:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










T-54 medium tank (12 Kb) Т-54
СРЕДНИЙ ТАНК
 
T-54 medium tank
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Разработка нового среднего танка с усиленными вооружением и бронезащитой взамен Т-34 началась в 1944-м году. Первоначально было решено поместить на Т-34 отлично зарекомендовавшее себя на СУ-100 дальнобойное 100-мм орудие Д-10С в новой башне, и уже в следующем году было изготовлено несколько Т-34-100. На испытаниях выяснилось, что трансмиссия машины оказалась слабой для новой артсистемы, однако опыт, накопленный в ходе создания усиленной «тридцатьчетверки», помог при работе над модернизированным Т-44-100, а также новым Т-54 образца 1946 года («объект 137»), который в Нижнем Тагиле создавало КБ под руководством А.А. Морозова.

Танк, решение о серийном производстве которого было принято в 1946-м году, имеет классическую схему общей компоновки. Экипаж состоит из 4-х человек. Механик-водитель располагается в носовой части, командир - в башне слева от пушки, наводчик - слева от пушки впереди, заряжающий - справа от пушки.

Корпус танка в основном заимствован у Т-44. Поперечное расположение двигателя в кормовой части корпуса позволило за счет сокращения длины МТО увеличить размеры боевого отделения и сместить башню в сторону кормы танка, а люк механика-водителя расположить на подбашенном листе корпуса. Это дало возможность значительно усилить противоснарядную стойкость носовой части корпуса за счет отсутствия люка в верхнем лобовом листе, толщина которого была увеличена до 120 мм при угле наклона 60°.

Вооружение танка состоит из нарезной 100-мм пушки Д-10Т, спаренного с нею 7,62-мм пулемета СГ-43, зенитного 12,7-мм пулемета ДШК (боекомплект 200 патронов) на турели, аналогичной примененной на ИС-3, и двух курсовых СГ-43 (боекомплект 3500 патронов), смонтированных в бронированных коробках на надгусеничных полках и оборудованных дистанционным управлением. Боекомплект пушки составлял 34 выстрела с осколочными и бронебойными снарядами. Бронебойный снаряд на дальности 2000 м пробивал вертикально расположенную броню толщиной 155 мм. Конструкция пушки оказалась настолько удачной, что без особых изменений она свыше 40 лет состояла на вооружении серийных модификаций танков Т-54 и Т-55.

Вертикальная наводка орудия осуществлялась телескопичесим шарнирным прицелом ТШ-20, горизонтальная - электроприводом, управляемыми командиром и наводчиком.

На машине установлены перископические приборы наблюдения МК-4 наводчика и два призменных перископических МК-1К механика-водителя (установлены на крыше корпуса).

Бронезащита - противоснарядная, значительно превосходила бронезащиту средних танков периода 2-й мировой войны и практически сравнялась с бронезащитой тяжелых танков: лоб корпуса - 120 мм, лоб башни - 200 мм.

Силовая установка - V-образный 12-цилиндровый дизель В-54 с жидкостным охлаждением поперечного расположения мощностью 520 л.с. Механическая трансмиссия состоит из входного редуктора (гитары) с принудительной смазкой и стальным картером, многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой КПП с двумя инерционными синхронизаторами, механизма поворота и простых однорядных бортовых редукторов. В качестве механизма поворота используются двухступенчатые планетарные механизмы, обеспечивающие получение двух расчетных радиусов поворота, а также возможность кратковременного увеличения силы тяги при прямолинейном движении без переключения передач за счет одновременного перевода рычагов управления в первое положение.

Танк оборудован индивидуальной торсионной подвеской, в передних и задних узлах которой установлены гидравлические лопастные амортизаторы, предназначенные для гашения колебаний корпуса. Гусеница - мелкозвенчатая, с цевочным зацеплением и развитыми грунтозацепами.

В танке была применена углекислотная полуавтоматическая система ППО, а снаружи кормовой части корпуса устанавливались две дымовых шашки МДШ. В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47.

В таком виде Т-54 выпускался с 1946-го по 1949-й год. Серийное производство было организовано в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске.

На модернизации 1949 года прибегнули к новому способу демонтажа вооружения, применив башню с узкой амбразурой для пушки. Если на первых Т-54 ее снимали с маской, то теперь, приподняв башню сзади, установку выкатывали на корму. Благодаря этому лобовой части башни удалось придать лучшую форму: была уменьшена общая площадь ее поверхности, особенно наиболее мощно бронированной передней части, заман сохранился только в кормовой части башни.

Турель зенитного пулемета была заменена более удобной. Вместо двух пулеметов на гусеничных полках установили один в отделении управления правее места механика-водителя.

Т-54 образца 1951 года получил новую более прочную и технологичную башню без замана. Были введены новый прицел ТШ-2-22 с переменным 3, 5, 7-кратным увеличением и улучшенные уплотнения трущихся частей, подшипников и электроприборов, защищавшие их от пыли.

В силовой установке применили усовершенствованный мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, а также индивидуальный форсуночный подогреватель. Два плоских топливных бака, включенных в общую систему питания горючим, поместили справа и в кормовой части - вместо трех цилиндрических. Гусеница была расширена на 80 мм, благодаря чему уменьшилось удельное давление на грунт. Изменена конструкция гитары. Для сохранения заданной предельной массы для среднего танка толщина верхнего лобового листа корпуса была уменьшена со 120 до 100 мм.

Т-54 поставлялся государствам - членам Варшавского Договора и в некоторые другие государства (всего 39 государств). А в КНР эта машина выпускалась по лицензии. Танкам Т-54 часто находилось боевое применение.


ТО-54. Огнеметный танк ТО-54 был разработан на базе танка Т-54 в 1952 г. КБ во главе с А.А. Морозовым в Харькове и имел обозначение «Объект 481». На вооружение танк был принят в 1954 г.

От базовой машины он отличался установкой автоматического огнемета порохового действия АТО-1 вместо спаренного с пушкой пулемета. Прицельное огнеметание производилось с места с помощью штатного прицела пушки на дальностях до 160 м. В носовой части корпуса вместо боеукладки размещался бак, вмещавший 460 л огнесмеси АП-7 (смесь бензина и керосина с добавкой порошка-загустителя ОП-2 и ксиленола). Она подавалась с помощью сжатого воздуха в АТО-1 и, когда на его поршень давили пороховые газы, образовавшиеся после последовательного подрыва спецпатронов, он выбрасывал огнесмесь, воспламенявшуюся в момент вылета из насадки с помощью системы пиротехнического зажигания. Автоматическая перезарядка позволяла вести огонь со скорострельностью 15-20 выстр./мин. Температура пламени при этом достигала 900-1000°С, а емкость огневыстрела - 20 л. В подбашенном листе над баком с огнесмесью был сделан люк для заправки, а в днище под ним - люк для слива огнесмеси. Боекомплект танка составлял 19 выстрелов к пушке, 20 огневыстрелов к огнемету, 1500 патронов к курсовому пулемету и 200 патронов к зенитному пулемету.

Т-54К. С 1954 года небольшой серией производили командирский Т-54К, имевший в отличие от базового образца две радиостанции, зарядный агрегат, навигационное оборудование и другую аппаратуру, из-за которой пришлось несколько уменьшить боекомплект.

Т-54А. Средний танк Т-54А был разработан в Нижнем Тагиле КБ под руководством Л.Н. Карцева и принят на вооружение в 1955 г. Серийное производство осуществлялось с 1955 г. по 1957 г. в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске.

Впервые в советском танкостроении на серийном танке устанавливалась пушка (Д-10ТГ) со стабилизатором в вертикальной плоскости (СТП-1 «Горизонт») и эжектором для продувки ствола от пороховых газов после выстрела. Эти технические решения послужили началом большой работы конструкторов в этой области и в конце первого послевоенного периода все танки, состоявшие на вооружении Советской Армии, имели двухплоскостной стабилизатор пушки для ведения прицельной стрельбы с ходу и эжектор для снижения загазованности боевого отделения.

В силовой установке появился ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы двигателя.

Для механика-водителя был введен инфракрасный прибор ночного видения ТВН-1, принятый на вооружение в 1951 г. В качестве средств связи использовались радиостанции Р-113 и ТПУ Р-120.

Т-54АК. На базе Т-54А был создан командирский танк Т-54АК, который был принят на вооружение в 1958 г. Он состоял в серийном производстве и отличался от линейного танка установкой дополнительной радиостанции Р-112 у командира машины и зарядного агрегата в отделении управления. Установка курсового пулемета СГМТ была сохранена.

Т-54Б. Средний танк Т-54Б был разработан в Нижнем Тагиле КБ во главе с Л.Н. Карцевым. На вооружение принят приказом Министра обороны СССР от 11.09.1956 г. Серийное производство было организовано с 1957 г. по 1959 г. в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске.

В качестве основного вооружения использовалась пушка Д-10Т2С со стабилизатором СТП-2 «Циклон» в двух плоскостях наведения. В боекомплект пушки, кроме осколочно-фугасных выстрелов, входили выстрелы с бронебойно-подкалиберными и бронебойно-кумулятивными снарядами.

На танке Т-54Б были установлены ночные приборы наблюдения и инфракрасные прицелы. У командира стоял ночной прибор ТКН-1, спаренный с прожектором ОУ-3 на командирской башенке, у механика-водителя - ночной прибор ТВН-2 с подсветкой фарами с ИК-фильтром. Для ведения огня из пушки ночью использовался прицел наводчика ТПН-1-22-11 с прожектором Л-2, смонтированным на орудийной маске.

Был введен вращающийся полик боевого отделения, улучшавший условия работы членов экипажа в башне, новая конструкция механизма поворота башни. Измененилось расположение и форма ящиков ЗИП.

В топливную систему был добавлен третий наружный бак, всвязи с чем, запас возимого топлива возрос до 1212 л, а запас хода танка - до 430 км. На серийном отечественном танке впервые было установлено ОПВТ, состоящим из комплекта для уплотнения МТО, маски пушки и погона башни, водооткачивающего насоса, гирокомпаса и съемных элементов, основными из которых являются воздухозаборная труба, предназначенная для питания воздухом двигателя, и клапанная коробка для выброса отработавших газов в воду. Введение ОПВТ обеспечило возможность форсировать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 700 м. Ограничение времени движения под водой было вызвано опасностью перегрева двигателя, так как при установке ОПВТ герметизировалась крыша МТО.

Часть танков была приспособлена для работы с минными тралами КМТ-4М и КМТ-5М.

Т-54БК. На базе танка Т-54Б с 1954 года производился командирский танк Т-54БК, отличаюшийся от линейного установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112, зарядного агрегата, навигационного оборудования и другой аппаратуры, из-за которой пришлось несколько уменьшить боекомплект. Принят на вооружение в 1958 г.

Т-54М. Средний танк Т-54М являлся модернизированным вариантом танка Т-54. Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 18.03.1977 г. и выпускался заводами капитального ремонта.

Модернизированный танк отличался применением агрегатов, систем и приборов, разработанных для танка Т-55. К ним относились 100-мм нарезная пушка Д-10-Т2С с боекомплектом 43 выстрела, стабилизатор вооружения «Циклон-М», лазерный дальномер КДТ-1, прицел наводчика со стабилизированной линией прицеливания, ночные ИК-приборы командира и наводчика, два пулемета ПКТ с боекомплектом 3500 патронов и зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов.

Кроме того, в танке устанавливался двигатель В-55 или В-55В мощностью 426 кВт (580 л.с.), а также системы ПАЗ, ППО и ТДА. Все танки были приспособлены для навешивания минного трала КМТ-4 или КМТ-6. Боевая масса модернизированной машины возросла до 36,5 т.

С использованием узлов и агрегатов танка Т-54 были разработаны и серийно производились самоходные установки СУ-122 и ЗСУ-57-2, мостоукладчик МТУ, бронетягач БТС-2 и самоходный кран СПК-12Г. Часть танков была приспособлена для навешивания минного каткового трала ПТ-54, танкового бульдозера БТУ, снегоочистителя СТУ и индивидуальных плавсредств ПСТ-54.

«Объект 139». Информация готовится.

 Характеристики Т-54 Т-54А
Боевая масса, т 36,0 36,4
Длина с пушкой, мм 9000
Длина корпуса, мм 6270 6040
Высота по крыше башни, мм 2400
Клиренс, мм 425
Экипаж, чел 4
Пушка 100-мм Д-10Т 100-мм Д-10ТГ
Пулеметы 3х7,62-мм СГ-43 + 12,7-мм ДШК 2х7,62-мм СГМТ + 12,7-мм ДШК
Броневая защита (лоб корпуса/борт/корма/лоб башни/крыша/днище), мм 120/80/45/200/30/20 100/80/45/200/30/20
Двигатель В-54
Мощность двигателя, л.с. (кВт) 520 (382)
Трансмиссия механическая планетарная
Подвеска независимая торсионная
Гусеница, мм 500 580
Максимальная скорость, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 330 440
Глубина преодолеваемой водной
 преграды без/с подготовкой, м
1,4 / -

Early T-54 medium tank (64 Kb) 64 Кб Средний танк Т-54 образца 1946 года.
Фото: ?
Early T-54 medium tank (63 Kb) 63 Кб Средний танк Т-54 образца 1946 года.
Фото: ?
T-54 medium tank (12 Kb) 12 Кб Средний танк Т-54 образца 1947 года в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Фото: 1
T-54 medium tank (15 Kb) 15 Кб Средний танк Т-54 образца 1949 года в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Фото: 1
T-54K medium tank (54 Kb) 54 Кб Средний танк Т-54К.
Фото: 1
T-54A medium tank (15 Kb) 15 Кб Средний танк Т-54А в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Фото: 1
T-54B tank (154 Kb!) 154 Кб! Средний танк Т-54Б в экспозиции Киевского музея Великой отечественной войны. Июнь 2002 г.
Фото: Личный архив А. Белухи
T-54 tanks family scheme (134 Kb!) 134 Кб! Развитие среднего танка Т-54.
Рисунок Михаила Петровского, 2
Chinese Type 59 main battle tank (49 Kb) 49 Кб Китайский основной танк Тип 59 - лицензионная копия Т-54.
Фото: ?
Chinese Type 69 main battle tank (39 Kb) 39 Кб Китайский основной танк Тип 69 - дальнейшее развитие Тип 59.
Фото: ?
Chinese Type 69II main battle tank (58 Kb) 58 Кб Китайский основной танк Тип 69II.
Фото: ?

Источники:
1. БРОНЯ. Обзор отечественной бронетанковой техники
2. «Техника молодежи» №№2, 10 1990 г., Историческая серия, Сергей Грянкин, Т-54
3. Вознюк В.С., Шапов П.Н. Бронетанковая техника.- М.: ДОСААФ, 1987.





 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх