конверсионная техника, спецтехника, дорожно-строительная, новая с хранения или восстановленная
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net & legion.r1a.ru)
отечественное оружие и его
создатели после WWII










MAZ-535A (8x8) artillery tractor (431 Kb) МАЗ-535
АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТЯГАЧ
 
MAZ-535 artillery tractor
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В послевоенные годы в Советском Союзе возникает потребность в специализированной автомобильной технике, в которой были бы заложены возросшие специфические требования современной армии, в том числе такие, как значительная динамика транспортных средств, большая грузоподъемность и проходимость при высокой надежности. По инициативе заместителя министра обороны, Маршала Советского Союза Г.К. Жукова принимается постановление СМ СССР №1258-563 от 25 июня 1954 года «О совершенствовании и создании новых образцов артиллерийских систем и тягачей». Этим постановлением предусматривалась организация на московском (ЗиС) и минском (МАЗ) автозаводах специальных конструкторских бюро (СКБ), главной задачей которых являлось создание многоосных колесных машин для нужд Министерства обороны страны. 1 июля 1954 года приказом Министра автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения №21 на Минском автомобильном заводе было создано СКБ по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой. Главным конструктором по тяжелым колесным артиллерийским тягачам приказом Министра от 5 июля 1954 года №25 был назначен начальник КБ МАЗа Б.Л. Шапошник. Приказом директора Минского автозавода от 23 июля 1954 года №15 вновь организованному СКБ было присвоено наименование СКБ-1. 1 сентября 1954 года был организован цех опытного производства (ЦОП).

Одной из первых задач минскому СКБ было поставлено создание артиллерийского тягача, который предназначался для буксировки тяжелых артиллерийских систем весом 10 т. Заказчик требовал создать автомобиль с колесной формулой 8х8, полуметровым дорожным просветом, способным преодолевать подъемы до 30°, броды — до 1,3 метра, с серьезным запасом хода по топливу.

 SdKfz 234/4 armoured truck (8x8) with PaK 40 7,5 cm L/46 gun (92 Kb)
SdKfz 234/4 с пушкой Pak 40
Проектирование автомобиля МАЗ-535 началось в сентябре 1954 года. Компоновочная схема базировалась на четырехосном полноприводном шасси с вынесенной вперед кабиной экипажа, за которой было установлено МТО. В задней части располагалась грузовая платформа. В конструкцию МАЗ-535 были заложены как идеи, воплощённые ещё в 1934 году конструкторами немецкой фирмы Bussing-NAG («Бюссинг-НАГ») в своём 8-колёсном шасси, так и передовые технические решения: независимая подвеска всех колес, межосевые блокируемые дифференциалы, тележечная схема размещения осей по базе, мостовая раздача крутящего момента по колесам, управляемые колеса мостов передней тележки, рулевой привод с гидроусилителем, тормозная система с пневмогидравлическим приводом, несущая рама корытообразного сечения. Это был первый в СССР тягач с гидромеханической трансмиссией. Правда, переключение передач было еще полуавтоматическим: водитель (а не автомат управления) выбирал, какую передачу включить.

В мае-июне 1956 года в ЦОПе были собраны два первых опытных образеца артиллерийского тягача МАЗ-535. Во время перегона для показа в Москву один из тягачей попал в аварию, и у него деформировалась рама. После этого происшествия на опытных образцах она была усилена. Такую же усиленную раму и ряд доработок получил третий образец, получивший индекс МАЗ-535А. Он был готов к лету 1957 года и почти сразу поступил на контрольные испытания. Максимальная скорость движения тягача по дорогам с твердым покрытием с нагрузкой в кузове 7000 кг достигала 60 км/ч, среднетехническая скорость с нагрузкой в кузове и прицепом общей массой 15000 кг составляла 35..40 км/ч.

Здесь следует обратить внимание на то, что помимо обилия дифференциальных механизмов и двухшарнирных карданных валов, в автомобиле постоянно работали шестеренчатые передачи ускоряющего редуктора, планетарной и раздаточной коробок передач, дополнительных межтележечных редукторов, главных передач каждого моста и планетарных ступичных редукторов каждого колеса. Все эти зубчатые передачи, постоянно находящиеся во вращении, каждая из которых опиралась, по меньшей мере, на два подшипника качения, были связаны одним или двумя шлицевыми соединениями. Отсюда вытекала не только трудоемкость изготовления и сборки, но и сложность регулировок, смазки, контроля. Тем не менее, приемная комиссия дала положительные отзывы о новых машинах и рекомендовала принять их на вооружение и подготовить к серийному производству.

Автомобиль имел восемь ведущих колес, объединенных в две тележки — переднюю и заднюю. Колеса первой и второй осей выполнены управляемыми и снабжены шарнирами неравных угловых скоростей. Рулевой механизм — двухступенчатый: винт-гайка на циркулирующих шариках и рейка-зубчатый сектор; с гидроусилителем поршневого типа, со встроенным распределителем. Подвеска тележек — независимая, на продольных торсионах и поперечных рычагах. Амортизаторы — гидравлические, телескопические, двухстороннего действия, на каждом колесе переднего и заднего мостов. Размер шин — 18,00-24". Шины — пневматические, камерные, 12-слойные, переменного давления. Давление воздуха в шинах от 2,0 до 0,7 кг/см² централизованно регулировалось в зависимости от дорожных условий. Рабочая тормозная система — с пневмогидравлическим приводом. Стояночный тормоз — трансмиссионный, установлен на раздаточной коробке, привод — механический.

Тягач оснащался расположенным в отсеке за кабиной водителя четырёхтактным верхнеклапанным быстроходным 12-цилидровым дизелем жидкостного охлаждения с непосредственным вспрыском топлива, с V–образным расположением цилиндров, с «сухим» картером, с механическим всережимным регулятором частоты вращения. Пуск двигателя осуществлялся одной из двух независимых систем: электростартером или сжатым воздухом. Для зарядки аккумуляторных батарей дизель оборудован генератором переменного тока со встроенными выпрямителем, регулятором напряжения и устройством подавления помех радиоприему. Топливный насос дизелей снабжен корректором подачи топлива для увеличения крутящего момента при преодолении транспортными средствами повышенных дорожных сопротивлений.

В трансмиссию входили планетарная трехступенчатая КПП с фрикционным гидравлическим включением передач через механизм золотникового типа, с механизмом плавного трогания на 1–й и задней передачах, соединенная с одноступенчатым, четырехколесным гидротрансформатором с блокировкой насосного и турбинного колес, и механическая двухступенчатая раздаточная коробка, в которой находился центральный дифференциал с принудительной блокировкой. Первый и второй ведущие мосты снабжались дифференциалами повышенного трения, третьего и четвертого мостов — самоблокирующимися. Ведущие мосты — с разнесенной главной передачей: центральный конический редуктор со спиральными зубьями и колесная планетарная передача. Согласующая передача — однорядный трехвальный редуктор с механизмом отключения трансмиссии от двигателя, приводами насоса гидроусилителя руля, дополнительного компрессора и вентиляторов двигателя и гидромеханической коробки передач. Карданная передача — восемнадцать карданных валов.

В состав дополнительного оборудования входил автономный жидкостно-воздушный отопитель кабины 015-Б, предпусковой подогреватель ПЖД-600, тент с дугами, лебедка, коробка отбора мощности до 140 л.с.

В создании автомобиля, кроме главного конструктора СКБ, приняли заметное участие конструкторы Д.Э. Кацнельсон, В.В. Дробышевский, А.М. Печенев, Б.М. Рабинович, А.И. Хренов (позднее — заместитель главного конструктора МАЗа), А.Х. Лефаров, Г.И. Кеник, К.Г. Кукушкин, Б.П. Шкирич, И.Л. Шейнкер и другие.

Сборка тягачей началась в 1958 году в специально созданном цехе на территории бывшего прессового корпуса. С целью специализации серийного выпуска новых тягачей на Минском автомобильном заводе 29 марта 1959 года было организовано новое подразделение — производство специальных колесных тягачей (ПСКТ). Здесь автомобили семейства МАЗ-535 серийно производились не долго — по постановлению Совета Министров их производство переводится в г. Курган на завод «Уралсельмаш» (переименован в Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ) приказом Министра автотракторной промышленности от 11 июня 1966 года). За короткое время предприятие, выпускавшее молотилки, бороны, силосорезки превратилось в мощный технический центр. Были укреплены кадрами технические службы завода, главным инженером был назначен Л.Б. Чернов, главным конструктором — талантливый, энергичный специалист Г.А. Домрачев, ведущим конструктором колёсных тягачей — В.А. Пискарев, зам. главного конструктора — В.М. Бурдин, ведущим технологом — А.С. Батов.

В июне 1960 года был собран первый курганский МАЗ-535, а со следующего года на Урале уже был освоен серийный выпуск семейства автомобилей МАЗ-535. В 1961 году было выпущено около 200, а в 1962 — около 150 машин. Выпуск 535-ых, официально принятых на вооружение 16 июля 1962 года, продолжался до конца 1963 года, пока им на не смену не пришли более совершенные автомобили семейства МАЗ-537.

Тягачи МАЗ-535А широкой публике стали известны по парадам на Красной площади, где они фигурировали в качестве буксировщиков тележек с баллистическими ракетами РВСН (постановление СМ СССР об образовании РВСН было принято 17 декабря 1959 года) — Р-14, ГР-1, РТ-2. МАЗ-535А так же буксировал четырехосную подвижную стартовую установку СТ-10 опытного самолета-снаряда (КР) «121». В войсках автомобили МАЗ-535 за дополнительную большую фару по центру кабины, которая служила для инфракрасной подсветки водительского прибора ночного видения, часто называли «циклопами».


MAZ-535B (8x8) rocket launcher (85 Kb) 
ПУ ракеты 3М2 на МАЗ-535Б
В 1959 году в СКБ Минского автозавода было создано шасси МАЗ-535Б, предназначенное для монтажа ПУ создаваемых в то время подвижных полевых реактивных систем. Так, в ОКБ-9 была построена колёсная пусковая установка Д-110К для ракетного комплекса «Онега», а в СКБ-172 — установка для комплекса «Ладога». Дальнейшие работы по этой теме связаны с автомобилем МАЗ-537Б.

Одновременно с созданием артиллерийского тягача конструкторы СКБ приступили к разработке его седельной модификации для работы с тяжеловозными полуприцепами (в структуре СКБ-1 было свое бюро большегрузных автопоездов, которое занималось разработкой специальных полуприцепов) — МАЗ-535В. Основным внешним отличием от базовой машины являлось отсутствие кузова и установленное на его месте ССУ с двумя степенями свободы и автоматическим замком. Возросшие вертикальные нагрузки, передаваемые на заднюю часть рамы через ССУ (нагрузка на «седло» у МАЗ-535В достигала 12 т) заставили существенно пересмотреть конструкцию многих агрегатов автомобиля. В первую очередь пришлось отказаться от хорошо зарекомендовавшей себя на тяжелом бездорожье независимой торсионной подвески задних колес в пользу более
MAZ-535V (8x8) tractor (63 Kb) 
Седельный тягач МАЗ-535В
простой и надежной балансирной безрессорной. Задние колеса были попарно соединены в продольные качающиеся тележки при помощи балансира, посаженного на ось посредством бронзовых втулок. Колеса седельного тягача получили новые 16-слойные шины повышенной грузоподъемности с регулируемым давлением, аналогичные по своим размерам с шинами МАЗ-535А. Эксплуатационные параметры остались практически без изменений. Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием составляла 60 км/ч, правда среднетехническая скорость с полуприцепом полной массой 15000 кг снизилась до 25..30 км/ч.

В РВСН тягачи МАЗ-535В буксировали заправочные ёмкости смонтированные на полуприцепе МАЗ-5248 (грузоподъемность 25 тонн). На базе МАЗ-535В и полуприцепа МАЗ-5248 в НИИ-1 был создан опытный образец ПУ ОТРК 9К71 «Темп». В 1960 году для системы дальней беспилотной фото- и радиотехнической разведки ДБР-1 «Ястреб» на базе МАЗ-535В был создан стартовый автомобиль-тягач (агрегат) САРД-1 (СТА-30). В дальнейшем для этого комплекса применялся специальный тягач МАЗ-537В.

