:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
KAMAZ.RU
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










KamAZ-63501 «Mustang» (8x8) army truck (157 Kb) «Мустанг»
СЕМЕЙСТВО УНИФИЦИРОВАННЫХ АРМЕЙСКИХ ПОЛНОПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
 
«Mustang» army trucks family
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Разработка унифицированных армейских полноприводных автомобилей многоцелевого назначения семейства «Мустанг»КамАЗ-4350 (4×4), КамАЗ-5350 (6×6) и КамАЗ-6350 (8×8) — началась на Камском автозаводе, после выхода постановления Правительства СССР №721-161 от 24 июня 1987 года.

ТТЗ на проектирование семейства от 16 декабря 1988 года, разработанные камазовцами совместно с МО, было официально утверждено решением Государственной комиссии №ВП-68 от 24 февраля 1989 года и приказом министра обороны.

Основным назначением автомобилей грузоподьемностью 4, 6 и 10 т соответственно, являлась перевозка личного состава и воинских грузов, а также буксировка прицепов и прицепных систем массой от 6 до 12 т по всем видам дорог и ландшафтов при температурах окружающего воздуха от -45 до +40°C, в том числе, в районах, расположенных на высоте до 4000 метров над уровнем моря, с преодолением перевалов высотой более 4600 метров. Кроме грузовой платформы, на шасси предполагалось устанавливать вооружения оперативного и тактического звена, другие спецнадстройки для армии.

Для реализации проекта на заводе была сформирована конструкторская группа из двигателистов, компоновщиков, агрегатчиков и ряда специалистов по другим направлениями, перед которой поставили задачу разработать три широко унифицированных между собой автомобиля повышенной проходимости. В целях снижения стоимости разработки и эксплуатации новых машин, автомобили должны были базироваться на единых узлах и агрегатах с унификацией внутри семейства на 85%, а с автомобилями народного хозяйства — на 100%.

Помимо кабин для всех трёх различавшихся колёсной формулой автомобилей едиными были двигатели — V-образные 8-цилиндровые силовые агрегаты сертифицированные по требованиям норм «Евро-1» серий 7405 и 7406 (КамАЗ-4350 — двигатель модели 740.11-240, КамАЗ-5350 — 740.13-260 и КамАЗ-6350 — 748.10–320), а также управляемые и неуправляемые мосты, колёса, рулевое управление, частично — подвеска. Значительно отличалась только применяемая для четырёхосной модели коробка передач — опытная 8-ступенчатая механическая коробка передач КамАЗ-161, объединяющая в себе четырехступенчатую КПП и расположенный сзади планетарный двухступенчатый (пониженная и прямая передачи) демультипликатор.

При создании семейства «Мустанг» были сохранены хорошо зарекомендовавшие себя технические решения серийных автомобилей: зависимая рессорная передняя подвеска; балансирная, на полуэллиптических рессорах, задняя подвеска; дифференциальная, с постоянно включёнными мостами и встроенным демультипликатором, с блокировкой межосевого дифференциала раздаточная коробка; ведущие мосты с двухступенчатыми редукторами, передние — с шарнирами равных угловых скоростей; рулевое управление с гидроусилителем типа винт — шариковая гайка; система герметизации и сапунирования агрегатов; усовершенствованная система тормозов.

«Мустанги» первыми из всех разработанных заводом внедорожных грузовиков получили механизмы блокировки межколёсных дифференциалов задних ведущих мостов (блокировку передних мостов не стали вводить из-за того, что при всех заблокированных дифференциалах автомобиль становился практически неуправляемым), которые совместно с блокируемыми межосевыми дифференциалами раздаточной коробки и задней тележки также существенно увеличивали проходимость. Включение блокировки межколёсных дифференциалов осуществляется принудительно, с помощью пневмопривода, после остановки автомобиля (автоматическая блокировка была в дальнейшем реализована на КамАЗах семейства «Тайфун»).

Выполнение требования военных, чтобы «Мустанги» могли нормально эксплуатироваться во всех климатических зонах от Арктики до тропиков, заставило решить сложнейшую проблему с разработкой новых материалов, красителей, масел.

Для обеспечения подвижности автомобилей в сложных дорожных условиях, а также для эвакуации застрявших, на автомобилях предусматривалась механическая лебедка с тяговым усилием 7,7–8,0 тс.

Были предусмотрены различные варианты отбора мощности от двигателя, КПП, раздаточной коробки. Конструкция механизма отбора мощности позволила передавать 100% мощности на стоянке и 40% — в движении.

Предварительные испытания, в которых приняли участие два комплекта (комплект состоит из трёх автомобилей — 4×4, 6×6 и 8×8) опытных «Мустангов», начались в 1991 году. «У заводских специалистов и представителей Министерства обороны замечаний было не много… — позднее вспоминал главный конструктор ОАО «КамАЗ» Данис Валеев.

