:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










GAZ-62 (4x4) army truck (18 Kb) ГАЗ-62
АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
 
GAZ-62 army truck
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

К разработке многоцелевого универсального 1-тонного полноприводного автомобиля ГАЗ-62 (второй с таким названием, не путать с довоенной моделью) в Горьком приступили, когда были утверждены на него ТТТ. Постановлением Совмина СССР №4800-2050 от 19 октября 1951 года и приказом министра Автотракторопрома №256с от 4 декабря 1951 года, создание нового вездехода вновь поручили П.И. Музюкину, имевшему опыт по предшествующему автомобилю ГАЗ-68 (с 1956 года, после того, как П.И. Музюкин стал главным конструктором УАЗа, ведущим конструктором ГАЗ-62 был назначен В.Н. Кузовкин).

В техническом задании фигурировали следующие назначения ГАЗ-62: буксировка батальонных противотанковых пушек с боевым расчетом и возимым боекомплектом в кузове; перевозка стрелково-минометного вооружения с боевым расчетом и боекомплектом; десантирование по воздуху для тех же целей силами воздушно-десантной армии (ВДА, ныне — ВДВ); транспортировка различных средств связи; транспортировка раненых и больных на носилках и сидя; база под монтаж радиостанций, электростанций и других установок; транспортные операции по труднопроходимым дорогам и бездорожью.

При создании ГАЗ-62 были широко использованы и наработки по автомобилю повышенной проходимости ГАЗ-69 (ведущий конструктор Г.М. Вассерман). В частности, за основу был принят несколько увеличенный в размерах открытый грузопассажирский кузов, удачно спроектированный опытным кузовщиком ГАЗа Б.Н. Панкратовым. Так же как и на ГАЗ-69 вдоль боковых бортов грузопассажирского отсека располагались откидные сиденья-скамейки: вдоль правого борта размещались пять человек, а вдоль левого (из-за встроенной ниши крепления запасного колеса) — четыре. Таким образом, кузов ГАЗ-62 был расчитан на 11 человек, для удобства которых служили съёмные брезентовые верх и боковины дверей, мощный отопитель салона, система вентиляции и обдува ветрового стекла. Внутренние габариты платформы кузова: длина — 2265 мм; ширина по полу — 1220 мм, по бортам — 1830 мм; высота бортов — 525 мм. Общая ёмкость топливного запаса составляла 100 л — под передним сиденьем ГАЗ-62 поместили дополнительный топливный бак, основной крепился под полом кузова. Многие элементы оперения и детали кузова в угоду унификации были использованы от машин ГАЗа.

Фрикционную механическую муфту сцепления, также как и серийную четырёхступенчатую КПП заиствовали у автомобиля ГАЗ-63, а вот раздаточную коробку (РК) сделали заново. По конструкции она представляла двухступенчатый редуктор с двумя передачами: высшей — прямой (передаточное отношение 1,0) и низшей с передаточным отношением 1,54 (на ГАЗ-63 передаточное число низшей передачи составляло 1,95). Привод переднего моста имел механическое принудительное включение (межосевой дифференциал в трансмиссии отсутствовал). Чтобы избежать перегрузки узлов трансмиссии, пониженная передача в РК включалась только после включения переднего моста, для чего в приводе управления РК были предусмотрены специальные фиксаторы. РК крепилась к поперечинам рамы и соединялась с КПП коротким карданным валом с шарнирами на игольчатых подшипниках. Ещё два карданных вала передавали крутящий момент на ведущие мосты. Интересно, что карданные шарниры расположенные возле главных передач ведущих мостов защищались от грязи металлическими колпаками, как позже было сделано на ГАЗ-66. Ведущие мосты с разъёмным картером главных передач типа «Сплит» имели фланцевые, полностью разгруженные полуоси. Передаточное отношение конической пары главной передачи — 6,5, а сами шестерни имели спиральные зубья. Все агрегаты трансмиссии выполнили опытнейшие «трансмиссионщики» конструкторско-экспериментального отдела (КЭО) ГАЗа Б.А. Дехтяр, С.Г. Зислин и В.С. Соловьёв (будущий главный конструктор ВАЗа). Шарниры равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейсс» были отработаны ещё в конце 1938 года для будущего ГАЗ-61, и по данным проведённых расчётов они на ГАЗ-62 в целом должны были справляться с передачей крутящего момента, в т.ч. и его предельных, пиковых значений.

Кузов, силовой агрегат и узлы трансмиссии крепились на прочной лонжеронной раме. Подвеска ведущих мостов зависимого типа осуществлялась по общепринятой классической схеме — на четырёх полуэллиптических рессорах с листами параболического профиля, имеющими повышенную жёсткость. Крепление рессор к кронштейнам рамы было выполнено по типу ГАЗ-51, но с помощью пальцев в бронзовых втулках коренных листов и подвижной серьги в задней части рессоры. Передняя и задняя подвески для обеспечения необходимой плавности хода и увеличения средней скорости движения по бездорожью снабжались поршневыми гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. В качестве основного типа шин решено было использовать новые отечественные широкопрофильные шины 10,00-16" модели И-167 с рисунком протектора повышенной проходимости «косая расчленённая ёлка», но до освоения их шинной промышленностью на первые образцы автомобиля устанавливали несколько меньшие по размерам шины от «Доджа» 9,00-16", которые серийно выпускал Ленинградский шинный завод с характерным рисунком протектора «прямая ёлка» или «лесенка» типа «Граунд Грип». Применили колёса с разъёмным ободом, половинки которых стягивались болтами с гайками. Ввиду использования «маленьких» колёс пришлось разрабатывать новые колёсные тормоза «промежуточного» размера с диаметром тормозных барабанов 305 мм и шириной фрикционных накладок 60 мм (у грузовика ГАЗ-63 диаметр тормозных барабанов составлял 355 мм спереди и 380 мм сзади с шириной накладок 60 и 80 мм соответственно, а на ГАЗ-69 тормозные барабаны имели диаметр 280 мм при ширине тормозных колодок и накладок 50 мм). Гидравлическую часть тормозного привода унифицировали с другими автомобилями ГАЗа: главный тормозной цилиндр, трубки, шланги, элементы крепления, колёсные тормозные цилиндры с диаметром 32 мм.

Рулевое управление с глобоидальным червяком и двойным роликом почти целиком заимствовали у ГАЗ-51 за исключением незначительных изменений, вызванных компоновкой ГАЗ-62, причём сохранили и кинематику рулевой трапеции с поперечной тягой расположенной позади передней оси («по грузовому», а не спереди, как, например, у ГАЗ-69). Среднее передаточное число рулевого механизма 20,5 и рулевое колесо диаметром 425 мм (от ГАЗ-51) делали управление автомобилем приемлемым даже на тяжёлом бездорожье.

Приборы системы электрооборудования напряжением 12 В также были заимствованы у грузовых автомобилей ГАЗа. В качестве дополнительного оборудования предусмотрели предпусковой ламповый термосифонный подогреватель двигателя (как впоследствии выяснилось недостаточно эффективный) и малогабаритную лебёдку самовытаскивания (по типу бронетранспортёра БТР-40) с приводом от коробки отбора мощности, смонтированной на правом лючке КПП.

Первый опытный образец ГАЗ-62 покинул экспериментальный цех 3 октября 1952 года. Затем в течение 1953-1954 годов были построены ещё четыре машины, которые несколько отличались тормозами, шинами, дифференциалами ведущих мостов, лебёдками, кузовами и др. Зимой 1952/53 года ГАЗ-62 прошёл интенсивные заводские испытания в объёме порядка 15000 км (в т.ч. и в сравнении с американским «Додж — три четверти»), где показал удовлетворительные в целом показатели проходимости и надёжности. Позже опытные образцы ГАЗ-62 прошли (с положительной оценкой) армейские полигонные испытания, в т.ч. и в качестве тягача противотанковых пушек, где тоже доказали соответствие заданным ТТТ.

С момента постройки первого образца ГАЗ-62 в КЭО не прекращалась работа по совершенствованию его конструкции. Были внедрены межколёсные дифференциалы повышенного трения кулачкового типа (это новшество с успехом применялась и на последующих конструкциях ГАЗа). Другим, не менее важным приоритетным внедрением явилось применение колёсных тормозных механизмов в герметичном исполнении (в дальнейшем использовались на специальных плавающих армейских машинах: БТР-60П, БТР-70, БТР-80, БРДМ-2).

Несмотря на успешные государственные межведомственные испытания, результатом которых стало заключение комиссии о целесообразности принятия ГАЗ-62 в серийное производство, появилось мнение, что машина не очень удачная — имеет излишние размеры и собственную массу, а отсюда неважную динамику и экономичность, её транспортные функции с успехом могут выполнить находящиеся на вооружении ГАЗ-69 и ГАЗ-63.


GAZ-62B (8x8) truck, 1956 (87 Kb) 
ГАЗ-62Б
Весной 1956 года в экспериментальном цехе ГАЗа был построен опытный макетный образец ГАЗ-62Б (8х8) с целью поиска схем трансмиссии, независимой подвески, нецентральных колёсных редукторов и герметичных тормозов для предполагавшегося в будущем вездехода 8х8. Ведущий конструктор — В.Н. Кузовкин, участвовали конструкторы-агрегатчики Р.Г. Заворотный, И.В. Ирхин, Е.В. Ольхов, Б.Н. Панкратов и др.

ГАЗ-62Б имел грузоподъёмность 1200 кг, его полная масса с грузом составляла 4167 кг. Колёсная база — 3450 мм, колея всех колёс — 1668 мм, клиренс — 425 мм. Поворот автомобиля осуществлялся за счёт четырёх колёс передней тележки с базой 1200 мм. С двигателем ГАЗ-12 (94,5 л.с.) машина развивала максимальную скорость 80,2 км/ч. От автомобиля ГАЗ-62 образца 1952 года были использованы раздаточная коробка, шины 10,00-16", ветровое стекло, элементы передних крыльев, капота и облицовки радиатора, а также инновационные кулачковые дифференциалы повышенного трения в главных передачах и герметичные тормоза. Шины имели регулируемое давление.

Применённая на ГАЗ-62Б кинематическая схема трансмиссии (с одной раздаточной коробкой и проходными главными передачами 2-го и 3-го мостов с одинарными коническими парами) не оправдала себя и больше не использовалась. Позже были построены два плавающих варианта машины — ГАЗ-62П с водоизмещающим корпусом и приводом на винт, которые были спроектированы и изготовлены на сормовских заводах №21 и №112. Один из экземпляров ГАЗ-62П в дальнейшем оказался на «Мосфильме», а ГАЗ-62Б после проведения испытаний на полигоне в Бронницах, остался в их замечательном музее, вместе с которым и был ликвидирован в 1967 году.

продолжение следует…

 Характеристики ГАЗ-62
(1952 г.)
ГАЗ-62
(1959 г.)
Колесная формула 4x4
Число мест 2+9 2+10
Длина, мм 4725 4850
Ширина, мм 2000 2100
Высота по тенту, мм 2165* 2325
База, мм 2850 2700
Колея передних/задних колес, мм 1664/1634 1700/1680
Дорожный просвет, мм 275 н/д
Минимальный радиус поворота, м 8,0 н/д
Снаряженная масса, кг 2360 2570**
Грузоподъемность, кг 1000 1100
Масса буксируемого прицепа/полуприцепа, кг 1000 1200
Двигатель (тип) ГАЗ-51 (К, I6) ГАЗ-52Ф (К, I6)
Рабочий обьем, см³ 3485
Мощность двигателя, л.с. при (об/мин) 70 (2800) 85 (3000)
Максимальная скорость, км/ч 85 80
Контрольный расход топлива, л/100 км 20 16
Запас топлива, л 100 105
Проходимость
- подъем
- брод

33°
0,8 м

32°***
0,8 м
 н/д — нет данных
 * минимальная — 1470 мм
 ** для ГАЗ-62А — 2695 кг
 *** с прицепом — 22°

GAZ-62 truck, 1952 (149 Kb) 149 Кб Заводской компоновочный чертёж ГАЗ-62, 1952 г.
Чертёж: 8, 5
The first prototype of GAZ-62 truck, 1952 (120 Kb) 120 Кб Первый экземпляр автомобиля ГАЗ-62, декабрь 1952 г.
Фото Н. Добровольского, 8, 5
GAZ-62 truck, 1958 (137 Kb) 137 Кб ГАЗ-62 на испытаниях.
Фото: 1, Военные автомобили СССР
GAZ-62 (4x4) truck, 1954 (248 Kb) 248 Кб Установка герметичных тормозных механизмов потребовала изменить конструкцию колёс в целом. Вариант ГАЗ-62 без лебёдки, 1954 г.
Фото Н. Добровольского, autowp.ru, 5
GAZ-62 truck, 1955 (174 Kb) 174 Кб Образец ГАЗ-62А в позднем исполнении: с бездисковыми герметичными колёсными тормозами и шинами И-167, 1955 г.
Фото: 8, 5
GAZ-62A (4x4) truck, 1956 (105 Kb) 105 Кб В 1956 году двухосный вездеход ГАЗ-62А с лебедкой и герметичными тормозами демонстрировался в павильоне «Машиностроение» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ).
Фото: 9e-maya.ru
GAZ-62A (4x4) truck, 1956 (29 Kb) 29 Кб ГАЗ-62А на ВСХВ, 1956 г.
Фото: 8, 5
GAZ-62 truck, 1958 (159 Kb) 159 Кб ГАЗ-62.
Фото: 1
GAZ-62 truck (256 Kb) 256 Кб ГАЗ-62 на испытаниях.
Фото: 8
GAZ-62B (8x8) truck, 1956 (87 Kb) 256 Кб Опытный макетный образец ГАЗ-62Б (8х8), 1956 г.
Фото: «Автомобильный моделизм» №3, 2006 г.

GAZ-62 truck, 1959 (25 Kb) 25 Кб
Movie about GAZ-62 truck, 1959 (1,9 Mb!)
1,9 Мб!
Опытный образец ГАЗ-62 образца 1959 года.
Фото: 4
GAZ-62 truck, 1959 (90 Kb) 90 Кб ГАЗ-62 на сравнительных испытяниях с ГАЗ-63 и UNIMOGом.
Фото: 1, 4
GAZ-62A truck, 1959 (148 Kb) 148 Кб Серийный ГАЗ-62А образца 1959 года.
Фото: 1, Е.Д. Кочнев, «Энциклопедия военных автомобилей», 2008 г.
GAZ-62A truck, 1959 (167 Kb) 167 Кб Серийный ГАЗ-62А образца 1959 года.
Фото: Альбом «УКЭР ГАЗ 75 лет», 2004 г.
GAZ-62 truck, 1959 (136 Kb) 136 Кб Для транспортировки средствами ВТА высота ГАЗ-62 уменьшалась складыванием тента кабины и кузова.
Фото: 1
GAZ-62A truck, 1959 (54 Kb) 54 Кб Безкапотный ГАЗ-62А в «гражданской» окраске.
Фото: 4

Источники:
1. Вячеслав Мамедов. «И трое канули в Лету...». VoenAvto - Exotica из «Club 4x4» №8, 2002 г.
2. Л. Шугуров, История автомобиля в России
3. АВТОМОБИЛЬНЫЙ НИЖНИЙ
4. ГАЗ-62 - СовАвто каталог
5. Михаил Соколов/Андрей Колеватов, «Советский "Хаммер"». «Коммерческий Транспорт» №№1,2, 2010 г.
6.
7. Вячеслав Мамедов, «"Несчастливый" индекс (ГАЗ-62)». «Грузовик Пресс» №6, 2004 г.
8. Андрей Колеватов, «Предшественники ГАЗ-66». «Автомобильный моделизм» №№3-6, 2009 г.





 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


Loading...
© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх