GAZ-3301 (4x4) army truck (123 Kb) ГАЗ-3301
АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
 
GAZ-3301 army truck
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В восьмидесятых годах, в самый разгар «холодной войны» автомобильные заводы Советского Союза получили задание разработать армейские автомобили, способные противостоять ударной волне ядерного взрыва. Среди прочих, силами управления конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) Горьковского автозавода был создан автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3301, который в начале девяностых должен был сменить на конвейере легендарную «шишигу» — ГАЗ-66.

ГАЗ-3301 отличала радикально измененная, более комфортабельная и эргономичная кабина с «рациональными углами наклона» панелей. Этим была предусмотрена установка бронелистов для защиты экипажа и выполнен ряд других армейских требований.

Под кабиной появился газовский 6-цилиндровый рядный дизель воздушного охлаждения, благодаря которому грузоподъемность повышалась до 2,5 т; мосты — усиленнные, рама — более мощная. На смену гидроприводу тормозов пришла пневмогидравлическая система. Кроме того, в новой модели были устранены многие недостатки, выявленные за долгую жизнь серийного ГАЗ-66.

Армейский автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-3301 успешно прошел приёмочные испытания — но денег на его производство не нашлось. К тому же опыт, полученный в Афганистане, показал преимущество классической компоновки, которая обеспечивала более высокую живучесть и лучшую противоминную защиту. Так и не запущенный в серийное производство, ГАЗ-3301 был снят с вооружения Постановлением Правительства РФ №1091 от 11 сентября 1998 года в «связи с прекращением производства и отсутствием на вооружении и хранении Вооруженных Сил», а на смену ГАЗ-66 пришёл ГАЗ-3308 «Садко», имеющий «капотную» компоновку.

Один из сохранившихся образцов ГАЗ-3301 был передан в состав экспозиции Рязанского музея ВАТ. Согласно легенде, этот автомобиль в числе разработок других автозаводов проходил проверку в условиях ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

 Характеристики ГАЗ-3301
Колёсная формула 4x4
Длина, мм 6030
Ширина, мм 2380
Высота по кабине (по тенту), мм 2610(2830)
База, мм 3300
Дорожный просвет, мм 335
Масса в снаряженном состоянии, кг 4400
Масса перевозимого груза, кг 2500
Масса буксируемого прицепа, кг 2500
Полная масса автомобиля, кг 7410 (7590 с лебёдкой)
Двигатель (тип) ГАЗ-542.10 (Р-6, дизель воздушного охлаждения)
Рабочий объём, л 6,23
Мощность двигателя, кВт (л.с.)/об/мин 92(125) / 2800
Крутящий момент, Н·м (кгс·м)/об/мин 363(37) / 1600…1800
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т) 13,3(18,1)
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч 90 (80 для автопоезда)
Контрольный расход топлива, л/100 км 16
Запас хода, км 1300
Преодоление водных преград вброд, м 1,2
Авиатранспортабельность Ан-12, Ан-22, Ил-76
[an error occurred while processing this directive]


GAZ-3301 (4x4) truck prototype (66 Kb) 66 Кб Прототип вездехода ГАЗ-3301 (4x4) с дизелем воздушного охлаждения.
Фото: «За рулем» №6, 1993 г.
GAZ-3301 (4x4) truck prototype (53 Kb) 53 Кб Прототип вездехода ГАЗ-3301 (4x4).
Фото: Олег Чалков, Александр Новиков, «ГАЗ-66 - 33 года без выходных». Журнал «АВТОТРАК» №5, 2003 г.
GAZ-3301 (4x4) truck prototype (101 Kb) 101 Кб Прототип вездехода ГАЗ-3301 (4x4).
Фото: Е.Д. Кочнев, «Энциклопедия военных автомобилей. 1769-2006»
GAZ-3301 (4x4) truck prototype (127 Kb) 127 Кб Прототип вездехода ГАЗ-3301 (4x4), 1990 г.
Фото: 4
GAZ-3301 (4x4) truck prototype (123 Kb) 123 Кб Автомобиль ГАЗ-3301 в Рязанском музее ВАТ.
Фото: 1, 2
GAZ-3301 (4x4) truck prototype, 2005 (35 Kb) 35 Кб Автомобиль ГАЗ-3301 в боксе, расположенном на территории полигона ГАЗа в Березовой пойме, 2005 г.
Фото: 3
KI-113 tyre (42 Kb) 42 Кб Предполагалось, что серийные ГАЗ-3301 будут оснащаться шинами КИ-113 размерностью 12,00-20" (320×508), как и автомобили ЗиЛ-4327.
Фото: koleso.auto.ru

Источники:
1. Автомобильный сайт Владимира Тюбина
2. Е.Д. Кочнев, «Энциклопедия военных автомобилей», 2008 г.
3. Геннадий Борисов/Федор Лапшин, «Валдай: очная ставка». «Грузовики и автобусы» №2, 2005 г.
4. autowp.ru
5. Правотека.ру






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»