:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










BAZ-930 (8x8) truck prototype (90 Kb) БАЗ-930
ОПЫТНОЕ КОЛЁСНОЕ ШАССИ
 
BAZ-930 truck prototype
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Первой самостоятельной разработкой СКБ БАЗа стало СКШ БАЗ-930 грузоподъёмностью 10 т, предназначенное для монтажа на нём агрегатов ТРК типа «Луна». Прототипом этой машины послужил переданный в Брянск с ЗиЛа один из образцов опытного вездехода ЗиЛ-134.

Проектирование «изделия 930» началось в июне 1960 года, когда главным конструктором завода был назначен Р.А. Розов. Темпы работ были очень высокими. Единственный экземпляр шасси был изготовлен к началу июля 1961 года.

 ZiL-134 (8x8) truck scheme (75 Kb)
Трансмиссия ЗиЛ-134
Четырехосный полноприводный автомобиль БАЗ-930 с мостовой схемой трансмиссии получил два карбюраторных бензиновых двигателя ЗиЛ-375 мощностью по 180 л.с. и гидромеханическую коробку передач ГМК-НАМИ-020, первоначально созданную для автомобиля НАМИ-020. Рама на БАЗ-930 была сварной, лонжеронного типа, подвеска — независимая торсионная с качающимися рычагами. Шины — широкопрофильные, размером 1200×500—508. Вместительную кабину (изначально, машина проектировалась с двумя раздельными кабинами), мотоотсек и ряд других деталей шасси изготовили из стеклопластика.

Сразу по окончании сборки автомобиль БАЗ-930 был отправлен в 21 НИИИ (образован в 1959 году), откуда 14 июля 1961 года его перегнали в Москву для показа заместителю министра обороны СССР, Главнокомандующему сухопутными войсками маршалу В.И. Чуйкову. Вот что вспоминает об этом событии военный водитель-испытатель М.А. Хохлов: «Не раз подводила нас недоработанная техника. Однажды меня послали в Министерство обороны на показ нового четырехосного автомобиля БАЗ-930. Пока ехали из Бронниц до Москвы, оторвались два колеса. Доехали без них. А на месте показа приваривали кронштейны крепления этих колес…»

Цель показа, в котором кроме БАЗ-930 примали участие автомобили ЗиЛ-135Е, ЗиЛ-135Л, ЗиЛ-135К и бронницкий И-210, состояла в том, чтобы определить, какой из автомобилей совместно с ЗиЛ-135К надлежало серийно выпускать на Брянском автомобильном заводе: московский ЗиЛ-135Л, БАЗ-930 или седельный тягач И-210 с активным полуприцепом. По результатам общего осмотра опытных автомобилей было решено завершить их доводку и провести заводские, а затем сравнительные военные испытания.

Сравнительные испытания состоялись 19 октября 1961 года на полигоне 21 НИИИ. По сравнению с ЗиЛ-135Л, главным конкурентом и победителем испытаний, БАЗ-930 был тяжелее (по снаряженной массе — на 1160 кг) и обладал менее высокими параметрами проходимости. В ходе испытаний на нём вновь обнаружилось множество недоработок и дефектов, а самым ненадежным агрегатом оказалась откровенно сырая и ненадежная коробка передач НАМИ.

Тем не менее, специально для БАЗ-930 в ОКБ завода «Баррикады» под руководством главного конструктора Г.И. Сергеева была разработана пусковая установка Бр-231Б комплекса «Луна-М» (постановление №247-104 СМ СССР о создании комплекса вышло 16 марта 1961 года).

В следующий раз БАЗ-930 принял участие в сравнительных испытаниях летом 1963 года. Теперь его конкурентом выступал ЗиЛ-135ЛМ с механическими коробками передач и новый бронницкий четырехосный И-21-15. По проходимости ЗиЛ-135ЛМ показал себя значительно лучше, чем брянский внедорожник: сказалось отсутствие блокировки дифференциалов в мостах БАЗ-930. По надежности ЗиЛ-135ЛМ превосходил БАЗ-930 (во многом из-за поломок гидромеханической коробки передач ГМК-НАМИ-020) и И-21-15 (ненадежно работал новый дизельный двигатель Н.Р. Брилинга). В то же время на ЗиЛ-135ЛМ и БАЗ-930 отмечались поломки шарниров типа «Рцеппа».

12 октября 1963 года состоялся техсовет ГКОТ по результатам испытаний ЗиЛ-135ЛМ и БАЗ-930. После жарких споров к производству в Брянске был рекомендован ЗиЛ-135ЛМ.

Конструкция БАЗ-930 оказалась не слишком удачной, но благодаря этой работе на БАЗе впервые в стране удалось наладить массовый выпуск сложных шариковых карданных шарниров типа «Рцеппа», применявшихся в приводе управляемых колёс.

В 1964 году, наряду с постройкой экспериментальных шасси по теме «135МБ», был изготовлен один образец шасси БАЗ-930М (заводское обозначение «изделие 930М», в некоторых источниках упоминается под названием БАЗ-932, но официально этот индекс не присваивался). Оно отличалось применением усиленной рамы и независимой гидропневматической подвеской колёс.


BAZ-930 (8x8) truck prototype (90 Kb) 90 Кб Опытный грузовой автомобиль БАЗ-930 (8x8).
Фото: Владимир Чехута, "50 лет «БАЗу»: Бойцы из брянских лесов". «Комерческие Автомобили» №8, 2008 г., 1, 2
BAZ-930 (8x8) truck prototype (864 Kb) 864 Кб Опытный грузовой автомобиль БАЗ-930 (8x8).
Фото: 1

Источники:
1. «БАЗ — 50 лет. Этапы большого пути». Под общей ред. B.C. Ячменева. – М.: «Типография «Новости», 2008 г.
2. Кочнев Е.Д. Секретные автомобили Советской Армии. М.: Яуза, Эксмо, 2011





 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх