Гуревич М.И., конструктор авиационной техники

ГУРЕВИЧ
Михаил Иосифович
12.01.1893(30.12.1892) - 25.11.1976

Михаил Гуревич родился в деревне Рубанщина (ныне – Курская область). Отец его был винокуром-механиком и занимался наладкой оборудования на винодельческих предприятиях Харьковской и Курской губерний. В 1902 году Гуревич поступил в Ахтырскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью. Спустя пару месяцев он стал студентом математического факультета Харьковского университета. Но студенческая жизнь длилась недолго: через год его исключили из университета за активное участие в акциях протеста против реакционной политики самодержавия. Гуревич продолжает образование за границей, в университете Монпелье (Франция). В 1914 году он приезжает домой на каникулы, но начинается Первая мировая война, Гуревич не может вернуться в университет, и в учебе наступает вынужденный перерыв. Юноша живет на средства от случайных заработков: трудится чертежником, рисует плакаты, дает частные уроки. В 1917 году Гуревич поступает в Харьковский технологическом институте (ХТИ). В эти трудные годы под впечатлением лекций по воздухоплаванию, прочитанных учениками Жуковского, Гуревич проникся горячей любовью к авиации.

Окончив в 1925 году самолетостроительный факультет ХТИ (тема диплома - "Пассажирский самолет"), 33-летний Михаил Гуревич начинает работать инженером-конструктором в Харьковском отделении общества «Тепло и сила», но в скором времени переезжает в Москву и устраивается на работу к известному авиаконструктору Полю Ришару, приглашенному из Франции советским правительством для создания первых советских гидросамолетов. В бюро Ришара Гуревич обретает опыт конструирования самолетов, участвуя в создании морского торпедоносца и крупнотоннажных летающих лодок. После отъезда Ришара на родину Гуревич переходит в ЦКБ Авиапрома, где быстро проявляет себя отличным проектировщиком. Здесь он выполняет первую самостоятельную работу - проект штурмовика ТШ-3, в котором применяет новые оригинальные решения.

В 1936 году Гуревича включили в состав направляемой в США делегации советских специалистов. Вплоть до лета 1937 года в Балтиморе он принимает участие в закупке лицензии на производство в Советском Союзе американских самолетов «Дуглас ДС-3», принимает техническую документацию и технологическое оборудование. Запущенный в производство «Дуглас» выпускался на советских заводах под названием Ли-2 более двадцати лет.

По возвращении в Москву Гуревича приглашает в свое КБ известный авиаконструктор Н.Н. Поликарпов - разработчик истребителей И-15, И-16, «Чайка» и других машин, состоящих на вооружении военно-воздушных сил страны. Там Михаил Иосифович возглавляет «мозговой центр» КБ - группу эскизного проектирования. Там же он знакомится с А.И. Микояном, занимающимся модернизацией истребителя И-153. Между ними сразу установились деловые отношения, перешедшие вскоре в дружеские. Они совместно начинают работать над проектом сверхскоростного истребителя-моноплана.

Накануне войны организуется ряд новых КБ, в том числе для создания истребителей. Одно из таких КБ возглавил Артем Микоян. В 1940-57 гг. Гуревич - зам. главного конструктора, в 1957-64 гг. главный конструктор в ОКБ Микояна. Оба конструктора в 1940 году спроектировали и построили высокоскоростной истребитель МиГ-1 (аббревиатура от «Микоян и Гуревич»), который после усовершенствования под маркой МиГ-3 нашел широкое применение на фронтах Второй мировой. После войны Гуревич совместно с Микояном проектировал первые в Советском Союзе реактивные истребители МиГ-9 (1945), МиГ-15 (1947), МиГ-17 (1949), а также сверхзвуковые истребители МиГ-19 (1955), МиГ-21 (1958) и другие боевые самолеты.

С 1947 Гуревич возглавлял направление работ по разработке и выпуску управляемых крылатых ракет (тема «Б»). Велик вклад Гуревича и в создание катапультных кресел, спасающих пилотов при авариях и катастрофах.

Среди других его разработок - всепогодные дальние истребители-перехватчики И-320, Е-150 и МиГ-25. Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолетами, спроектированными и построенными под непосредственным руководством Михаила Иосифовича. Целый ряд оригинальных нестандартных решений, принятых Гуревичем, был воплощен в конструкциях МиГ-29 и Миг-31 после его вынужденного ухода на заслуженный отдых в 1964 году по состоянию здоровья.

М.И. Гуревич шесть раз становился лауреатом Государственной (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953) и Ленинской (1962) премий, в 1957 ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Награждён 4 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Будучи на пенсии, он несколько раз вместе с женой посещал Харьков - город, в котором он жил и учился и который дал ему старт в небо. Умер выдающийся авиаконструктор в 1976 году в Ленинграде.

Источники:
1. Еврейский журнал. Личности - Наука
2. ОКБ им. Микояна
[an error occurred while processing this directive]


GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»