конверсионная техника, спецтехника, дорожно-строительная, тракторная, лесовозная, новая с хранения или восстановленная
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net & legion.r1a.ru)
отечественное оружие и его
создатели после WWII










T-10A heavy tank (11 Kb) Т-10
ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК
 
T-10 heavy tank
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новый тяжелый танк. Основным требованием являлось ограничение боевой массы машины — не более 50 тонн. Танк создавался с 1949 года в КБ под руководством Ж.Я. Котина при тесном сотрудничестве Ленинградского Кировского (ЛКЗ) и Челябинского Кировского заводов (ЧКЗ) на основе опыта, накопленного при конструировании танков ИС-3, ИС-4 и ИС-7.

Сперва построили деревянный макет танка ИС-8 («Объект 730») в натуральную величину, а затем началось изготовление его первого прототипа. После заводских испытаний было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Весной 1950 года в Кубинке состоялись госиспытания. По их результатам Госкомиссия рекомендовала начать серийное производство танка ИС-8, но с доработками.

Объем доработок оказался столь велик, что проект менялся несколько раз, в результате чего танк сменил название на ИС-9, а затем и ИС-10. В марте 1953 года умер И.В. Сталин и приказом Министра обороны СССР от 15 декабря 1953 года танк ИС-10 был принят на вооружение под наименованием Т-10.

Серийное производство Т-10 началось в 1954 году в Челябинске и продолжалось до 1957 года. Всего же по 1965 год включительно было выпущено 1439 танков всех модификаций.

Танк имел классическую схему общей компоновки с продольным размещением двигателя в МТО. Конструкция носовой части корпуса была такой же, как у танка ИС-3 с аналогичным расположением люка механика-водителя.

Сварной броневой корпус имел верхние лобовые листы толщиной 120 мм с углами наклона 55° и подворота 40°. Гнутые бортовые листы корпуса имели толщину 80 мм и переменный угол наклона от 0 до 62°. Максимальная толщина лобовой части литой башни обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной составляла 201 мм под углом наклона от вертикали 24°, борт — 170/38, корма — 129/54, крыша — 40 мм.

Танк был вооружен 122-мм нарезной пушкой Д-25ТА, спаренным с ней и зенитным 12,7-мм пулеметами ДШКМ. В боекомплект пушки входили боеприпасы двух видов: бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и осколочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг с соответствующим весом артиллерийских выстрелов (снаряд + гильза) 45,96 кг и 47,76 кг. Пушка по своим баллистическим данным не отличалась от пушки танка ИС-4, однако с целью увеличения скорострельности до 3-4 выстрелов в минуту и облегчения процесса заряжания был установлен электромеханический досылатель снарядов и гильз. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите составляла 400 мм, а бронебойного снаряда на дальности 2000 метров — 145 мм.

Наведение пушки и спаренного пулемета по горизонтали и вертикали осуществлялось с единого пульта управления с помощью автоматизированного электропривода ТАЭН-1 и телескопического прицела ТШ-2-27, установленного в маске орудия. Командирская башенка имела следящее устройство целеуказания.

На танке был установлен двигатель В-12-5 с центробежным нагнетателем и эжекционной системой охлаждения. 630 литров топлива заправлялось во внутренние баки и 300 литров — в наружные.

Трансмиссия состояла из 8-скоростной планетарной коробки передач, механизма поворота типа ЗК и комбинированных бортовых редукторов разгруженного типа. Она имела систему гидросервоуправления.

На танке применялась пучковая торсионная подвеска с рычажно-поршневыми гидроамортизаторами, смонтированными внутри балансиров передних и задних опорных катков. В качестве подрессорников использовались буферные пружины. Пучковый торсион состоял из семи параллельно работающих торсионных валиков. Такая конструкция обеспечивала большой ход катка при малой длине торсионов благодаря увеличенному углу их закрутки. Направляющее колесо было взаимозаменяемым с опорным катком.

Применение пучковой торсионной подвески позволило разместить соосно опорные катки левого и правого бортов и оставить свободной от деталей подвески среднюю часть днища шириной 460 мм на всю длину корпуса, что позволило уменьшить высоту корпуса и общую высоту танка.

Ходовая часть танка состояла из 44 необрезиненных опорных и 6 поддерживающих катков, 2 направляющих и 2 ведущих колес. У каждого из последних спереди установлены грязеочистители, закрепленные болтами на борту танка. Гусеницы — мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с 88 траками каждая.

В танке имелась автоматическая углекислотная система ППО, состоящая из термоэлектрозамыкателей и штуцеров-распылителей. Для дымопуска использовались две сбрасываемые шашки БДШ-5. В качестве средств связи были установлены радиостанция 10-РТ-26Э и ТПУ-47-2.


T-10A heavy tank (11 Kb) 
Тяжелый танк Т-10А
В 1955 году были созданы две опытные машины — «Объект 267» сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и «Объект 267» сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены в новую модификацию Т-10А («Объект 730А»). Танк был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11 июня 1956 года. Его серийное производство было организовано в 1957 году в Челябинске.

Т-10А отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ «Ураган», гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установлены перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел наводчика ТУП.

Установка приводов стабилизатора и нового перископического прицела ТПС-1 вынудила немного изменить форму башни, так же появилась характерная башенка прицела в левой части крыши башни.

Т-10Б («Объект 730Б») представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения ПУОТ-2 «Гром» и нового прицела наводчика Т2С-29-14. Т-10Б был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР в 1957 году.

Т-10БК. В 1957 году был создан командирский танк, который отличался от Т-10Б наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

T-10M («object 734») heavy tank (16 Kb) 
Тяжелый танк Т-10М
Т-10М. Представлял собой усовершенствованный танк Т-10Б и при проектировании имел обозначение «Объект 272». Он был разработан в Ленинграде КБ под руководством Ж.Я. Котина и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 26 сентября 1957 года под обозначением Т-10М. Серийное производство танка осуществлялось с 1958 года в Ленинграде (до 1966 года) и Челябинске (до 1962 года). Серийные танки ЧКЗ имели некоторые конструктивные изменения и обозначались индексом «Объект 734».

Танк Т-10М был вооружен новой 122-мм нарезной пушкой М62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками и щелевым дульным тормозом. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом наводчика Т2С-29-14 с независимой стабилизацией поля зрения и с максимальной прицельной дальностью 4000 м. В дополнение к прицелу Т2С-29-14 для наводчика поставили ночной прицел ТПН-1-29-14 «Луна». Под новое оборудование несколько переделали и форму башни.

В состав боекомплекта пушки входили новые по тому времени типы боеприпасов — бронебойно-кумулятивные снаряды, а с 1967 года — бронебойно-подкалиберные снаряды с начальной скоростью 1600 м/с. Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный — 320 мм на дальности 2000 м.

Вместо спаренного с пушкой пулемета ДШКМ был установлен 14,5-мм пулемет КПВТ, который мог использоваться и как пристрелочный с дальностью до 2000 м. С 1959 года каждый пятый танк дополнительно оснащался зенитным пулеметом КПВТ, который размещался на башне непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу вел заряжающий, стоя на сиденьи.

Было усилено бронирование башни танка. Т-10М получил новые конструкцию крыши силового отделения, формы бронировок прицелов и приборов наблюдения, с новым их размещением на башне. Кроме того, была изменена конструкция крышки люка механика-водителя, увеличен запас возимого топлива на 400 л за счёт установки двух топливных баков на кормовой части корпуса.

Были введены ножная педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов было увеличено до 6, а динамический ход опорного катка возрос со 144 мм до 172 мм.

Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения (инфракрасный прицел позволял вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м). Танк получил систему ПАЗ и ТДА. В качестве средств связи использовалась радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.

Командирский танк Т-10МК («объект 272К»), созданный в 1959 году на базе Т-10М, отличался наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 и бензоэлектрического зарядного агрегата. Боекомплект к пушке был уменьшен на 8 выстрелов для размещения дополнительной радиостанции и составлял 22 выстрела. Дальность связи при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме — 40 км.

С декабря 1962 года на танке Т-10М устанавливалась более простая по конструкции и в изготовлении механическая трансмиссия, первоначально разработанная в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие размеры, позволившие дополнительно разместить в забронированном объеме 100 л топлива. Танк с этой трансмиссией имел обозначение «Объект 709».

В состав трансмиссии входили: главный фрикцион, 6-скоростная механическая коробка передач, механизм поворота типа ЗК и бортовые редукторы. Однако наличие главного фрикциона сухого трения несколько снижало эксплуатационную надежность трансмиссии.

С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м без ограничения их ширины по условиям работы двигателя. С 1964 года вводится автоматическая система ППО с огнетушащим составом «3,5».

В 60-х годах все Т-10 были модифицированы до уровня Т-10М. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. В 1993 году они были сняты с вооружения Российской Армии.

 Характеристики Т-10 Т-10М
Боевая масса, т 50 51,5
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм
- длина с пушкой
- длина корпуса
- ширина
- высота
- клиренс

9715
7250
3380
2460
460

10560
7250
3380
2585
460
Броневая защита, мм корпус (лоб/борт) — 120/80,
башня — 201…40
корпус (лоб/борт) — 120/80,
башня — 250…50
Вооружение (боезапас) 122-мм пушка Д-25ТА (30),
2 пулемета 12,7-мм ДШК (1000)
122-мм пушка М-62-Т2 (30),
1-2 пулемета 14,5-мм КПВТ (744), 7,62-мм патроны (600), гранаты Ф-1 (20), патроны к сигнальному пистолету (24)
Двигатель (тип) В-12-5 (V12, Д) В-12-6 (V12, Д)
Мощность двигателя, л.с. 700 750
Максимальная скорость, км/ч 42 50
Запас хода по шоссе, км 200 350
Преодолеваемые препятствия:
- высота стенки
- ширина рва
- глубина брода
- подъем
- крен

0,9 м
3,0 м
1,5 м
32°
30°
Удельное давление на грунт, кгс/cм² 0,74 0,77
Подробнее
История самолетов мира
Подробнее
Уникальные проекты автомобилей
Подробнее
Униформа российского военного воздушного флота. В 2 томах. Том 2. Часть 1. 1935-1955
Подробнее
Наградные медали России царствования императора Александра II (1855-1881)
ещё 

T-10 («object 730») heavy tank (19 Kb) 19 Кб Тяжелый танк Т-10 в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Фото: 1
T-10 heavy tank (16 Kb) 16 Кб Один из первых серийных Т-10.
Фото: 3
T-10 heavy tank (151 Kb) 151 Кб Башня танка Т-10.
Рисунок: источник уточняется
T-10A heavy tank, 1957 (11 Kb) 11 Кб Т-10А на военном параде на Красной площади. 7 ноября 1957 г.
Фото: 3
T-10A heavy tank (470 Kb) 470 Кб Т-10А в качестве памятника на пл. Победы в Кагарлыке (Киевская обл., Украина).
Фото: wikipedia.org
T-10A heavy tank (133 Kb) 133 Кб Башня танка Т-10А.
Рисунок: источник уточняется
T-10M heavy tank (16 Kb) 16 Кб Тяжелый танк Т-10М.
Фото: 3
T-10M heavy tank (21 Kb) 21 Кб Тяжелый танк Т-10М в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Фото: 1
T-10M heavy tank (110 Kb) 110 Кб Т-10М в качестве памятника на пл. Победы в Магнитогорске.
Фото: maxim_golbraiht, panoramio.com
T-10M heavy tank, 2005 (123 Kb) 123 Кб Тяжелый танк Т-10М в Киевском музеее ВОВ, август 2005 г.
Фото: ChrisO, wikimedia.org
T-10M heavy tank (298 Kb) 298 Кб Т-10М. Парк Победы, Нижний Новгород.
Фото: Михаил Мартынов, wikimedia.org
T-10M heavy tank scheme (156 Kb!) 156 Кб! Схема Т-10М (часть I).
Схема: 2
T-10M heavy tank scheme (189 Kb!) 189 Кб! Схема Т-10М (часть II).
Схема: 2
T-10M heavy tank (205 Kb) 205 Кб Башня танка Т-10М.
Рисунок: источник уточняется
T-10M heavy tank (197 Kb) 197 Кб Компоновочная схема танка Т-10М.
Схема: источник уточняется
RT-15 missile complex on T-10 based carriage (20 Kb) 20 Кб Самоходная пусковая установка ракетного комплекса РТ-15 на базе узлов тяжёлого танка Т-10.
Фото: Капустин Яр. РТ-15 SS-X-14 "Spacegoat"
TES-3 mobile atomic power station on T-10 based carriage, 1960 (77 Kb) 77 Кб В 1960 году в опытную эксплуатацию поступила передвижная атомная электростанция ТЭС-3 мощностью 1500 кВт, разработанная в Лаборатории «В» (ныне — Российский научный ядерный центр «Физико-энергетический институт»), г. Обнинск.
Фото: источник уточняется
TES-3 mobile atomic power station on T-10 based carriage, 1960 (20 Kb) 20 Кб Каждый из четырёх модулей электростанции ТЭС-3 полной массой около 90 т монтировался на гусеничном шасси «Объект 27», созданом в ОКБ Кировского завода на базе узлов тяжелого танка Т-10.
Фото: Форумы Авиабазы
TES-3 mobile atomic power station on T-10 based carriage, 1960 (81 Kb) 81 Кб По сравнениию с танком Т-10, шасси для модулей электростанции ТЭС-3 имело 10 катков на борт и более широкие гусеницы.
Фото: vk.com
«Object 282» rockets tank based on T-10M heavy tank (15 Kb) 15 Кб Опытный ракетный танк «Объект 282» на базе Т-10М.
Схема: Опытный тяжелый танк "Объект 282"

Источники:
1. Тяжелый танк Т-10
2. А. Алешин, В. Сергеев, М. Барятинский. «Лучший в своём классе». Журнал «Моделист-Конструктор» №2 1990 г.
3. Последние тяжелые танки СССР


Опубликовать ссылку
на страницу в:


Ваше имя: *
Страна: *
E-mail:
URL сайта:
Комментарий: *


 



Обязательные для ввода поля


2. константин (Russia) Чт, 28.03.2013 - 13:50

"...Ходовая часть танка состояла из 44 необрезиненных опорных...катков..." что курит автор статьи ?! Зачем считает ОБЩЕЕ количество катков по обоим бортам?

1. Максы (Uzbekistan) Вс, 06.10.2002 - 06:09

Я потрясен могучей мыслью наших инженеров,особенно меня поразила передвижная АЭС.Потрясающе*

 


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»

© Роман Астахов (R. Astakhoff), asoff@narod.ru 1997 — 2014, С.-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
Любое использование авторских материалов и их подборки ЗАПРЕЩЕНО без ссылки
(в Интернете – активной гиперссылки) на сайт русская-сила.рф (r1a.ru)
Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх