|
ПЭУ-1 ПЛАВАЮЩИЙ АВТОМОБИЛЬ
PEU-1 amphibian
|
|
В 1966 году на заводе им. Лихачева был построен
опытный образец, а в 1969 году был принят на снабжение
ПСС ВВС
спецавтомобиль ПЭУ-1 (поисково-эвакуационная установка, ЗиЛ-132К). Основное
предназначение машины — поиск и эвакуация возвращаемых аппаратов
космических кораблей, а также поиск, спасение и эвакуация их экипажей.
Автомобиль плавающий, отличается оригинальной конструкцией. На раме
машины установлен водонепроницаемый корпус, выполненный из стеклопластика.
В передней части корпуса размещено навигационное и радиооборудование, а
также кабина водителя. За кабиной (экипаж — 4 чел.) расположен отсек
двигателя. Заднюю часть корпуса занимает грузовой отсек.
На автомобиле применена трансмиссия с бортовой схемой раздачи потока
мощности. Она состоит из гидромеханической передачи, раздаточной коробки,
карданных передач, бортовых передач и колесных редукторов. Гидромеханическая
передача заимствована у шасси ЗиЛ-135Л и состоит
из последовательно соединенных гидротрансформатора, планетарной
четырехступенчатой автоматической коробки перемены передач и
демультипликатора. Раздаточная коробка двухступенчатая с блокируемым
межбортовым дифференциалом. Автомобиль имеет шесть ведущих колес большого
диаметра. Колеса первой и третьей пар — управляемые и имеют независимую
подвеску. Машина оснащена системой централизованного регулирования
давления воздуха в шинах. Для обеспечения движения автомобиля на воде был
применен водометный движитель, приводимый от раздаточной коробки. В случае
отказа водометного движителя движение на плаву могло осуществляться за
счет вращения колес.
В состав оборудования машины входят лебедка, также приводимая от
раздаточной коробки, крановое устройство грузоподъемностью 3 т и комплекты
опорных приспособлений, предназначенных для швартовки на автомобиле
транспортируемых специальных грузов.
Автомобиль приспособлен для перевозки по воздуху штатными авиационными
средствами ВВС.
|  |
ПЭУ-1М |
В целях повышения качества проведения поисково-спасательных операций при
завершении пилотируемых космических полетов в 1972 году началось
изготовление модификации ПЭУ-1М. Эта машина имела вместо грузового
отсека комфортабельную восьмиместную пассажирскую кабину. Крановое
оборудование на автомобиле не устанавливалось. На машине был установлен
топливный бак увеличенной емкости — в результате запас хода машины вырос
до 700 км. Руководство ВВС высоко
оценило инициативную работу ЗиЛа, и после
проведения государственных испытаний ПЭУ-1М с 1974 года стала
составной частью поисково-спасательного комплекса.
В 1977 году была построена модификация ПЭУ-1Б,
отличавшаяся от ПЭУ-1 увеличенным вылетом стрелы кранового устройства.
Автомобили ПЭУ выпускались до 1979 года. Было построено 13
машин ПЭУ-1, 6 ПЭУ-1М и 3 ПЭУ-1Б. На смену этим автомобилям после
опытного ЗиЛ-5901 (ПЭУ-2) пришёл комплекс «490»
(ЗиЛ-4906 «Синяя птица»).
В 1984 году была создана амфибия ПЭУ-1Р, в задней части
которой установили газотурбинный двигатель АН-25ТЛ с тягой 1720 кгс, что
дало ошеломляющий результат — надежный выход из воды на любой берег и
уверенное движение, будучи оснащенной лыжами, с большой скоростью по
глубокому снегу (в районе Воркуты). Сотрудники СКБ пытались пойти дальше и
даже приступили к проектированию нового вездехода. Реактивный двигатель
предполагалось дополнить двумя роторно-поршневыми и установить гидрообъемную
трансмиссию. К сожалению, работы по этой интересной и очень перспективной
машине так и не были завершены из-за недостатка финансирования.
Характеристики |
ПЭУ-1 |
Колесная формула |
6x6 |
Длина, мм |
8340 |
Ширина, мм |
2480 |
Высота, мм |
2510 |
База, мм |
2500+2500 |
Колея, мм |
2156 |
Радиус поворота, м |
9,8 |
Клиренс, мм |
630 |
Снаряженная масса, кг |
8320 |
Грузоподъемность, кг |
3000 |
Двигатель (тип) |
ЗиЛ-375Я доработанный (V8, карбюраторный, жидкост. охл.) |
Рабочий обьем, см3 |
7000 |
Мощность двигателя, л.с. при (об/мин) |
180 (3200) |
Расход топлива, л/100 км |
н/д |
Максимальная скорость, км/ч |
68 |
Запас хода по топливу, км |
560 (700*) |
н/д — нет данных * У ПЭУ-1М |
|