:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...








Горлицкий Л.И., конструктор самоходных артиллерийских установок

ГОРЛИЦКИЙ
Лев Израилевич
3.03.1904 - 2.11.2003

Лев Горлицкий родился в 1904 году в селе Степанцы, недалеко от города Канева (Украина). Вот что дальше говорил сам Горлицкий: «В нашей семье было шестеро детей, отец работал механиком на сахарном заводе. С семи лет я учился сперва в начальной школе, потом в прогимназии города Богуслава. А потом началась война, революция, погромы, гражданская война. Пришли деникинцы, отец лежал в тифозной горячке, они застрелили его и ушли. Тогда мой старший брат Григорий ушел в Красную армию и вскоре погиб в перестрелке с петлюровцами. Сестра нашла работу в Киеве, потом и мама устроилась там уборщицей, а вскоре и все мы перебрались в Киев; это было в 1920 году. Я стал работать слесарем-сборщиком и учился в вечерней школе, а в 1927 году поступил в Киевский политехнический институт на мехфак. С третьего курса группу студентов перевели в Ленинградский военно-механический институт. Так я стал ленинградцем.»

В 1932 Горлицкий окончил «Военмех» (первый выпуск инженеров) и был направлен в КБ-3 (артиллерийское) на Ленинградский завод им. С.М. Кирова (ЛКЗ, тогда еще «Красный Путиловец»). «Дипломная работа у меня была "Модернизация горной пушки". Я фактически сконструировал новую пушку. И на международных испытаниях в 1938 году она оказалась лучшей по всем показателям. Очень довольный Сталин подошел ко мне, обнял за плечи и сказал: "Самый маладой, а всех заграничных обскакал, маладэц!" Пушка эта пошла в производство и хорошо повоевала в свое время.» В 1938 Горлицкий назначается главным конструктором завода №7 имени М.В. Фрунзе в Ленинграде (ныне завод «Арсенал»).

В 1939 Горлицкому объявили, что его горная пушка на войне в Испании отказывает при стрельбе. Так Лев Израилевич оказался «вредителем». В тюремной камере (с которой Горлицкий впервые познакомился во времена «ленинградского дела») он мысленно снова и снова разбирал пушку, проверял расчеты, искал ошибку и пришел к убеждению: орудие безупречно, да это подтвердили и полевые испытания. Значит, кто-то портит пушки уже на пути в Испанию. Вскоре действительно выяснилось — это делал карельский юноша, мстил за смерть отца — секретаря райкома из Петрозаводска, ставшего жертвой безудержных репрессий тех лет. В конце 1940 Горлицкого освобождают и он неожиданно для себя получает назначение на должность главного конструктора ЛКЗ по артиллерийскому производству — начальника артиллерийского КБ.

В октябре 1941 в составе артиллерийского КБ эвакуируется в Свердловск (Екатеринбург) на Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ или «Уралмашзавод»), где назначается заместителем главного конструктора артиллерийского вооружения Ф.Ф. Петрова. После выделения артиллерийского производства в самостоятельный завод №9 НКВ и образования ОКБ-9 под руководством Петрова, Л.И. Горлицкий остаётся на Уралмашзаводе начальником Специального конструкторского бюро (СКБ), организованного в соответствии с решением Государственного комитета обороны (ГКО) от 20 октября 1942 года, и возглавляет работу по созданию самоходных артиллерийских установок. Уже через месяц, 20 ноября 1942 года новая боевая машина под названием САУ-122 была принята на вооружение.

С лета 1943 Горлицкий — главный конструктор Уралмашзавода по самоходной артиллерии. В это время его конструкторская группа разрабатывает знаменитую САУ-85, применявшуюся для огневой поддержки танков. Следующим детищем конструкторов Уралмашзавода стала не менее прославленная САУ-100. Все эти машины были созданы на базе среднего танка Т-34. В качестве шасси для САУ использовались и тяжелые танки выдающегося танкостроителя Ж.Я. Котина: на базе КВ-1С была создана СУ-152, а на базе танка ИС — легендарные «зверобои» ИСУ-152 и ИСУ-122.

После войны в ОКБ-3 (бывшее СКБ) под руководством Л.И. Горлицкого было создано очень удачное оригинальное «нетанковое» шасси с передним расположением МТО. В нем все базовые узлы — трансмиссия, ходовая часть, моторные системы — были собственной конструкции. На базе этого шасси в ОКБ-3 были созданы самоходные пушки САУ-100П («Объект 105») и СУ-152П («Объект 116»), самоходная гаубица СУ-152Г («Объект 108»). Ни одна из артсистем в серию не пошла, хотя они не только выдержали госиспытания, но и были рекомендованы для принятия на вооружение. Тем не менее, работа над «нетанковым» шасси не пропала даром — новую жизнь ему подарил уже преемник Горлицкого на посту главного конструктора ОКБ-3 — Г.С. Ефимов.

В 1953 Лев Израилевич вернулся в Ленинград, где до ухода на пенсию в 1976 работал ведущим конструктором на ЛКЗ. Всего Горлицким сконструировано 23 боевых единицы, одиннадцать из них пошло в серийное производство.

Инженер-полковник (1945). Дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии I степени (1946) и II степени (1943) за разработку самоходных установок СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Награждён: двумя орденами Отечественной войны I степени, Кутузова II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта» и медалями.

Выдающийся конструктор артиллерийских систем Лев Израилевич Горлицкий ушел из жизни 2 ноября 2003 года в возрасте 97 лет.

Источники:
1. ru.wikipedia.org
2. Инна Гати. У последнего атланта. Невское время №160(2620), 7 сентября 2001 г., статья 9.
3. Самоходные артиллерийские установки на базе танка Т-34

 


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»

© 1997 — 2016 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх