Бериев Г.М., конструктор авиационной техники

БЕРИЕВ
Георгий Михайлович
13.02(31.01).1903 - 12.07.1979

Бериев (Бериашвили) Георгий Михайлович, советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы (1951), доктор технических наук (1961), родился в Тифлисе (ныне — Тбилиси, Грузия). На военной службе с 1921.

В 1923 после окончания Тифлисского железнодорожного училища поступает в Политехнический институт, где в 1925 определяется на его авиационное отделение кораблестроительного факультета. По окончании Ленинградского политехнического института (1930), начинает работать конструктором в КБ МОС ВАО возглавляемое французским конструктором Полем Эне Ришаром, где велись работы по гидросамолёту ТОМ-1. В конце 1930 это КБ вливается в состав ЦКБ ЦАГИ и Бериев становится заместителем начальника морского отдела ЦКБ-39 И.В. Четверикова (завод им. Менжинского).

Там, доработав проект Р.Л. Бартини, создаёт морской ближний разведчик МБР-2 (1932), ставший самым массовым гидросамолётом тех лет. В течение 20 лет он состоял на вооружении авиации ВМФ, успешно использовался на флотах в ходе Великой Отечественной войны. На пассажирском варианте самолёта (МП-1, МП-1Т) экипаж П.Д. Осипенко в 1937—38 установил ряд мировых рекордов.

После организации серийного производства МБР-2 (1933) в Таганроге, Бериев направлен в загранкомандировку для ознакомления с иностранной авиационной промышленностью. 1 октября 1934, согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934, Бериев назначен главным конструктором завода №31 (г. Таганрог) и начальником ОКБ морского самолётостроения, которым бессменно руководит до 1968.

В 1937—41 Бериевым были созданы: корабельный катапультный самолет-разведчик КОР-1 (Бе-2), построенный небольшой серией, морской дальний разведчик МДР-5 (МС-5) и МБР-7 (МС-8), построенные в 2 экземплярах. Корабельные разведчики КОР-2 (Бе-4) выпускались малой серией во время ВОВ уже в Сибири. Вслед за заводом, КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск. В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 был разработан проект 2-моторной летающей лодки ЛЛ-43 (ЛЛ-143), а в 1944 макет грузо-пассажирского ПЛЛ-44.

В январе 1946 года весь коллектив ОКБ Г.М. Бериева возвратился из Красноярска из эвакуации в Таганрог. Здесь, в 1948-49 создаются летающая лодка Бе-6, принятая на вооружение в 1951 и надолго ставшая основным гидросамолётом морской авиации, и многоцелевой самолет-амфибия Бе-8. На Бе-8 были испытаны в качестве взлетно-посадочных устройств подводные крылья.

Разработанный в 1949 экспериментальнsй реактивный гидросамолёт Р-1 с двумя ТРД послужил прототипом уникальной, первой в мире реактивной летающей лодке Бе-10 (М-10, 1956), выпускавшейся серийно, на которой в 1961 было установлено 11 мировых рекордов (в т.ч. и рекордная для гидросамолета скорость — 912 км/ч, были установлены мировые рекорды высоты). Разведчик-торпедоносец со стреловидным крылом Бе-10 строился серийно (24 самолета) с 1956 по 1961.

Создание турбовинтового самолёта-амфибии Бе-12 (М-12, «Чайка», 1960) и его модификаций дало ВМФ мощное средство противолодочной борьбы. На серийном противолодочном самолете-амфибии Бе-12 с более экономичными ТВД также было установлено несколько десятков мировых рекордов.

В активе ОКБ-49, руководимого Бериевым, работы по сверхзвуковому гидросамолету СС, гигантской стратегической летающей лодке ЛЛ-600 (со взлетным весом до 1000 т), создание опытного самолета-снаряда (крылатой ракеты) П-10 (1956), проект крылатой ракеты П-100 в вариантах средней и межконтинентальной дальности, экранолёта Бе-1 (1963), пассажирских 14-местных самолётов Бе-30 (1967) и Бе-32 для местных линий, и работа совместно с КБ О.К. Антонова над самолетом Ан-2М для местных авиалиний, самолетом аэрофотосъемки Ан-30 (Ан-24ФК), проектом реактивного самолёта для местных линий Ан-Бе-20 (ставший впоследствии самолетом Як-40).

В 1968, после второго инфаркта, Бериев уходит с поста главного конструктора (на его место был назначен А.К. Константинов). В последние годы жизни жил в Москве, занимался научной работой — являлся членом научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике и Государственного комитета по судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ.

Государственные премии (1947 — за создание Бе-6, 1968 — за создание Бе-12). Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Источники:
1. Министерство обороны Российской Федерации | Бериев (Бериашвили) Георгий Михайлович
2. ТАНТК им. Г. М. Бериева
3. CombatAvia - все о военной авиации России. Бериев Георгий Михайлович
[an error occurred while processing this directive]


GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»