IS-3 heavy tank (42 Kb) ИС-3
ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК
 
IS-3 heavy tank
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

После изучения группой научных сотрудников ВАММ имени И.В. Сталина, возглавляемой инженером-полковником А. Завьяловым, характера боевых повреждений, полученными танками в ходе Курской битвы (обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни), было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту в рамках существующей массы. В конце лета 1944 года работами по модернизации занялись два КБ — завода №100 (Ж.Я. Котин, А.С. Ермолаев) и Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) (Н.Л. Духов, М.Ф. Балжи).

 1st prototype of IS-3 heavy tank (10 Kb)
1-й прототип ИС-3
КБ ЧКЗ предлагало оставить моторно-силовой агретат танка неизменным, а в конструкции корпуса (конструктор Малинин) обойтись косметическими мерами — введением катанного лобового листа толщиной 160 мм при неизменных бортах и корме. Но главной особенностью проекта была оригинальная приплюснутая сфероидная башня со 122-мм пушкой Д-25, разработанная конструктором Г.В. Крученых. Большие углы наклона броневых стенок башни способствовали рикошету бронебойных снарядов, а удачная внутренняя компоновка обеспечивала минимальные ее размеры, что позволило без излишнего утяжеления машины повысить толщину лобовой брони до 250 мм, против 100 мм на тяжелом танке ИС-2. Разработка ЧКЗ была более интересна для серийного производства, так как позволяла освавать выпуск нового танка параллельно с ИС-2.

Базируясь на разработках завода №100 по объектам 244, 245 и 248, конструкторы Г.Н. Москвин и В.И. Таротько составили всю верхнюю лобовую часть корпуса из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название «щучий нос». При этом стало возможным не только снизить массу корпуса, но и значительно повысить стойкость броневых деталей в случае обстрела танка спереди. Переход к полностью сварному корпусу с исключением крупных литых деталей также объяснялся перегрузкой литейного производства, занятого изготовлением литых башен для танков ИС-2. Одновременно была предложена башня с увеличенной до 180 мм толщиной лобовой брони и более мощный двигатель (600-650 л.с.). За счёт некоторого уменьшения клиренса и отсутствия командирской башенки общая высота танка уменьшилась на 0,3 м, по сравнению с ИС-2.

Оба проекта были представлены наркому танковой промышленности В.А. Малышеву. Первый представлял директор и главный конструктор Опытного завода Ж.Я. Котин, второй — директор ЧКЗ И.М. Зальцман и главный конструктор Н.Л. Духов. Рассмотрев проекты, Малышев принял компромиссное решение: взять форму носовой части корпуса от одного проекта, а башню от другого.

IS-3 heavy tank (41 Kb) 
Предсерийный ИС-3
21 октября 1944 года новый танк, носящий название «Кировец-1» («Объект 703», ведущий инженер М.Ф. Балжи) вышел на ходовые испытания, по окончании которых, танк был отправлен на подмосковный полигон для прохождения войсковых испытаний, где его осмотрел зам. командующего бронетанковыми и механизированными войсками РККА маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров. После войсковых испытаний «Объект 703» представили Г.К. Жукову и А.М. Василевскому. В декабре 1944 года маршалы доложили о новой машине И.В. Сталину, который и подписал решение ГКО о приёме танка на вооружение Красной Армии под названием ИС-3 и производстве его на ЧКЗ.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Лобовые листы корпуса устанавливались с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Наклонные бронелисты в стыке бортов и днища позволили сократить общую площадь поверхности корпуса и за счет сэкономленного веса усилить бронезащиту. Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи сделали откидным. Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся люк с отодвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался смотровой прибор. Перед открыванием люка его необходимо было снимать. За сиденьем механика-водителя, в днище, находился запасной люк, предназначенный для покидания танка в экстренных случаях.

В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.

Ходовая часть ИС-3 состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В каждой гусенице 86 траков шириной 650 мм, шаг трака 162 мм.

Башня — литая, приплюснутой сферической формы. В крыше башни имелся большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке закреплялся смотровой прибор заряжающего МК-4, в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой находился смотровой прибор командира ТПК-1.

Механизм поворота башни — планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась.

122-мм пушка Д-25Т снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Боевая скорострельность составляла 2-3 выстр./мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. Прицел — телескопический шарнирный ТШ-17.

В топливную систему танка входили четыре внутренних коробчатых металлических сварных бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя, как правая и левая группы. Четыре наружных цилиндрических бака, емкостью по 90 л каждый, крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены к внутренним. Баки имели механические приспособления для сброса.

На танке устанавливалась радиостанция 10-РК-26 и ТПУ ТПУ-4бисФ.

Первая опытная партия тяжелых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. До прекращения производства в середине 1946 года было изготовлено 2311 единиц. Из них до конца Великой Отечественной войны — 29.

 Производство танков* ИС-3
Апрель 1945 25
Май 1945 100
Июнь 1945 250
Июль 1945 250
Август 1945 250
Итого 875
 * Данные по 1.09.1945 г.

В 1945 году «за создание конструкции танка ИС-1 и коренное усовершенствование существующего танка» Сталинская премия I степени была присвоена группе конструкторов Кировского и Опытного заводов: Н.Л. Духову, Л.С. Троянову, М.Ф. Балжи, Г.В. Крученых, В.И. Торотько, орденами и медалями было награждено несколько сот танкостроителей.

 Early IS-3 heavy tank (41 Kb)
Ранний ИС-3
ИС-3 поступали на вооружение тяжелых танкосамоходных полков Советской Армии, где они эксплуатировались до 70-х годов. Однако уже в самом начале их эксплуатации в войсках выявился целый ряд недостатков, ставших следствием ряда конструктивных просчётов и ошибок, допущенных при его проектировании. Поэтому уже в 1946 году создали комиссию по анализу дефектов ИС-3, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе МТО и др.

В 1948-1952 годах все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Были усилено крепление двигателя, КПП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. Масса танка возросла до 48,8 т. Несмотря на значительный объём переделок и высокую стоимость работ, танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации.

На экспорт ИС-3 почти не поставлялись. В 1946 году два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 1950 году один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии. Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР (уже после окончания корейской войны).

Египетская армия получила первые 10 танков ИС-3 в 1956 году. 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь «Дня независимости» в Каире. Большинство же из 100 ИС-3 и ИС-3М прибыли в Египет в 1962-1967 годах, где им нашлось боевое применение.

Революционная для своего времени конфигурации корпуса и башни оказали огромное влияние на послевоенное мировое танкостроение. В конструкции таких танков как М48 «Генерал Паттон», Леопард-I отчетливо просматриваються особенности конструкции, позаимствованные у ИС-3. Однако «врожденные» конструктивные недостатки отрицательно сказались на боевых возможностях танка. Несмотря на осуществление двух программ модернизации, устранить их полностью так и не удалось.

IS-3M heavy tank (15 Kb) 
Танк ИС-3М
В ходе модернизации, проводившейся в 1960 году, танк получил обозначение ИС-3М («Объект 703М»). Он получил более совершенные агрегаты трансмиссии, узлы ходовой части, воздухоочиститель, улучшенный двигатель В-54К-ИС, радиостанцию Р-113 и зенитный пулемет ДШКМ. На танке дополнительно были установлены ночной ИК-прибор механика-водителя ТВН-2 и форсуночный подогреватель. На танке также была увеличена жесткость корпуса путем введения планок в кормовой лист и раскосов в днище. В днище под башней появился люк, уплотнен вращающий колпак командующего люка. В результате выполненных мероприятий повысилась надежность танка.

На сегодняшний день сохранилось немало танков ИС-3 и ИС-3М в качестве музейных экспонатов или в виде памятников. Их можно встретить в Кубинке, Киеве, Минске, Челябинске, Новороссийске, Павлодаре и многих других местах.

 Характеристики ИС-3 ИС-3М
Боевая масса, т 46,5 49,0
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм
- длина с пушкой
- длина корпуса
- ширина
- высота
- клиренс

9850
6900
3150
2450
465

9850
6900
3390
2450
450
Бронирование, мм
- лоб корпуса
- лоб башни
- борт
- корма
- крыша, днище

120
250
90
60
20
Вооружение (боезапас) 121,9-мм пушка Д-25Т (28),
пулеметы: спаренный 7,62-мм ДТ (756), зенитный 12,7-мм ДШК (250)
121,9-мм пушка Д-25Т (28),
пулеметы: спаренный 7,62-мм ДТМ (950), зенитный 12,7-мм ДШКМ (250)
Максимальная скорость, км/ч
- по шоссе
- по грунту

40
17
Преодолеваемые препятствия:
- высота стенки
- ширина рва
- глубина брода
- подъём
- крен

1,0 м
2,5 м
1,4 м
32°
30°
Удельное давление на грунт, кгс/cм² 0,82 0,87
Запас хода по шоссе, км 340 450
Двигатель (тип) В-11-ИС3 (Д, V12) В-54К-ИС (Д, V12)
Мощность двигателя, л.с. 520
Радиостанция 10-РК-26 Р-113
[an error occurred while processing this directive]


1st prototype of IS-3 heavy tank (10 Kb) 10 Кб «Кировец-1» - первый прототип танка ИС-3 имел прямой наклонный лобовой лист, как и средний танк Т-34.
Фото: 2
Early IS-3 heavy tank (41 Kb) 41 Кб Первый серийный танк ИС-3 во дворе Челябинского Кировского завода.
Фото: 5, 8
Early IS-3 heavy tank (41 Kb) 41 Кб На танках ИС-3 первых выпусков отсутствовали встроенные контейнеры вдоль бортов корпуса.
Фото: 1
Early IS-3 heavy tank (36 Kb) 36 Кб Серийный танк ИС-3 первой партии. Ввод антенны расположен на наклонной стенке башни - характерная деталь машин ранних выпусков.
Фото: 2, 8
IS-3 heavy tank (39 Kb) 39 Кб 7 сентября 1945 года в Берлине состоялся парад союзных войск в честь окончания Второй Мировой войны. В заключение парада по Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка ИС-3. Сводный танковый полк был сформирован на базе 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Воспоминает очевидец: «…В конце второй декады мая 1945 года… доставили в Германию тремя литерными эшелонами 52 танка ИС–3… Тщательно зачехленные танки гнали на запад в основном по ночам… Станцию назначения законспирировали… Тренировка прохода танков ИС-3 в парадном строю у рейхстага велась ночами.»
Фото: 2
IS-3 heavy tank (61 Kb) 61 Кб В СССР впервые танки ИС-3 были продемонстрированы на параде в Москве 8 сентября 1946 года, посвящённом Дню танкиста.
Фото: 8
IS-3 heavy tank (42 Kb) 42 Кб Чехословацкий ИС-3.
Фото: otvaga2004.narod.ru, 2
IS-3 heavy tank (22 Kb) 22 Кб Польский ИС-3 в музее.
Фото: heavy tank is 3
IS-3 heavy tank scheme (59 Kb) 59 Кб Схема танка ИС-3.
Схема: 4
IS-3 heavy tank (27 Kb) 27 Кб Место наводчика в башне ИС-3.
Фото: 2
IS-3 heavy tank (4 Kb) 4 Кб Схема бронирования ИС-3.
Схема: 2
IS-3 heavy tank (4 Kb) 4 Кб Схема бронирования ИС-3.
Схема: 2
IS-3M heavy tank (15 Kb) 15 Кб ИС-3М на демонстрации бронетехники. Кубинка, 1998 г.
Фото: 2
IS-3M heavy tank (154 Kb) 154 Кб Тяжелый танк ИС-3М в Киевском музеее ВОВ.
Фото: Александр Кузяк, pomnite-nas.ru
IS-3M heavy tank (27 Kb) 27 Кб Тяжелый танк ИС-3М. Показ бронетехники на праздновании 80-летия отечественной танковой промышленности. Кубинка, сентябрь 2000 г.
Фото: DP Project
IS-3M heavy tank (181 Kb) 181 Кб ИС-3М в качестве памятника в Синельниково (Днепропетровская обл., Украина).
Фото: evgenijjves, panoramio.com
IS-3M heavy tank (13 Kb) 13 Кб Тяжелый танк ИС-3М в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Фото: 1
IS-3М heavy tank (33 Kb) 33 Кб Некоторые ИС-3М имели лючки с рёбрами жёсткости.
Фото: modelism.airforce.ru
IS-3М heavy tank (55 Kb) 55 Кб На ИС-3М в Киевском музеее ВОВ — простые лючки.
Фото: modelism.airforce.ru
IS-3М heavy tank (34 Kb) 34 Кб Корма танка ИС-3М, переоборудованного израильтянами. На этом образце установлен дизель В-54 и крыша МТО от танка Т-54А. США, Абердинский полигон, 1990-е гг.
Фото: 1
IS-3М heavy tank (90 Kb) 90 Кб Корма ИС-3М (у ИС-3 в кормовой крышке МТО по шесть вентиляционных щелей).
Фото: modelizm.pl.ua
IS-3M heavy tank scheme (118 Kb) 118 Кб Схема танка ИС-3М.
Схема: 8
IS-3 and IS-3M heavy tanks (74 Kb) 74 Кб Тяжелые танки ИС-3 и ИС-3М.
Рисунок Михаила Петровского, 6

Источники:
1. БРОНЯ. Обзор отечественной бронетанковой техники
2. Тяжелый танк ИС-3
3. А.В. Карпенко "Обозрение отечественной бронетанковой техники"
4. Тяжелый танк ИС-3
5. SOVIET Tanks 1920-1991, Reference book Part 1, M. Svirin
6. Сергей Грянкин, Историческая серия. «Техника молодежи» №3 1990 г., №3 1991 г.
7. Ибрагимов Д.С. Противоборство. — М.: ДОСААФ, 1989 г.
8. Броне-Сайт/Тяжелый танк ИС-3






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»