многие руководители конструкторских служб объединения «БелавтоМАЗ», в том числе и главный конструктор М.С. Высоцкий и почти все его заместители, являются учениками и последователями профессора Кокина.

Г.М. Кокин был депутатом Верховного Совета БССР (1947-55) и Минского горсовета (1957-62), членом партии (с октября 1944), Минского ГК КПСС (1954-56), Советского РК КПСС (1960-62), республиканского комитета защиты мира (1952-62); награждён орденами Ленина (1944) и Трудового Красного Знамени (1949, 1952, 1961); медалями: «За доблестный труд в ВОВ» (1946), золотой медалью ВДНХ СССР (1962), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия с дня рождения В.И. Ленина» (1970), «Тридцать лет победы в ВОВ» (1975), бронзовой медалью ВСХВ (1953), «За освоение целинных земель» (1968); почётными грамотами Верховного Совета БССР (1957, 1977), ЦК ВЛКСМ (1971), ЦК ЛКСМ БССР (1977).

Георгий Михайлович Кокин вписал своё имя в историю отечественного дизелестроения и автомобилестроения. Его большая, яркая жизнь — замечательный пример верности делу, избранному единожды и навсегда.

Источники:
1. «Анкета работника завода» из фондов музейно-выставочного комплекса ОАО «Автодизель»
2. Л. Кузьмина, «Дважды главный конструктор». «Заводская жизнь» (ЯМЗ) №9 от 16 марта 2007 г.
3. И. Демин, «Приехал Кокин из Ярославля». «Заводская жизнь» (ЯМЗ) №16 от 4 мая 2007 г.
4. Л. Кузьмина, «Зигзаг судьбы». «Заводская жизнь» (ЯМЗ) №80 от 22 октября 1999 г.
5. «Ярославский автодизель® Год основания 1916». PUSE, 1996 г.
6. И.М. Демин, "На пороге экскаватора"
7. БНТУ - «Двигатели внутреннего сгорания»


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх