Ефимов Г.C., конструктор самоходных артиллерийских установок

ЕФИМОВ
Георгий Сергеевич
7.08(25.07).1910 - 15.06.1978

Родился Георгий Ефимов в Царицыне (ныне – г. Волгоград). В девять лет остался сиротой и попал в профтехучилище. Через четыре года получил специальность механика. По распределению был направлен чертежником в технический отдел завода «Баррикады», откуда в 1929 году — на Сталинградский тракторный завод (СТЗ).

В 1931 году Ефимов поступил на вечернее отделение тракторостроительного института. Защитив диплом на «отлично», молодой специалист получил звание инженера-механика-технолога. Спустя четыре года в составе заводской бригады был командирован в Харьков для приема конструкторской документации танка Т-34. Однако к 19 октября 1941 года в Харькове производство «тридцатьчетверок» было свернуто — 183-й завод эвакуировался в Нижний Тагил.

После эвакуации на Урал Георгий Сергеевич продолжил работу в конструкторском бюро Опытного танкомоторного завода №100 (главный конструктор — А.С. Ермолаев). Предприятие входило в состав индустриального гиганта — Челябинского Кировского завода (ЧКЗ, он же — «Танкоград»), выпускавшего средние и тяжелые танки, а так же на их базе — самоходные артиллерийские установки (САУ). Здесь Ефимов принимает непосредственное участие в разработке и создании всех опытных и серийных тяжелых танков и САУ семейства ИС. В 1944 году Г.С. Ефимов назначается на должность ведущего инженера по разработке танка ИС-3. За вклад в разработку и производство в военное время тяжелых танков и САУ Георгий Сергеевич был награжден орденом Отечественной войны II степени и орденом «Знак Почета».

После окончании войны Г.С. Ефимов по распоряжению Наркома танковой промышленности переводится на Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ), где продолжает работать ведущим инженером в ОКБТ Ж.Я. Котина. В это время, на ЛКЗ создаются опытные тяжелые танки «Объект 277», «Объект 278» и «Объект 279», опытные танки с ракетным вооружением «Объект 280», «Объект 281», «Объект 282» и «Объект 287», 406-мм САУ «Конденсатор» и 420-мм миномета «Ока», последний серийный тяжелый танк T-10 («Объект 730»), плавающий танк ПТ-76 («Объект 740»), бронетранспортер БТР-50П («Объект 750»).

К исполнению обязанностей главного конструктора ОКБ-3 на Уралмашзаводе (УЗТМ) Г.С. Ефимов приступил в апреле 1953 года, когда заменил на этом посту выдающегося строителя «артсамоходов» Л.И. Горлицкого. Неудачи с принятием на вооружение и запуском в серию САУ, разработанных в ОКБ-3 в 1947-52 годах (САУ-100П, СУ-152Г, СУ-152П), Георгий Сергеевич считал связанными с неэффективной структурой КБ и отсутствием своих производственных площадей.

В реформированном ОКБ-3 были созданы «Бюро перспективного проектирования» с главенствующей задачей — компоновкой машин (начальник — Ю.М. Никитин) и «Бюро ходовых испытаний», в которое были введены группы стационарных испытаний и лабораторных исследований (эта группа позднее была выделена в самостоятельное подразделение). В дальнейшем были образованы «Бюро специального оборудования» и «Бюро перспективных неметаллических материалов». В 1960 на должность первого заместителя по опытным работам Ефимов назначил Ю.В. Томашова, ставшего впоследствии, после ухода Г.С. Ефимова из жизни, генеральным конструктором. Заместителем по общим вопросам был утвержден высококлассный конструктор Е.А. Карлинский. На должность заместителя по производству был приглашен Н.Н. Мальков.

Начиная с 1961 года, благодаря настойчивым усилиям Ефимова, начинается процесс выделения из состава Уралмашзавода ОКБ-3 вместе с опытным цехом и объединения их со свердловским «Государственным Ордена Красного знамени заводом транспортного машиностроения» (до войны этот завод носил название «Металлист», затем, являясь филиалом УЗТМ — завод № 50 Наркомата танковой промышленности). Главный конструктор этого завода П.П. Васильев становится первым заместителем Г.С. Ефимова по серийному производству самоходных шасси. Слияние положительно повлияло на обе стороны. Завод из предприятия по производству запчастей для танков превратился в полноценное предприятие по выпуску сложной военной техники (ныне ФГУП «Уралтрансмаш»). Конструкторы получили широкие возможности для воплощения в производство своих разработок.

Каждые 2-3 года в конструкторском бюро (ныне ЦКБ «Трансмаш») создавалось новое изделие. Такого результата не имело ни одно КБ в СССР. За 25 лет под руководством Георгия Сергеевича было разработано 24 проекта боевых машин, из них 13 приняты на вооружение (11 выпускались серийно), в том числе: зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 «Енисей», шасси для самоходной пусковой установки (СПУ) 2П24 и станции наведения ракет (СНР) 1С32 зенитного ракетного комплекса (ЗРК) 2К11 «Круг», опытная САУ «Объект 120», гусеничный минный заградитель ГМЗ, шасси для нового поколения самоходной артиллерии — 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация», 240-мм самоходного миномета 2С4 «Тюльпан» и 152-мм дальнобойной самоходной пушки 2С5 «Гиацинт», шасси для станции обнаружения и целеуказания (СОЦ) 9С18 «Купол». Многие из этих машин до сих пор представляют боевую составляющую российских Вооруженных Сил, а наработки по высокопрочным неметаллическим материалам и боеукладкам с высоким уровнем механизации и автоматизации процессов заряжания прочно «прописались» во всех артиллерийских и специзделиях, в том числе в САУ третьего поколения 2С19 «Мста-С».

Лауреат Ленинской (1967) и Государственной (1974) премий, награждался орденами и медалями СССР. Георгий Сергеевич Ефимов на много лет вперед определил судьбу конструкторского коллектива и завода «Уралтрансмаш», их расцвет и мировую известность. Созданные под руководством Г.С. Ефимова коллективом военных конструкторов системы вооружений прошли боевое крещение в Афганистане, на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Африке, в Юго-Восточной Азии. Эффективные в боевом отношении, надежные и простые в эксплуатации, обслуживании и ремонте, они снискали признание и доброе слово солдата. А это и есть высшая оценка главному конструктору и его сотрудникам.

Генеральный конструктор ЦКБ «Трансмаш» Г.С. Ефимов скончался 15 июня 1978 года в Свердловске, где похоронен с почестями на Северном (Уралмашевском) кладбище.

Источники:
1. «Победа» конструктора Eфимова
[an error occurred while processing this directive]


GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»