МАЗ-535В выпускался с 1959 по 1963 год, пока его полностью не заменил в производстве седельный тягач следующего поколения МАЗ-537.

 Характеристики МАЗ-535А
Колесная формула 8x8
Число мест в кабине 4
Грузоподъемность, кг 7000
Снаряженная масса, кг 18975
Полная масса, кг 25975
Масса буксируемого прицепа, кг 15000
Длина, мм 8780
Ширина, мм 2805
Высота, мм 2915
Колесная база (между крайними осями), мм 5750
Колея колес, мм 2150
Дорожный просвет, мм 475
Радиус поворота, м 13,5
Преодолеваемые препятствия:
- глубина брода
- подъем

1,3 м
30°
Двигатель (тип) Д12А-375 (Д, V12)
Рабочий обьем, см³ 38880
Мощность двигателя, л.с. (об/мин) 375 (1650)
Крутящий момент, кГм (об/мин) 170 (1100)
Максимальная скорость, км/ч 60,0
Расход топлива на 100 км, л 75
Запас топлива, л 2 x 350
Запас хода, км 650

MAZ-535 (8x8) truck (143 Kb) 143 Кб Опытный артиллерийский тягач МАЗ-535 (8x8).
Фотография из отчёта по испытаниям предоставлена Дмитрием Дашко.
MAZ-535 (8x8) truck (38 Kb) 38 Кб Опытный артиллерийский тягач МАЗ-535 (8x8).
Фото: MAZ-537G M 1:35
MAZ-535A (8x8) truck (57 Kb) 57 Кб Артиллерийский тягач МАЗ-535А (8x8).
Фото: 3
MAZ-535A & ZiL-157 trucks (54 Kb) 54 Кб МАЗ-535А на испытаниях буксирует автомобиль ЗиЛ-157.
Фото: AUTOCENTRE.UA - Авто Центр
MAZ-535A & ZiL-157 trucks (126 Kb!) 126 Кб! МАЗ-535А на испытаниях буксирует автомобиль ЗиЛ-157.
Фото: "Грузовик-пресс" №11, 2004 г.
MAZ-535A (8x8) artillery tractor (32 Kb) 32 Кб Артиллерийский тягач МАЗ-535А (8x8).
Фото: 1
MAZ-535A (8x8) artillery tractor (431 Kb) 431 Кб Артиллерийский тягач МАЗ-535А (8x8).
Фото: 1959 - 1999 MZKT Volat Truck Story Brochure
Early MAZ-535A truck scheme (90 Kb) 90 Кб Ранний вариант артиллерийского тягача МАЗ-535А.
Схема: Tankograd Publishing, Все из бумаги
D12A–375A engine scheme (7 Kb) 7 Кб Дизельный двигатель Д12А-375А.
Схема: Хроника освоения космоса

MAZ-535A artillery tractor with R-14 (8K65, SS-5 Skean) intermediate range ballistic missile, 1961 (68 Kb) 68 Кб МАЗ-535А буксирует транспортную тележку с БРСД Р-14 (8К65, SS-5 Skean). 7 ноября 1961 года, Красная площадь, Москва.
Фото: Минский завод колёсных тягачей. Minsk Wheeled Tractor Plant.
MAZ-535A artillery tractor with R-14 (8K65, SS-5 Skean) intermediate range ballistic missile, 1962 (37 Kb) 37 Кб МАЗ-535А с ракетой Р-14 (8К65, SS-5 Skean) на улицах Москвы, 7 ноября 1962 г.
Фото: О.К. Феделов, «И в труде, и в бою», Александр НОВИКОВ. Журнал «АВТОТРАК» №3, 2005 г.
MAZ-535A artillery tractors with R-14U (8K65U, SS-5 Skean) intermediate range ballistic missiles (706 Kb) 706 Кб Тягачи МАЗ-535А с ракетами Р-14У (8К65У) на Красной площади.
Фото: en.wikipedia.org
MAZ-535A artillery tractor with GR-1 (8K713, SS-X-10 Scrag) nuclear-ballistic missile (73 Kb) 73 Кб МАЗ-535А буксирует транспортную тележку с МБР ГР-1 (8К713, SS-X-10 Scrag). Красная площадь, Москва.
Фото: Russian Surface To Surface Systems
MAZ-535A artillery tractor with R-36-O (8K69, SS-9 Scarp) nuclear-ballistic missile, 1968 (71 Kb) 71 Кб МАЗ-535А буксирует транспортную тележку с МБР Р-36-О (Р-36орб, 8К69, SS-9 Scarp). 7 ноября 1968 года, Красная площадь, Москва.
Фото: ArmourBook
MAZ-535A artillery tractor with RT-2 (8K98, SS-13 Savage) nuclear-ballistic missile (29 Kb) 29 Кб МАЗ-535А буксирует транспортную тележку с МБР РТ-2 (8К98, SS-13 Savage). Красная площадь, Москва.
Фото: Tankograd Special No 02 - Soviet Tank-Transporter and Heavy-Duty Truck MAZ-535 and MAZ-537

MAZ-535B (8x8) missile launcher (85 Kb) 85 Кб Опытная ПУ тактического ракетного комплекса «Ладога» на шасси МАЗ-535Б (8x8) с ракетой 3М2.
Фото: "Ладога" - ракетный комплекс с ракетой 3М2

MAZ-535V (8x8) tractor (63 Kb) 63 Кб Седельный тягач МАЗ-535В (8x8).
Фото: Лев ШУГУРОВ. "ЗАКРЫТЫЙ КОНСТРУКТОР БОРИС ШАПОШНИК". Журнал "За рулем" №5, 1997 г.
MAZ-535V (8x8) tractor (62 Kb) 62 Кб Седельный тягач МАЗ-535В (8x8).
Фото: СТРИМ.Фото | Пользователи | INKVIZITOR | ТАНКОВОЗЫ
MAZ-535V (8x8) tractor (43 Kb) 43 Кб МАЗ-535В с низкорамным полуприцепом МАЗ-5248.
Фото из архива Л.М. Шугурова, «И в труде, и в бою», Александр НОВИКОВ. Журнал «АВТОТРАК» №3, 2005 г.
MAZ-535V (8x8) tractor (22 Kb) 22 Кб Седельный тягач МАЗ-535В (8x8).
Фото: 1tv.ru
MAZ-535V (8x8) tractor towing a launcher trailer fitted with the Tu-123 Yastreb (21 Kb) 21 Кб Cтартовая установка СУРД-1 на базе седельного тягача МАЗ-535В служила для предполетной подготовки и запуска самолета-разведчика Ту-123 системы дальней беспилотной фото- и радиотехнической разведки ДБР-1 «Ястреб».
Фото: КБ Туполева, DBR-1 drone launcher
MAZ-535V (8x8) tractor towing a launcher trailer fitted with the Tu-139 Yastreb-2 (47 Kb) 47 Кб МАЗ-535В и опытный самолет-разведчик Ту-139 системы дальней беспилотной фото- и радиотехнической разведки ДБР-2 «Ястреб-2».
Фото: Фото ВВТ для опознания (идентификации)

Источники:
1. http://leon-esman.chat.ru/
2. Автомобили СССР - автомобиль повышенной проходимости МАЗ-535А
3. SovAvto website
4. История предприятия
5. Д.В. Чабан, "Краткий справочник по отечественным автомобилям и прицепам". Военное издательство МО СССР, Москва, 1971 г.
6. Андрей Колеватов, "Автомобили-тягачи семейства МАЗ-537". "Автомобильный Моделизм" №5 (35), 2004 г.
7. Андрей Колеватов, "МАЗ-537". "М-Хобби" №?, ? г.
8. Крепя ракетно-ядерный щит Отечества. Журнал МО Беларуси «Армия» №1, 2, 4-6, 2007 г.



 


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»

© Роман Астахов (R. Astakhoff), asoff@narod.ru 1997 — 2014, С.-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
Любое использование авторских материалов и их подборки ЗАПРЕЩЕНО без ссылки
(в Интернете – активной гиперссылки) на сайт русская-сила.рф (r1a.ru)
Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх