ZiL-497206 (6x6) special wheeled chassis (64 Kb) ЗиЛ-4972
СПЕЦИАЛЬНОЕ КОЛЕСНОЕ ШАССИ
 
ZiL-4972 special wheeled chassis
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В апреле 1992 года перед АМО ЗИЛ, а в последующем перед АО "Вездеход-ГВА", Министерством по чрезвычайным ситуациям России была поставлена задача по созданию специальных аварийно-спасательных машин (АСМ) для оснащения аварийно-спасательных формирований МЧС России (АСФ).

Техническое задание на опытно-конструкторскую работу "Разработка и изготовление специальных машин для оснащения аварийно-спасательных формирований" утверждено Первым заместителем председателя ГКЧС России 29 апреля 1992г. (Peг.№ И. 37.105.57186-92).

Предшествующий опыт работы по ликвидации последствий аварий техногенного и природного характера показал, что районы выполнения аварийно-спасателъных работ в большей части характеризуются полным или частичным отсутствием дорог для перехода к месту происшествия. Поэтому применение многоцелевых армейских полноприводных автомобилей высокой проходимости (далее АВП) в качестве аварийно-спасательных не может быть эффективным из-за недостаточной их проходимости. Возникла необходимость в новых технических средствах высокой проходимости в качестве базы для создания АСМ.

Было решено использовать разработки СКБ АМО ЗИЛ в части создания поисково-эвакуационных машин для обеспечения космических полетов. К этому времени комплекс поисково-эвакуационных машин "490" уже в течении нескольких лет успешно использовался в авиационной поисково-спасательной службе ВВС МО.

Разработанные ОАО «Вездеход-ГВА» при ЗиЛе автомобили высокой проходимости ЗиЛ-4972 и ЗиЛ-497205 начиная с 1995 года выпускаются на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (Нижегородская обл.). Оба внедорожника имеют унифицированные двигатель и капот, а также ходовую часть, которая во многом схожа с ходовой частью «Синей птицы»: трансмиссия выполнена по схеме с бортовой раздачей мощности, усилие передается к колесам каждого борта, которые имеют жесткую кинематическую связь между собой. Подвеска всех колес ЗиЛ-4972 и ЗиЛ-497205 - независимая торсионная, первая и третья пары колес сделаны поворотными. Давление воздуха в шинах может регулироваться от 0,3 до 3,0 кг/см2. Минимальное удельное давление шин на почву - 0,4 кг/см2 при минимальном давлении в шинах. Электрооборудование - комбинированное 12 в и 24 в. Главное различие между двумя модификациями - в длине заимствованной у ЗиЛ-4331 кабины. На ЗиЛ-4972 она устанавливается без изменений, а на ЗиЛ-497205 - в удлиненном виде, со вторым рядом сидений на четыре человека.

Подвеска (тип) независимая торсионная для всех колес Рулевое управление (тип) с двумя гидроусилителями (для передних и задних колес) Шины (тип) 16.00 - 20, мод. ИЯ - 333, с регулируемым давлением от 0,5 до 3,0 кг/см. Максимальный грузовой момент кранового манипулятора - 8,9 тм.

В настоящее время эти авиатранспортабельные вездеходы (Ил-76, Ми-26) используются в подразделениях МЧС и ГО, РАО "ЕС России", Министерства путей сообщения, в нефтегазовом комплексе при аварийно-спасательных, восстановительных работах и для доставки ремонтных, спасательных групп и спецоборудования в условиях бездорожья. Автомобили могут эксплуатироваться в любых климатических условиях.

В 2000 году основные усилия разработчиков были направлены на освоение производства аварийно-спасательных автомобилей типа ЗиЛ-497200, ЗиЛ-497202, ЗИЛ-497205 с двигателями Caterpillar-3116 (САТ-3116).

 Характеристики ЗиЛ-4972 ЗиЛ-497200 ЗиЛ-497205
Колесная формула 6x6
Количество мест в кабине 3 7
Длина, мм 8700
Ширина, мм 2480
Высота, мм 3250
База, мм 2400+2400
Колея, мм 2000
Дорожный просвет, мм 580
Радиус поворота, м 10,0
Снаряженная масса, кг 8800 9500 9560
Полная масса, кг 12900 12000 14100
Грузоподъемность, кг 4500 2200 4500
Двигатель (тип) ЗиЛ-645 (V8, Д)
Рабочий обьем, л 8,74
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 136 (185) при 2800 об/мин
Расход топлива, л/100 км 25,0
Максимальная скорость, км/ч 70
Запас хода по топливу, км 1400 1000 1400
Преодолеваемый подъем, % (град) 60 (31)
Ширина преодолеваемого рва, мм 2000
[an error occurred while processing this directive]


ZiL-4972 special wheeled chassis (23 Kb) 23 Кб
ZiL-4972 (6x6) special wheeled chassis prototype (14 Mb!)
14 Мб!
Специальное колесное шасси ЗиЛ-4972 (6x6).
Фото: 4
Cross-country vehicle ZiL-497200 (6x6) for delivery of mobile equipment and raw material to the place of emergency spillage (16 Kb) 16 Кб
ZiL-497200 (6x6) truck (6,6 Mb!)
6,6 Мб!
ЗиЛ-497200 (6x6) с грузопассажирским кузовом-фургоном КЦ 4972 предназначен для оперативной доставки спасателей и специального оборудования (медицинское, пожаротушения, радиационной и химической разведки, навигационное, радиотехническое и светотехническое) в районы ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Фото: Автомобиль специальный ЗИЛ-497200
ZiL-497200 (6x6) off-road vehicle (24 Kb) 24 Кб Специальный автомобиль ЗиЛ-497200 (6x6).
Фото: 4
ZiL-497200 (6x6) off-road vehicle (18 Kb) 18 Кб Специальный автомобиль ЗиЛ-497200 (6x6).
Фото: 4
ZiL-497200 (6x6) off-road vehicle (8 Kb) 8 Кб Специальный автомобиль ЗиЛ-497202 (6x6) оснащен трехместной кабиной, кузовом-платформой и крановым манипулятором МКС-4032.
Фото: 4
ZiL-497205 off-road vehicle (57 Kb) 57 Кб ЗиЛ-497205 оснащается крановым манипулятором МКС-4032.
Фото: 4
ZiL-497205 off-road vehicle, 2008 (64 Kb) 64 Кб ЗиЛ-497205 на территории СКБ ЗиЛа, 2008 г.
Фото: Илья Антошин, drive2.ru
ZiL-497205 off-road vehicle (21 Kb) 21 Кб Специальный аварийный спасательный автомобиль на шасси ЗиЛ-497205 в некоторых источниках называется Зил-4975М2.
Фото: ООО ПЕТРОЗИЛ - Специальная техника
ZiL-497205F off-road vehicle (40 Kb) 40 Кб Модель ЗиЛ-497205Ф имеет семиместную кабину и кузов-фургон К-131 для размещения спальных мест и оборудования.
Фото: 4
ZiL-497206 truck (64 Kb) 64 Кб
ZiL-497206 (6x6) truck (10 Mb!)
10 Мб!
Специальное шасси ЗиЛ-497206 на 2-х соревнованиях по трак-триалу. Команда АМО ЗИЛ: В. Буянкин, П. Иванов. II место в зачетной группе «6х6». Бронницы под Москвой. Центр исследований и испытаний военной автомобильной техники - 21-й НИИИАТ МО РФ. 1 февраля 1998 г.
Фото: Ф. Лапшин, «Авторевю» №48 1998 г.
ZiL-497206 truck (15 Kb) 15 Кб ЗиЛ-497206 на I открытом кубке Беларуси по трак-триалу. Команда АМО ЗИЛ: Д. Писарев, О. Бодров. 5-е место в зачетной группе «6х6». Карьер «Ленинское», 2-3 октября 1999 г.
Фото: Дмитрий Гладкий, Autocitychannel

Источники:
1. Каталог автомобилей
2. Официальный сервер Мэрии Москвы - Общественное мнение - АМО ЗИЛ вчера, сегодня, завтра
3. Министерство энергетики РФ - Технический прогресс - Новое оборудование - Каталог РАСУ
4. Правдинский завод радиорелейной аппаратуры






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»