Далее на процессе создания и внедрения в производство «Мустангов» сильно сказался развал СССР и случившийся в 1993 году пожар, практически уничтоживший Камский завод двигателей. На его восстановление «КамАЗ» был вынужден бросить все свои ресурсы. Из-за этих событий работы по семейству перспективных внедорожников были заморожены на целых три года…


Семейство автомобилей многоцелевого назначения «Мустанг»

Новая опытная партия «Мустангов» из трёх комплектов была выпущена в 1995 году. Тогда же всё семейство «Мустангов» было впервые публично показано на Нижегородской выставке-ярмарке «Вооружение. Военная техника. Конверсия». После этого базовые модели вездеходов прошли полный цикл предварительных испытаний при участии 3021-го военного представительства Минобороны. Интересно, что в испытаниях принимали участие машины ещё 1991-го года выпуска, но, естественно, с некоторыми доработками.

В середине 1990-х специально для автомобилей семейства «Мустанг» на Нижнекамском шинном заводе (ПО «Нижнекамскшина») были созданы радиальные шины переменного внутреннего давления «Кама-1260» (425/85 R21). Изменение давления в шине от 0,45 МПа до 0,1 МПа увеличивало опорную поверхность шины в 2,5 раза. Новые шины с развитыми грунтозацепами не проворачивались на колёсном диске даже при максимальном снижении давления в них. Кроме того, вкупе с усиленной рамой и ступичными узлами колёс, новые шины позволили увеличить грузоподъёмность автомобилей семейства.

В январе 1999 года автомобили, получив одобрение ГАБТУ МО РФ, были объявлены приоритетным видом автомобильной техники для подразделений Минобороны и МЧС России и рекомендованы Межведомственной комиссией силовых министерств для освоения в серийном производстве. Однако, по причине системного кризиса, «Мустанги» почти не собирались, лишь небольшая партия шасси КамАЗ-6350 была поставлена одной из нефтедобывающих компаний под установку цистерн для перевозки топлива.

Экономическая ситуация не остановила работы по дальнейшему совершенствованию «Мустангов». Автомобили получили однодисковое усовершенствованное сцепление, 10-ступенчатую КПП КамАЗ-154 (кроме КамАЗ-6350), объединяющую в себе пятиступенчатую КПП и передний двухступенчатый делитель, усиленные раздаточную коробку и карданные валы с торцевыми шлицами, двухкиловаттный генератор, реактивные штанги с резинометаллическими шарнирами. На автомобилях КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350 было доработано шасси под установку фитинговых креплений для использования сменяемых кузовов контейнерного типа. Тогда же «Мустанги» получили модернизированную кабину с улучшенным интерьером и увеличенной высотой крыши. В трёхместной кабине со спальным местом были предусмотрены места для размещения снаряжения военнослужащих, фильтровентиляционного и другого специального оборудования. Для экстренной эвакуации экипажа и ведения огня в положении стоя на крыше кабины предусмотрели установку круглого люка диаметром 680 мм. Была значительно снижена трудоёмкость технического обслуживания автомобилей (с общей периодичностью 15000 км), а гарантийный пробег увеличен до 45000 км.


Семейство автомобилей многоцелевого назначения «Мустанг»

Опытно-промышленная партия обновленных «Мустангов», состоящую из пяти комплектов, камазовцы передали заказчику ещё до завершения приёмочных испытаний, в 2001 году. Таким образом испытания автомобилей до начала их серийного выпуска удалось провести не только в полигонных условиях, но и в реальных условиях эксплуатации — в автомобильных училищах и войсках.

Для защиты экипажа от стрелкового оружия и осколков снарядов на часть «Мустангов» были устанавлены цельносварные бронированные кабины с уровнем бронезащиты класса 3 и 5а — с наружным или скрытым бронированием — от специализированной фирмы «Астейс» (г. Набережные Челны).

В 2002 году обновленные модели семейства «Мустанг» — КамАЗ-4350, КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350 с улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками прошли сертификационные испытания и приказом Министра обороны РФ №340 от 28 августа 2002 года были приняты на снабжение Вооруженных Сил РФ.

Автомобили получили новые высокомоментные многотопливные двигатели уровня «Евро-2» с улучшенной двухступенчатой системой очистки воздуха с использованием системы «Мультициклон»: КамАЗ-4350 — двигатель модели 740.31–240, КамАЗ-5350 — 740.30-260 и КамАЗ-6350 — 740.50-360. Все двигатели семейства автомобилей «Мустанг» были оснащены турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» с высотным корректором подачи топлива, что позволяет эксплуатировать машины в условиях высокогорья (до 4500 м) практически без потери мощности в номинальном режиме, существенно повысить топливную экономичность — на 15–20%. Двигатели оборудовали специальными системами, обеспечивающими гарантированный пуск двигателя при отрицательных температурах воздуха до минус 50°С. В результате нововведений повысились удельная мощность двигателей, топливная экономичность, увеличился межрегламентный ресурс.

Трёхосная и четырёхосная модели были оснащены модернизированными мостами, допустимая нагрузка на которые возросла с 6 до 8 т. Соответственно возросла и грузоподъёмность. Новые автомобили получили обозначение КамАЗ-53501 и КамАЗ-63501. Кроме того, четырёхосник снабдили современной и надежной 16-ступенчатой коробкой передач ZF (Zahnrad Fabric) — её выпуск с высокой степенью локализации был развёрнут на расположенном в Набережных Челнах совместном предприятии «ЦФ-КАМА». Конструкция кабин стала предусматривать их скрытое бронирование по 5-му классу — это защита от огня автоматов и снайперских винтовок, в кузове может быть установлен бронированный модуль, защищающий разместившихся внутри него бойцов. Было предусмотрено применение и элементов противоминной защиты.

Первая опытно-промышленная партия из семи комплектов автомобилей «Мустанг» с силовыми агрегатами нового поколения по заказу Министерства обороны РФ была изготовлена на «КамАЗе» в 2003 году.

В связи с тем, что были изменены и доработаны две трети узлов и агрегатов прежних «Мустангов», для проверки и утверждения конструкторской документации на «Мустанги», подвергнутые глубокой модернизации, в конце 2003 года работала Межведомственная комиссия (МВК) силовых министерств РФ по автомобилям семейства «Мустанг». По выводам МВК автомобили семейства «Мустанг» соответствуют всем требованиям технических условий силовых министерств и государственных стандартов; они приспособлены для работы в условиях войсковой эксплуатации; проведенная модернизация в полной мере обеспечивает повышение их надежности и уровня унификации.

Подводя итоги работы, председатель МВК, начальник ГАБТУ МО РФ генерал-полковник Сергей Маев подтвердил, что КАМАЗы были и остаются основой автопарка Вооруженных Сил России и других силовых ведомств. «„КАМАЗ“ настойчиво добивается того, — сказал он, — чтобы его марка превалировала над остальными как по способностям выполнять боевые задачи, так и по качеству изготовления. За время работы над совершенствованием „Мустангов“ изменилось и наше отношение к КАМАЗам. Раньше мы видели в них только транспортные автомобили, а теперь рассматриваем их, прежде всего, как полноправных носителей спецнадстроек».

К концу 2004 года, в основном за счёт собственных инвестиций ОАО «КАМАЗ», семейство пополнилось пятью новыми моделями. Автомобиль КамАЗ-43501 имеет укороченную по сравнению с КамАЗ-4350 базу и, соответственно, платформу с опущенным полом и надколёсными нишами. Седельный тягач КамАЗ-53504 (первоначальное обозначение — КамАЗ-5450) и шасси КамАЗ-5350 «с повышенными монтажными возможностями» созданы на основе трёхосного базового «Мустанга». На базе шасси КамАЗ-6350 были созданы грузовик КамАЗ-63501 с увеличенной до 15 т грузоподъёмностью и седельный тягач КамАЗ-6450 с допустимой нагрузкой на ССУ 10 т и возможностью буксировки полуприцепа полной массой до 32 т.

Автомобили, изготавливаемые в исполнении «У» по ГОСТ 15150, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 50°С, относительной влажности воздуха до 100% при температуре плюс 25°С. Автомобили сохраняют работоспособность в любое время суток и года при запыленности воздуха до 1,5 г/м³, скорости ветра до 20 м/с, при интенсивности дождя до 180 мм/ч в течение 5 минут и может эксплуатироваться в горных районах, расположенных на высоте до 4000 м над уровнем моря, с преодолением перевалов до 4655 м, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.

KamAZ-4350 «Mustang» (4x4) army truck
Бортовой тягач КамАЗ-4350 «Мустанг»
KamAZ-5350 «Mustang» (6x6) army truck
Бортовой тягач КамАЗ-5350 «Мустанг»
KamAZ-6350 «Mustang» (8x8) army truck
Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»

Источники:
1. Открытое акционерное общество «КАМАЗ»
2. АвтоУрал
3. «Военный парад» Январь-февраль 2005 г., Сентябрь-октябрь 2006 г.
4. Восемь на восемь, «Грузовики и автобусы» №1, 2004 г.
5. ОАО "Красногорский КАФ"
6. Армейские горизонты «Мустангов»
7. Армейский десант на «КАМАЗ»
8. Константин Закурдаев. «Дорога мустангов». Журнал «Коммерческий транспорт» №1 2011 г.
9. twower.livejournal.com





 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх