БЕРИЕВ Георгий Михайлович
13.02(31.01).1903 - 12.07.1979
Бериев (Бериашвили) Георгий Михайлович, советский авиаконструктор,
генерал-майор инженерно-технической службы (1951), доктор технических наук
(1961), родился в Тифлисе (ныне — Тбилиси, Грузия). На военной службе с 1921.
В 1923 после окончания Тифлисского железнодорожного училища поступает в
Политехнический институт, где в 1925 определяется на его авиационное отделение
кораблестроительного факультета. По окончании Ленинградского политехнического
института (1930), начинает работать конструктором в КБ МОС ВАО возглавляемое
французским конструктором Полем Эне Ришаром, где велись работы по гидросамолёту
ТОМ-1. В конце 1930 это КБ вливается в состав ЦКБ ЦАГИ и Бериев становится
заместителем начальника морского отдела ЦКБ-39 И.В. Четверикова (завод им.
Менжинского).
Там, доработав проект Р.Л. Бартини, создаёт морской ближний разведчик МБР-2
(1932), ставший самым массовым гидросамолётом тех лет. В течение 20 лет он
состоял на вооружении авиации ВМФ, успешно использовался на флотах в ходе
Великой Отечественной войны. На пассажирском варианте самолёта (МП-1, МП-1Т)
экипаж П.Д. Осипенко в 1937—38 установил ряд мировых рекордов.
После организации серийного производства МБР-2 (1933) в Таганроге, Бериев
направлен в загранкомандировку для ознакомления с иностранной авиационной
промышленностью. 1 октября 1934, согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6
августа 1934, Бериев назначен главным конструктором завода №31 (г. Таганрог)
и начальником ОКБ морского самолётостроения, которым бессменно руководит до
1968.
В 1937—41 Бериевым были созданы: корабельный катапультный самолет-разведчик
КОР-1 (Бе-2), построенный небольшой серией, морской дальний разведчик МДР-5
(МС-5) и МБР-7 (МС-8), построенные в 2 экземплярах. Корабельные разведчики
КОР-2 (Бе-4) выпускались малой серией во время ВОВ уже в Сибири. Вслед за
заводом, КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск. В эвакуации ОКБ
занималось перспективным проектированием. В 1943 был разработан проект
2-моторной летающей лодки ЛЛ-43 (ЛЛ-143), а в 1944 макет грузо-пассажирского
ПЛЛ-44.
В январе 1946 года весь коллектив ОКБ Г.М. Бериева возвратился из Красноярска
из эвакуации в Таганрог. Здесь, в 1948-49 создаются летающая лодка Бе-6,
принятая на вооружение в 1951 и надолго ставшая основным гидросамолётом морской
авиации, и многоцелевой самолет-амфибия Бе-8. На Бе-8 были испытаны в
качестве взлетно-посадочных устройств подводные крылья.
Разработанный в 1949 экспериментальнsй реактивный гидросамолёт Р-1 с двумя ТРД
послужил прототипом уникальной, первой в мире реактивной летающей лодке Бе-10
(М-10, 1956), выпускавшейся серийно, на которой в 1961 было установлено 11
мировых рекордов (в т.ч. и рекордная для гидросамолета скорость — 912 км/ч,
были установлены мировые рекорды высоты). Разведчик-торпедоносец со стреловидным
крылом Бе-10 строился серийно (24 самолета) с 1956 по 1961.
Создание турбовинтового самолёта-амфибии Бе-12 (М-12, «Чайка», 1960) и его
модификаций дало ВМФ мощное средство противолодочной борьбы. На серийном
противолодочном самолете-амфибии Бе-12 с более экономичными
ТВД также было установлено несколько десятков мировых рекордов.
В активе ОКБ-49, руководимого Бериевым, работы по сверхзвуковому гидросамолету
СС, гигантской стратегической летающей лодке ЛЛ-600 (со взлетным весом до 1000
т), создание опытного самолета-снаряда (крылатой ракеты) П-10 (1956), проект
крылатой ракеты П-100 в вариантах средней и межконтинентальной дальности,
экранолёта Бе-1 (1963), пассажирских 14-местных самолётов Бе-30 (1967) и Бе-32 для местных
линий, и работа совместно с КБ О.К. Антонова над самолетом Ан-2М для местных
авиалиний, самолетом аэрофотосъемки Ан-30 (Ан-24ФК), проектом реактивного
самолёта для местных линий Ан-Бе-20 (ставший впоследствии самолетом Як-40).
В 1968, после второго инфаркта, Бериев уходит с поста главного конструктора
(на его место был назначен А.К. Константинов). В последние годы жизни жил в
Москве, занимался научной работой — являлся членом научно-технических советов
Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике и Государственного
комитета по судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ.
Государственные премии (1947 — за создание Бе-6, 1968 — за создание Бе-12).
Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени,
медалями.
Источники:
1. Министерство обороны Российской Федерации | Бериев (Бериашвили) Георгий Михайлович
2. ТАНТК им. Г. М. Бериева
3. CombatAvia - все о военной авиации России. Бериев Георгий Михайлович
[an error occurred while processing this directive]
|