:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










Брянский автомобильный завод (БАЗ)
с 1958 г. - Брянский автомобильный завод (БАЗ)
с 1972 г. - Брянское объединение по производству автомобилей (ПО «АвтоБАЗ»)
с 1998 г. - ОАО «Брянский завод колесных тягачей»
(дочернее предприятие ЗАО «Брянский автомобильный завод»)
с 2005 г. - ООО «Брянский автомобильный завод»
с 2008 г. - ЗАО «Брянский автомобильный завод»

Датой рождения Брянского автозавода (БАЗ) является 4 июня 1958 года. Именно тогда на базе тракторного производства Бежицкого сталелитейного завода (БСЗ) было создано современное инструментальное производство, во многом обеспечившее поступательное развитие предприятия в будущем. Первоначально завод (п/я Р-6753) являлся филиалом московского предприятия ЗиЛ, но уже со следующего года фактически превратился в его отделение по выпуску специальной военной автомобильной техники.

В 1958 году на Брянском автозаводе был организован Отдел главного конструктора (ОГК), в структуре которого в следующем году появилось СКБ, ориентированное на разработку специальной автомобильной техники. В 1960 году оно было усилено опытными конструкторами и пополнено молодыми специалистами. Из МВТУ им. Баумана на завод пришли А.С. Алейников, С.Н. Чекалов, из Горьковского политехнического института — Н.П. Алексеев, А.С. Аполлов, В.Б. Вьюшкин, В.М. Панфилов, Я.Л. Фандеев, М.В. Гуляева, В.Н. Гуляев, С.П. Лагерева, В.Р. Ривин, Л.Б. Лоновенко и др., всего 25 человек, с УАЗа — В.Т. Авершин, И.В. Гринченко, В.С Извозчиков, с ГАЗа — И.Л. Юрин (впоследствии главный конструктор БАЗа, лауреат государственной премии), В.В. Лазарев, Д.С. Канышев, В.А. Бикулич.

Среди горьковчан был и Р.А. Розов, руководивший до этого группой СКБ Горьковского автозавода и возглавивший брянское СКБ в июне 1960 года. С этого времени начинаются интенсивные работы над созданием первых автомобилей собственной конструкции — БАЗ-930 и БАЗ-931.

Первыми изделиями военно-технического назначения, которые предстояло освоить заводу, стали бронетранспортёр БТР-152В1 и большой плавающий автомобиль БАВ-485 (ЗиЛ-485А) разработанные в интересах ВС СССР в СКБ ЗиЛ, которым руководил В.А. Грачёв. В конструкции обеих машин широко использовались узлы и агрегаты трёхосного полноприводного грузовика ЗиЛ-157.

Свою роль в формировании и укреплении проектно-технологического потенциала сыграло и то обстоятельство, что в год своего основания на БАЗе по чертежам Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) был создан трактор промышленного назначения Т-140, а в 1961 году на его базе разработали более совершенный образец Т-180 с гидроприводом навесного оборудования, способный выполнять различные работы на скальном грунте в самых суровых климатических условиях. Несколько позднее начался выпуск гусеничного трубоукладчика Д-804.

Бульдозеры на базе Т-180 шли на экспорт — они строили Асуанскую плотину в Египте, трудились на Кубе и в Афганистане, прокладывали новые дороги в Чехословакии, Болгарии и Греции. Выпуск тракторов различных модификаций достигал 1400 штук в год.

В первой половине 60-х годов предприятие получает важное государственное задание — освоить производство специальной колесной техники, предназначенной для размещения новейших ракетных вооружений, созданных в СССР. Разработка, изготовление опытных образцов и всесторонние испытания были проведены на ЗИЛе в СКБ.

В короткие сроки специалисты завода разработали, испытали и освоили серийном производстве шасси ЗиЛ-135К (1962), ЗиЛ-135Л (1963), ЗиЛ-135ЛМ (1965), БАЗ-135МБ (1966), БАЗ-6950 (1980), а также плавающие шасси БАЗ-5937 (1972), БАЗ-5938, БАЗ-5939, БАЗ-5921 (1974), БАЗ-5922 и БАЗ-6944 (1980). В соответствии с Постановлением правительства в кратчайшие сроки были возведены три производственных корпуса общей площадью 110 000 м², в которых смонтировали более 1500 единиц технологического оборудования, в том числе обрабатывающие центры и станки с ЧПУ. Выпуск шасси и тягачей достигал 850-900 штук в год.

Созданные шасси нашли применение главным образом в вооруженных силах — на них были смонтированы тактические ракетные комплексы «Луна», «Точка» и «Ока», противокорабельный ракетный комплекс «Редут», зенитно-ракетный комплекс «Оса», реактивная система залпового огня «Ураган», а также радиолокационные комплексы, командные пункты, пусковые установки и транспортные машины комплексов ПВО.

В 1967 году в Брянске наладили массовое производство узлов для армейского грузовика ЗиЛ-131. Среди них — ведущие мосты, раздаточные коробки, лебёдки, реактивные штанги подвески и т.д. Здесь впервые среди промышленных предприятий области было внедрено более двух десятков автоматических линий, а также термический и цех гальванопокрытий.

В 1972 году было освоено изготовление автопоезда ЗиЛ-137 с активным полуприцепом, оснащённым годронасосом и гидромотором.

После подписания Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности Министерство обороны прекратило закупку шасси и тягачей Брянского автомобильного завода. Одновременно были значительно сокращены поставки автомобилей ЗиЛ-131 в войска. Всё это привело практически к остановке завода, так как 90% выпускаемой продукции поставлялось по заказам Министерства обороны. К примеру, к середине 80-х годов, годовой выпуск комплектов для ЗиЛ-131 был доведен до 55 000 (один комплект — это передний и два задних моста, раздаточная коробка, балансирные подвески и лебёдка).

К концу 1980-х годов на Брянском автомобильном заводе в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1983 года было решено развернуть выпуск до 165 000 малолитражных дизелей в год, которые предполагалось устанавливать на перспективные легкие грузовички (их производство в количестве 30 000 в год собирались организовать в Кировабаде), а также на УАЗы, «Волги», «Рафики» и автопогрузчики. Полуторку для Кировабадского автозавода в Азербайджане (КиАЗ), строительство которого началось в 1985 году, разрабатывали НАМИ, ПО «АвтоУАЗ» и английская инжиниринговая компания IAD (International Automotive Design).

В 1989 году от изготовления автомобилей в Кировабаде отказались, решив перенести его на Брянский автозавод, высвобождаемые в результате конверсии площади которого позволяли наладить выпуск малотоннажников в количестве до 40 000 в год, причём четверть из них должны были отправляться на экспорт. В 1990 году с этой целью на предприятии начали строить прессовый корпус, а также переоснащать корпуса механообработки и окончательной сборки, организовали слесарно-прессовый и сварочный участки для изготовления деталей кузовов. В декабре того же года был сделан первый образец автофургона, но незадолго до этого по экономическим причинам IAD свое сотрудничество с БАЗом свернула, а завод стал создавать мощности для производства полуторок по упрощенной технологии.

В результате в 1994 году Брянский автозавод получил в свое распоряжение производство, способное выпускать до 2000 фургончиков в год. Естественно, при столь небольшом тираже и использовании обходных технологий эти автомобили оказались неконкурентоспособны. До 1996 года было изготовлено 157 развозных фургонов БАЗ-3782/3783, после чего программа была полностью свернута. К этому времени завод, на котором трудилось около 18 000 человек, практически был остановлен.

В самую трудную пору, в 1994–1995 годах, когда предприятие многие уже списали со счетов, его специалисты разработали и приступили к изготовлению опытных образцов новейшего поколения внедорожных автомобилей семейства «Вощина-1», принятого на вооружение в середине 2000 годов и имеющего уникальные особенности.

Василий Ячеменев*: «В те годы руководство БАЗа (тогда он назывался БЗКТ) создало московскую дирекцию, которой предстояло решить, казалось бы, непосильную задачу: вдохнуть новую жизнь в завод, находящийся в практически безнадежном положении. Я хорошо помню то время — во второй половине 90-х вместе с генеральным директором завода Виктором Ивановичем Гроссом мы написали целую кипу всевозможных писем и предложений в различные военные и гражданские ведомства вплоть до Президента России. Предложения сводились к одному — сохранить единственный в России завод по производству высокопроходимых специальных шасси и тягачей большой грузоподъемности…»

* Василий Ячеменев — в 2008 году директор департамента военной и специальной техники «Независимой ассоциаций машиностроителей» (НАМС) — коммерческого объединения ООО «БАЗ», ОАО «Автокран» и ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН».

Постановлением от 20 февраля 2006 года авторский коллектив ООО «Брянский автомобильный завод» был награжден премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку и освоение производства техники «двойного назначения» — шасси и тягачей, которые могут быть использованы как для военных, так и для гражданских нужд.

Если в 2001–2002 годах завод не произвел ни одного автомобиля, то в 2006 году только в интересах вооруженных сил изготовил их более сотни, не считая крановых шасси и автомобилей для нефтегазодобывающей отрасли; в 2006 году последним было поставлено 13 машин, в 2007 году — 24 машины, в 2008 — не менее 30. По итогам 2007 года в Брянске выпустили 350 различных шасси и тягачей (из них 230 трёхосных БАЗ-8029 с кабиной, передним бампером, мостами, двигателем и трансмиссией Камского автозавода, разработанных специально под монтаж изготавливаемых в Иваново 25-тонных крановых установок), 2008 года — около 670.

На начало 2008 года БАЗ серийно изготавливал шасси и тягачи грузоподъёмностью от 13 до 40 т, которые поставлялись для 18 объектов вооружения. Велись работы по применению шасси и тягачей БАЗ еще для 12 новейших комплексов вооружения.

В настоящее время единственным потребителем шасси является ВВС ПВО и ВКО в комплексах С-400, РЭБ «Гамма-С1», «Небо-М». Кроме того, шасси обеспечивают подвижность в перспективных комплексах «Витязь-ПВО» и «Триумфатор-М».

Сейчас в ВС РФ находится более 3000 образцов ВВСТ различных модификаций, смонтированных на шасси БАЗ, в том числе РК «Точка-У», РСЗО «Ураган», ЗРК «Оса», С-400, средства буксировки тяжелой артиллерии «Гиацинт» и др.

Всего за полувековую историю завода серийно изготовлено около 11 000 шасси и тягачей БАЗ, на которых смонтировано свыше 40 образцов вооружений, используемого как в российской армии, так и в армиях более чем 20 иностранных государств.

Несмотря на наличие в типаже ВАТ до 2020 года техники производства БАЗа, указаниями Минобороны России уже в 2013 году предписано при выборе базового шасси под монтаж вооружения руководствоваться принципом: ВВСТ Сухопутных войск (оперативное звено), РВСН, ВВКО, соединения и части материально-технического обеспечения – КамАЗ; Сухопутные войска (тактическое звено), ВМФ и ВВС – автомобили «Урал», что ограничивает использование техники БАЗа.

Павел Гончаров*: «Политический отказ Минобороны от закупок седельных тягачей для транспортирования ВВСТ, отсутствие ОКР в интересах развития семейства БАЗ и директивные указания органам военного управления о выборе шасси под монтаж ВВСТ РВСН, ВВКО, ВВС и т.д. только из автомобилей семейств КамАЗ и «Урал» делают невозможным дальнейшее поступательное развитие предприятия. Из-за данных действий мы перестали видеть свое будущее как исполнителя ГОЗ.»

* Павел Гончаров — председатель совета директоров ЗАО «Брянский автомобильный завод», полковник запаса, служивший на командных, инженерных, научно-исследовательских и руководящих должностях в Главном автобронетанковом управлении Минобороны России.

Источники:
1. Валерий Васильев. К 40-летию Брянского автомобильного завода. Журнал «Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра», январь 1998 г.
2. «БАЗ — 50 лет. Этапы большого пути». Под общей ред. B.C. Ячменева. – М.: «Типография «Новости», 2008 г.
3. Павел Гончаров. Тягачи и толкачи. Газета «Военно-промышленный курьер» №40 (558), 29 октября 2014 г.


  BAZ-135MB (8x8) special wheeled chassis
Специальное колесное шасси БАЗ-135МБ
 
  BAZ-930 (8x8) truck prototype
Опытный грузовой автомобиль БАЗ-930
 
  BAZ-931 (8x8) truck prototype
Опытный грузовой автомобиль БАЗ-931
 
  BAZ-5921 (6x6) special wheeled chassis
Специальное колесное шасси БАЗ-5921
 
  BAZ-5937 (6x6) special wheeled chassis
Специальное колесное шасси БАЗ-5937
 
  BAZ-6944 «Osnova-1» (8x8) special floating wheeled chassis
Специальное колесное шасси БАЗ-6944 «Основа-1»
 
  BAZ-6950 «Osnova-1» (8x8) special wheeled chassis
Специальное колёсное шасси БАЗ-6950 «Основа-1»
 
  BAZ-6953 «Osnova-1» (8x8) multi-objective tractor
Многоцелевой тягач БАЗ-6953 «Основа-1»
 
  «Lavina» (8x8) heavy armoured police truck
Специальный полицейский автомобиль «Лавина»
 
  BAZ-6909 «Voschina-1» (8x8) special wheeled chassis
Специальное колесное шасси БАЗ-6909 «Вощина-1»
 
  BAZ-69092 «Voschina-1» (6x6) special wheeled chassis
Специальное колесное шасси БАЗ-69092 «Вощина-1»
 
  BAZ-6306 «Voschina-1» (8x8) ballast tractor
Балластный тягач
БАЗ-6306
«Вощина-1»
 
  BAZ-6402 «Voschina-1» (6x6) prime mover
Седельный тягач
БАЗ-6402
«Вощина-1»
 
  BAZ-6403 «Voschina-1» (8x8) prime mover
Седельный тягач
БАЗ-6403
«Вощина-1»
 
  BAZ-6910 «Voschina-1» (8x8) special wheeled chassis
Специальное колесное шасси БАЗ-6910 «Вощина-1»
 
  BAZ-6947 «Osnova-1» (6x6) special wheeled chassis
Специальное колесное шасси БАЗ-5947 «Основа-1»
 
  BAZ-69481 (10x10) special wheeled chassis
Специальное колесное шасси БАЗ-69481
 

 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх