ГУРЕВИЧ Михаил Иосифович
12.01.1893(30.12.1892) - 25.11.1976
Михаил Гуревич родился в деревне Рубанщина (ныне – Курская область). Отец
его был винокуром-механиком и занимался наладкой оборудования на винодельческих
предприятиях Харьковской и Курской губерний. В 1902 году Гуревич поступил в
Ахтырскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью. Спустя пару месяцев
он стал студентом математического факультета Харьковского университета. Но
студенческая жизнь длилась недолго: через год его исключили из университета
за активное участие в акциях протеста против реакционной политики самодержавия.
Гуревич продолжает образование за границей, в университете Монпелье (Франция).
В 1914 году он приезжает домой на каникулы, но начинается Первая мировая война,
Гуревич не может вернуться в университет, и в учебе наступает вынужденный
перерыв. Юноша живет на средства от случайных заработков: трудится чертежником,
рисует плакаты, дает частные уроки. В 1917 году Гуревич поступает в Харьковский
технологическом институте (ХТИ). В эти трудные годы под впечатлением
лекций по воздухоплаванию, прочитанных учениками Жуковского, Гуревич проникся
горячей любовью к авиации.
Окончив в 1925 году самолетостроительный факультет ХТИ (тема диплома -
"Пассажирский самолет"), 33-летний Михаил Гуревич начинает работать
инженером-конструктором в Харьковском отделении общества «Тепло и сила», но
в скором времени переезжает в Москву и устраивается на работу к известному
авиаконструктору Полю Ришару, приглашенному из Франции советским правительством
для создания первых советских гидросамолетов. В бюро Ришара Гуревич обретает
опыт конструирования самолетов, участвуя в создании морского торпедоносца и
крупнотоннажных летающих лодок. После отъезда Ришара на родину Гуревич
переходит в ЦКБ Авиапрома, где быстро проявляет себя отличным проектировщиком.
Здесь он выполняет первую самостоятельную работу - проект штурмовика ТШ-3, в
котором применяет новые оригинальные решения.
В 1936 году Гуревича включили в состав направляемой в США делегации советских
специалистов. Вплоть до лета 1937 года в Балтиморе он принимает участие в
закупке лицензии на производство в Советском Союзе американских самолетов
«Дуглас ДС-3», принимает техническую документацию и технологическое
оборудование. Запущенный в производство «Дуглас» выпускался на советских
заводах под названием Ли-2 более двадцати лет.
По возвращении в Москву Гуревича приглашает в свое КБ известный
авиаконструктор Н.Н. Поликарпов - разработчик истребителей И-15, И-16, «Чайка»
и других машин, состоящих на вооружении военно-воздушных сил страны. Там Михаил
Иосифович возглавляет «мозговой центр» КБ - группу эскизного проектирования.
Там же он знакомится с А.И. Микояном, занимающимся модернизацией истребителя
И-153. Между ними сразу установились деловые отношения, перешедшие вскоре в
дружеские. Они совместно начинают работать над проектом сверхскоростного
истребителя-моноплана.
Накануне войны организуется ряд новых КБ, в том числе для создания истребителей.
Одно из таких КБ возглавил Артем Микоян. В 1940-57 гг. Гуревич - зам. главного
конструктора, в 1957-64 гг. главный конструктор в ОКБ Микояна. Оба конструктора
в 1940 году спроектировали и построили высокоскоростной истребитель
МиГ-1 (аббревиатура от «Микоян и Гуревич»), который после усовершенствования под маркой МиГ-3
нашел широкое применение на фронтах Второй мировой. После войны Гуревич
совместно с Микояном проектировал первые в Советском Союзе реактивные
истребители МиГ-9 (1945), МиГ-15 (1947), МиГ-17 (1949), а также сверхзвуковые
истребители МиГ-19 (1955), МиГ-21 (1958) и другие боевые самолеты.
С 1947 Гуревич возглавлял направление работ по разработке и выпуску
управляемых крылатых ракет (тема «Б»). Велик вклад Гуревича и в создание
катапультных кресел, спасающих пилотов при авариях и катастрофах.
Среди других его разработок - всепогодные дальние истребители-перехватчики
И-320, Е-150 и МиГ-25. Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и
перехватчик МиГ-25П стали последними самолетами, спроектированными и
построенными под непосредственным руководством Михаила Иосифовича. Целый ряд
оригинальных нестандартных решений, принятых Гуревичем, был воплощен в
конструкциях МиГ-29 и Миг-31 после его вынужденного ухода на
заслуженный отдых в 1964 году по состоянию здоровья.
М.И. Гуревич шесть раз становился лауреатом Государственной (1941, 1947, 1948, 1949,
1952, 1953) и Ленинской (1962) премий, в 1957 ему было присвоено
звание Героя Социалистического труда. Награждён 4 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Будучи на пенсии, он несколько раз вместе с женой посещал Харьков - город,
в котором он жил и учился и который дал ему старт в небо. Умер выдающийся
авиаконструктор в 1976 году в Ленинграде.
Источники:
1. Еврейский журнал. Личности - Наука
2. ОКБ им. Микояна
[an error occurred while processing this directive]
|