|
БАЗ-6402 «Вощина-1» СЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ
BAZ-6402 «Voschina-1» prime mover
|
|
Седельный тягач БАЗ-6402 с колёсной формулой 6х6, который входит в состав унифицированного
семейства автомобилей двойного назначения «Вощина-1», начал
разрабатываться в НТЦ Брянского автозавода еще в 1996 году, а первый
его опытный образец появился уже в следующем году.
На этом образце, в отличие от всех остальных машин семейства, установили оригинальную раму с
лонжеронами Z-образного листового профиля толщиной 10 миллиметров, без традиционных поперечин.
Поперечины рамы, кроме первой и последней, были выполнены из труб, к которым приваривались литые
кронштейны. Крепление поперечин осуществлялось болтовыми соединениями.
В процессе проведения предварительных (заводских) испытаний (пробег 5000 километров) были
обнаружены трещины на кронштейнах поперечин. При подготовке седельного тягача к приёмочным
испытаниям, усилили конструкцию кронштейнов поперечин, что обеспечило работоспособность рамы.
Однако в дальнейшем такая конструкция на шасси и тягачах семейства не применялась. После
доработок первый опытный образец БАЗ-6402 был направлен на государственные испытания в 21-й
НИИИ МО РФ.
Второй опытный образец БАЗ-6402 был изготовлен в 2000 году. В него были внесены изменения
по результатам испытаний первого опытного образца и учтены появившиеся к тому времени дополнения
к ТТЗ на опытно-конструкторские работы. Тягач был направлен в то же 21-й НИИИ, где прошёл
специализированные испытания по определению возможности использования в составе
ЗРС семейства С-300П.
Как и первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402, второй опытный образец был изготовлен
в одном экземпляре.
По требованиям ПВО ВВС и ГАБТУ МО РФ для включения седельного тягача БАЗ-6402 в составе
ТПУ и ТМ
ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит»
вместо тягача КрАЗ без доработок оборудования, установленного на
полуприцепе ТПУ, совместно с ОАО "Автодизель" и Тутаевским моторным заводом (ТМЗ)
были проведены мероприятия по разработке и освоению серийного производства новой модификации
коробки передач ЯМЗ-2394 с несоосным выходным фланцем, что позволило опустить раздаточную коробку
и исключить возможность вредного контакта полуприцепа с раздаточной коробкой при максимальных
углах складывания.
БАЗ-6402 прошёл приёмочные испытания, был принят на снабжение ВС РФ в 2003 году, и с того же
года начато его серийное производство. При этом полная масса допустимая полная масса
буксируемого полуприцепа по всем видам дорог и местности выросла до 32,7 т.
Седельные тягачи БАЗ-6402 применяются в составе ЗРС,
например, под монтаж пусковых установок и транспортных машин ЗРС С-300 и
С-400 «Триумф». Ведутся работы
по включению тягачей в состав других комплексов вооружения.
На тягачах установлен многотопливный двигатель Ярославского моторного завода (ЯМЗ).
Трансмиссия механическая с девятиступенчатой КПП
типа ЯМЗ-2394 или ЯМЗ-2395, с мостовой схемой раздачи мощности по колёсам. Рама —
лестничного типа, лонжеронная, с лонжеронами Z-образного типа, сварная. Кабина —
каркасно-панельная металлическая, закрытого типа, с двумя дверями для посадки экипажа и
командирским люком.
Полный привод трёх мостов, межосевые и межколёсные дифференциалы с механизмами
принудительной блокировки (соответствующие выключатели вынесены на приборную панель),
шины с регулируемым давлением воздуха — всё это позволяет обладать седельному
тягачу БАЗ-6402 высокой проходимостью и способностью передвигаться по дорогам всех
категорий и бездорожью. Подвеска для колёс первой оси независимая, торсионная, для
второй и третьей осей — комбинированная, независимая, одноторсионная для нижних
рычагов и балансирно-рессорная для верхних рычагов, без амортизаторов.
Тягач БАЗ-6402 рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -50 до +50°С,
относительной влажности до 98% при 25°С, запыленности воздуха до 2,0 г/м, в районах, расположенных
на высоте до 4500 метров и при преодолении горных перевалов до 4650 метров над уровнем моря.
Машина приспособлена для перевозки транспортными самолетами
Ан-22, Ан-124,
Ил-76. Дополнительное оборудование тягача всех
комплектаций включает комплект специальной обработки БКСО, светозащитные шторы окон кабины,
ФВУ ФВУА-100А-24.
9 мая 2009 года четыре буксируемые ТПУ
ЗРС С-400 «Триумф»
на шасси БАЗ-6402-015 приняли участие в военном параде в честь Дня победы. 23 августа
2009 года тягач был представлен на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2009,
который проходил в подмосковном Жуковском.
Характеристики |
БАЗ-64022* |
Колёсная формула |
6×6 |
Количество мест в кабине |
3 |
Длина, мм |
9103 |
Ширина, мм |
2750 |
Высота, мм |
3088 |
Дорожный просвет, мм |
485 |
Радиус поворота, м |
13,0 |
Снаряженная масса, т |
15,4 |
Нагрузка на ССУ, т |
12,5 (11,5**) |
Масса буксируемого полуприцепа, т |
29,5 (28,0**) |
Полная масса автопоезда, т |
45,0 |
Двигатель (тип) |
ЯМЗ-8424.10 (Д, V12) |
Мощность двигателя, кВт/л.с. |
294/400 |
Максимальная скорость, км/ч |
80*** |
Преодолеваемый подъём, град |
30 |
Преодолеваемый брод, м |
1,4 |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км |
1000*** |
* данные по конструкторской документации на не изготавливавшийся гражданский вариант БАЗ-64022 ** для первого опытного образца БАЗ-6402 *** для одиночного тягача |
|