:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










Духов Н.Л., конструктор бронетанковой техники

ДУХОВ
Николай Леонидович
26(13).10.1904 - 5.05.1964

Имя Н.Л. Духова - инженера-конструктора, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, доктора технических наук - известно не только в России, но и за ее пределами. Талантливый, обладавший колоссальным творческим потенциалом, Николай Леонидович был одним из тех, кто создавал и укреплял оборонную мощь страны: участвовал в конструировании первых отечественных танков, стоял у истоков создания атомной бомбы.

Родился Николай Леонидович в селе Веприк Гадячского уезда Полтавской губернии. Его мать, Мария Михайловна, была дочерью обедневшего помещика, отец, Леонид Викторович, служил ротным фельдшером и за год до рождения сына поступил на сахарный завод в с. Веприк.

События революции 1917 года не помешали сыну фельдшера твёрдо усвоить основы наук. Сначала он учился в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии. Особенно хорошо там было поставлено преподавание иностранных языков (впоследствии Духов владел немецким, английским и французским). В 1919 году гимназию преобразовали в единую трудовую школу второй ступени, а через год Николай получил диплом об её окончании.

Жизненные обстоятельства сложились так, что свою трудовую деятельность Николай Леонидович начал в 14 лет: работал секретарем Вепричского комитета бедноты, с 1921 года - агентом продотряда. Вел перепись, которая служила сельскому совету основанием для определения продналога. Пришлось поработать и заведующим районной избой-читальней, и секретарем райземлеса, заведовать ЗАГСом. В 1925 году Николай поступил на Чупаховский завод резчиком свеклы. Позже его перевели в технико-нормировочное бюро.

Н.Л. Духову было 22 года, когда ему представилась возможность продолжить образование. По решению заводского комсомольского собрания юноше вручили путёвку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института. После окончания рабфака он был рекомендован «для зачисления без испытания на механический факультет» Ленинградского политехнического института, где обучался с 1928 по 1932 год и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей.

После окончания института Н.Л. Духова направили на Кировский машиностроительный завод г. Ленинграда, где он приступил к практической конструкторской деятельности: работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора «Универсал», над созданием первого советского легкового автомобиля «Ленинград-1» (Л-1), принимал участие в конструировании 75-тонного железнодорожного подъемного крана. В 1936 году его, инженера автотракторной специальности, привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники. Духов перешел в СКБ-2 Кировского завода, где сразу приступил к созданию единой методики тягового и прочностного расчета танков, которой он и его коллеги впоследствии пользовались не один год. Затем ему поручили руководство конструкторской группой, занимавшейся модернизацией бортовой передачи танка Т-28. К концу 1938 года группа Н.Л. Духова выполнила задание, наиболее уязвимый узел Николай Леонидович спроектировал сам. Обновленный танк успешно прошел испытания. Главный конструктор СКБ-2 завода Ж.Я. Котин поручает Духову создание нового танка с противоснарядным бронированием. В конце 1938 года Николай Леонидович предложил технический проект новой машины — тяжёлого танка КВ.

В 1939 году Кировский завод приступил к серийному выпуску танков КВ, приходилось решать множество вопросов производственного характера. 11 ноября 1939 года Н.Л. Духов назначен заместителем главного конструктора СКБ-2 завода. Летом и осенью 1940 года Духова часто видели на полигоне в комбинезоне танкиста. Николай Леонидович был убежден: только зная свою машину как воин, конструктор может её усовершенствовать как инженер. Он первым на заводе предложил проводить занятия по подготовке опытных инструкторов-танкистов. Лектором Н.Л. Духов оказался необычным. О машине говорил как о живом существе - чувствовалось, что танк стал для него родным детищем.

«С Николаем Леонидовичем я познакомился еще в 1933 году, - вспоминал И.М. Зальцман, директор Ленинградского Кировского завода в предвоенные годы. Он быстро завоевал репутацию талантливого конструктора и расчетчика. Его вклад в создание танка КВ настолько значителен, что я считаю Духова основным автором этой могучей машины. А накануне войны он сверкнул другими гранями своего таланта, показав себя вдумчивым аналитиком и кропотливым доводчиком. Смысл своей деятельности он видел не в проектах, хотя бы и самых блестящих, а в хорошо налаженном серийном выпуске боевой техники и ее серийном освоении».

В 1940 году за разработку (впервые в мировой практике) противоминного трала на базе танка Т-28, спасшего немало жизней наших бойцов, Н.Л. Духов награжден медалью «За трудовую доблесть», а «за успешную работу и проявленную инициативу по укреплению обороноспособности нашей страны» - орденом Ленина.

Сознание личной ответственности за судьбу Родины и народа привело Н.Л. Духова в ряды коммунистов. 2 апреля 1941 года решением партийной организации СКБ-2 он принят в члены ВКП(б).

Летом 1941 года Николай Леонидович был отправлен во главе группы инженеров на Челябинский тракторный завод имени Сталина (ЧТЗ), где организовывался выпуск тяжелых танков КВ. К исполнению новых обязанностей главного конструктора отдела №3 Н.Л. Духов приступил 25 июля 1941 года. В феврале 1942 года он назначен председателем экспертно-технической комиссии только что созданного бюро изобретений танкового производства. Он выделялся не только эрудицией, знанием тонкостей машиностроения, но и умением легко находить с людьми общий язык. Испытатели машин, рабочие-станочники, сборщики, представители военной приёмки знали: к Н.Л. Духову можно прийти в любое время. Всегда выслушает, ценную идею поддержит, а то и сам даст ей оригинальное конструктивное оформление. Ему удавалось направлять к одной цели усилия специалистов, которые вначале расходились во взглядах и даже придерживались противоположных точек зрения.

Под непосредственным руководством Н.Л. Духова был создан облегченный вариант танка КВ - КВ-1C, за успешное освоение которого в мае 1942 года Духов был награжден орденом Красной Звезды.

Летом 1942 года в 33-дневный срок на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ, так с октября 1941 года именовался ЧТЗ) было налажено производство танка Т-34. «За образцовое выполнение задания правительства по усовершенствованию конструкции и улучшению боевых качеств танка Т-34 и успехи в создании отличной боевой машины для Красной Армии» Н.Л. Духов был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1943). В марте 1943 года он удостоен первой Государственной премии за усовершенствование конструкции тяжелых танков.

Постановлением Государственного Комитета Обороны от 26 июня 1943 года Николай Леонидович назначен главным конструктором ЧКЗ. В конце октября того же года при непосредственном участии Духова на заводе было освоено производство нового тяжелого танка ИС-1, а в январе 1944 года новый танк ИС-2 уже участвовал в боевых операциях. Летом 1944 года в СКБ-2 ЧКЗ во главе с Духовым был создан тяжелый танк ИС-4 («Объект 701»). Н.Л. Духов — признанный руководитель проекта ИС-3. Параллельно завод смог наладить выпуск мощных САУ ИСУ-152 и ИСУ-122. Правительство высоко оценило вклад главного конструктора «Танкограда» в дело серийного освоения новой тяжелой техники, наградив орденом Ленина (1944).

23 февраля 1945 года главный конструктор Челябинского Кировского завода Н.Л. Духов выступил в заводской газете «За трудовую доблесть» со статьей «Кировские танки идут на Берлин». Николай Леонидович писал: «Наши тяжелые танки и самоходные орудия, превосходящие вражескую технику, наносят врагу сокрушительные удары. Кировские танки имеют более сильную бронезащиту и самую мощную в мире пушку. Их роль особенно велика при осуществлении операций на окружение. В нынешнем своем грандиозном наступлении Красная Армия широко и успешно применяет эту тактику».

В 1945 году за выдающиеся заслуги в создании танков и самоходок Н.Л. Духову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а также звание генерал-майора инженерно-технической службы. Он был награжден орденом Суворова II степени. Второй Государственной премии Духов был удостоен 27 июня 1946 года за создание конструкции нового танка (ИС) и коренное усовершенствование существующего танка.

После войны под непосредственным руководством Н.Л. Духова разрабатывался новый трактор ЧТЗ С-80. Работу в конструкторском бюро он успешно совмещал с преподавательской деятельностью: с осени 1944 года Николай Леонидович читал лекции студентам Челябинского механико-машиностроительного института (ЧММИ, ныне Южно-Уральский государственный университет — ЮУрГУ), где заведовал кафедрой гусеничных машин и возглавлял государственную экзаменационную комиссию.

В 1947 году Н.Л. Духов назначен главным инженером ЧТЗ, но пробыл на этой должности недолго. С 1948 года он уже работает главным конструктором первой советской атомной бомбы в КБ-11 (Арзамас-16). Придя в атомную промышленность, Н.Л. Духов сумел так организовать коллектив на выполнение чрезвычайно сложных заданий, что, по общему мнению, в т.ч. и И.В. Курчатова, без Духова было бы трудно решать поставленные правительством задачи в отведенные им сжатые сроки. Возглавляя конструкторский сектор, Духов руководил разработками конструкции как первого отечественного плутониевого заряда, так и конструкции атомной бомбы. Он — активный участник испытаний первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и первой водородной бомбы РДС-6с 12 августа 1953 года. Харитон вспоминал: «Роль Николая Леонидовича в создании первых образцов оружия была чрезвычайно велика. Вместе со своими товарищами по работе он очень много сделал, чтобы под общим руководством Игоря Васильевича Курчатова приблизить день ликвидации американской монополии на ядерное оружие».

С 1954 года Николай Леонидович стал директором, главным конструктором и научным руководителем филиала №1 КБ-11 (создан на базе московского завода №25 МАП, в настоящее время ВНИИ автоматики им. Н.Л. Духова), которым руководил до 1964 года. Создание научно-исследовательского института автоматики (постановлением СМ СССР №825-354сс от 5 мая 1954 года) знаменовало важный этап в решении атомной проблемы – после первых испытаний атомных бомб стало ясно, что кроме самолетов средствами доставки ядерных боеприпасов могут быть торпеды, баллистические ракеты, крылатые ракеты. Духов определил основные направления тематики института – создание ядерных боеприпасов для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия, систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, приборов автоматики ядерных боеприпасов, унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры.

За десять лет под его руководством разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей – баллистической ракеты Р-7, торпеды Т-5, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО, для этих ЯБП была разработана целая гамма электромеханических приборов. Для контроля ЯБП и блоков автоматики разработаны первые три поколения контрольно-измерительной аппаратуры: осциллографическая, малогабаритная безосциллографическая и автоматизированная с цифровой регистрацией. Николай Леонидович по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам. Под его влиянием формировались основные подразделения и коллективы разработчиков и производства, воспитывались руководители, продолжившие начатое им дело. Основы, заложенные Николаем Леонидовичем в становлении новых технологических направлений, организации специализированного производства, стимулировании развития расчетных методик, вычислительной техники, материаловедения, стали прочным фундаментом для развития Всероссийского НИИ автоматики на долгие годы.

Не за идеи и предложения, а за реализованные в металле, освоенные промышленностью конструкции, Н.Л. Духов, член-корреспондент АН СССР (1959), шесть раз удостаивался Государственной премии (1943, 1946, 1949, 1951, 1953, 1954), а впоследствии стал лауреатом Ленинской премии (1960). На генеральском кителе Н.Л. Духова блестели три звезды Героя Социалистического Труда (1945, 1949, 1954). Он знал, что его труд нужен Родине и делал все от него зависящее, чтобы она была надежно защищена.

Духов похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Память о нем увековечена в названии одной из улиц Полтавы, в его родном селе Веприк установлен бюст, в г. Челябинске на здании по пр. Ленина, 15, где в годы Великой Отечественной войны жил Н.Л. Духов, установлена мемориальная доска. 15 декабря 2003 года в галерее ученых ЮУрГУ открыт бюст Н.Л. Духова.

Источники:
1. Т.П. Пушкарева. Духов Н.Л.
2. Наш Политех: Духов Николай Леонидович.


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх