:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
KAMAZ.RU
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










IS-122 (object 240, IS-2) heavy tank (41 Kb) ИС-2 (ИС-122)
ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК
 
IS-2 (IS-122) heavy tank
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Уже на этапе создания тяжёлого танка ИС-85, и позднее, после подведения итогов Курской битвы, стало ясно, что для эффективной борьбы с новыми бронетанковыми средствами противника необходимо более мощное танковое орудие, чем даже новая 85-мм танковая пушка Д-5. На требование наркома танковой промышленности В.А. Малышева «сделать технику врага на поле боя неполноценной», главный конструктор КБ завода №9 НКВ Ф.Ф. Петров предложил установить ствол 122-мм корпусной пушки А-19 образца 1931/37 года в тяжёлый танк с применением укороченной люльки в форме цилиндрической направляющей обоймы, противооткатных устройств и подъемного механизма отработанных при создании 85-мм пушек Д-5Т и Д-5С.

Дополнительным основанием для предложения КБ завода №9 являлся опыт, наработанный при выполнении постановления ГКО №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны» от 15 апреля 1943 года. Тогда артиллерийские конструкторы разработали и изготовили опытный образец тяжёлого противотанкового орудия «122-мм пушка Д-2 (А-19 облегченная)». Д-2 отличалась от пушки А-19 тем, что имела лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30 образца 1938 года и, следовательно, значительно сниженный боевой вес, а также малую длину и силу отката. Пушка имела литой Т-образный дульный тормоз (считалось, что такая форма дульного тормоза значительно уменьшит демаскирующий эффект при выстреле за счет направления тормозящих струй газов параллельно земле). Пушка Д-2 удовлетворительно прошла заводские испытания, была рекомендована для принятия на вооружение, но всё же отклонена комиссией НКО из-за наличия дульного тормоза, дававшего при мощном заряде «большой демаскирующий эффект, превышающий таковой у всех известных артсистем».

Предложение Петрова было горячо поддержано заместителем наркома танковой промышленности Ж.Я. Котиным, совмещавшего при этом должности директора и главного конструктора Опытного танкомоторного завода №100 НКТП, где в это время полным ходом шли испытания танка ИС-85. 10 августа 1943 года Ж.Я. Котин послал на завод №9 официальное письмо с просьбой рассмотреть возможность установки в башню танка ИС 122-мм орудия А-19. Поскольку 122-мм танковая пушка имела очень много общих узлов с серийной 85-мм Д-5 и отличалась от нее главным образом стволом и казенной частью, а башню танка переконструировать не требовалось, эскизный проект компоновки 122-мм орудия в башне танка ИС был выполнен всего за 10 дней.

Несмотря на то, что военные продолжали резко протестовать против принятия на вооружение танкового орудия с дульным тормозом, В.А. Малышев поддержал проект нового танка с 122-мм пушкой, получившего обозначение «Объект 240» (ИС-122) и, заручившись поддержкой Д.Ф. Устинова, доложил И.В. Сталину о его преимуществах. Вождь счёл приведённые доводы разумными и постановлением ГКО №4479сс от 31 октября 1943 года, ешё до создания опытного образца (исключительный случай в истории, видимо обусловленный острой военной необходимостью), танк ИС-122 был принят на вооружение Красной Армии. Этим же постановлением НКВ и заводу №9 предписывалось к 11 ноября 1943 года изготовить и предъявить на испытания стрельбой опытный образец 122-мм танковой пушки («А-19 танковая») с поршневым ручным затвором, а к 1 января 1944 года начать валовый выпуск этого орудия, оснащенного горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Техуправление ГБТУ и завод №100 к 27 ноября 1943 года должны были изготовить и испытать опытный образец ИС-122 и тогда же начать серийный выпуск этого танка.

 The first IS-122 (object 240) heavy tank (30 Kb)
Эталонный ИС-122
Первый образец пушки «А-19 танковая» (А-19Т, она же «Д-2 танковая» или Д-2-5Т) с поршневым затвором и начальной скоростью снаряда 781 м/с изготовили 12 ноября — в исключительно удачную люльку 85-мм танковой пушки Д-5Т установили несколько укороченный ствол опытной пушки Д-2, снятый с лафета М-30, с дополнительной обточкой его направляющей части до диаметра люльки. Чтобы уменьшить нагрузку на танк при выстреле (дульная энергия 122-мм пушки более чем в 2 раза превышала дульную энергию 85-мм пушки), с орудия Д-2 позаимствовали и дульный тормоз.

Опытный образец танка ИС-122 (ведущий конструктор Н.Ф. Шашмурин) был изготовлен в конце сентября 1943 года на заводе №100 на базе танка «Объект 237» №2 с пушкой Д-5Т, т.е. эталонного ИС-85. От него ИС-122 отличался установкой орудия Д-2-5Т и внесенными изменениями согласно требованиям Государственной комиссии по испытаниям танка ИС-85.

Компоновка машины была аналогична компоновке ИС-85. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи по отношению к ИС-85 остались без изменений. Только боевое отделение подверглось незначительным переделкам: были изменены боеукладка; радиостанция стала располагаться в нише башни; установлен новый вентилятор повышенной производительности. Экипаж машины состоял из четырёх человек.

Броневая защита машины была противоснарядной, дифференцированной. Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90, 100 и 120 мм и но конструкции ничем не отличался от корпуса танка ИС-85. К наклонным бортам моторного и трансмиссионного отделения слева и справа были приварены кронштейны под установку четырех дополнительных топливных баков. Литая башня танка в связи с установкой пушки Д-2-5Т, по сравнению с башней танка ИС-85, претерпела некоторые изменения, связанные со смешением вперед перископического прицела ПТ4, выносом вперед на 100 мм цапф орудия, расширением амбразуры башни и изменением конструкции неподвижной бронировки (корыта) пушки. Толщина маски пушки составляла 75 мм, неподвижной бронировки - 105 мм.

В период с 1 по 23 октября 1943 года опытный ИС-122 проходил ходовые и артиллерийские испытания. Они прошли в общем успешно, если не считать случая, когда во время первого же выстрела, Т-образный дульный тормоз пушки разорвало и, согласно широко распространенному мифу, разлетевшимися осколками едва не задело К.Е. Ворошилова, присутствовавшего при этой стрельбе. Проведенные испытания выявили недостатки в установке 122-мм пушки с поршневым затвором, основными из которых являлись недостаточный боекомплект для орудия (29 унитарных выстрелов), плохая вентиляция боевого отделения, стесненные условия для работы экипажа, особенно заряжающего, которому был вынужден помогать командир танка, а также неудобная укладка снарядов в нише башни, снижавшая скорострельность. По результатам испытаний танк ИС-122 был рекомендован (с учётом устранения отдельных недостатков) к принятию на вооружение РККА.

 Характеристики Д-2-5Т (Д-25)
Калибр, мм 121,92
Масса качающейся части, кг 2588
Масса откатных частей, кг 1850
Углы верт. наведения -2°…+20°
Длина норм. отката, мм 580
Длина макс. отката, мм 660
Заряжание раздельно-гильзовое
Длина ствола, клб 43
Макс. дальность стрельбы осколочным снарядом, м 14200
Скорострельность факт.*, выстр./мин 1…1,5 / 2…3
 * Для пушки с поршневым затвором / с клиновым полуавтоматическим затвором.

Для стрельбы из пушки Д-2-5Т применялись те же боеприпасы, что и для пушки А-19. В боекомплекты танков включались осколочно-фугасная цельнометаллическая длинная пушечная граната ОФ-471Н и каморный остроголовый бронебойно-трассирующий снаряд БР-471. Конструкторам-артиллеристам было предложено разработать для 122-мм пушки новый снаряд с большей бронепробиваемостью. Такой снаряд, бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником БР-471Б, появился весной 1945 года, но в боекомплекты тяжёлых танков начал поступать практически уже после войны.

 Характеристики боеприпасов для пушки Д-2-5 (Д-25)
Индекс Масса, кг Масса ВВ, кг Взрыватель
 с осколочной гранатой**
ОФ-471 25 3,6 РГМ, Д-1
ОФ-471Н 3,8 РГМ, Д-1, В-90
 с бронебойно-трассирующим снарядом
БР-471 25 0,156 МД-8
БР-471Б - МД-8, ДБР

После госиспытаний ИС-122 отправили на испытательный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м был произведен обстрел немецкого танка «Пантера» (Pz. Kpfw. V). Первый же снаряд пробил лобовую броню «Пантеры» и, не утратив своей энергии, прошил все внутренности, ударил в кормовой лист корпуса, оторвал его и отбросил на несколько метров. (Упоминая это эффектное событие, многие историки забывают сказать, что этот немецкий танк, к тому времени, представлял из себя лишенный двигателя и многократно поврежденный при обстреле другими орудиями бронекорпус. Обстрел же по комплектным образцам трофейных танков из серийного ИС-122 производился на артполигоне Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) в январе 1944 года и показал, что лобовую броню танка «Пантера» штатный остроголовый и опытный тупоголовый 122-мм снаряды способны пробить лишь с расстояния 600…700 м. «Тигр» оказался несколько более слабым — его лоб свободно пробивался штатным остроголовым снарядом с расстояния в 1200 м, хотя попасть с такой дистанции в немецкий танк могли только хорошо подготовленные опытные наводчики.)

 Бронепробиваемость* БТС для пушки Д-2-5 (Д-25)
Боеприпас Нач. скор. м/с Угол Дистанция, м
500 1,000 1,500 2,000
БР-471 781 60° 122 115 107 97
90° 152 142 133 122
 * В мм, при 80% вероятности пробития брони

До конца года из цехов завода вышли 35 ИС-122 при плане в 100 штук. В основном, задержка объяснялась ещё не налаженным серийным производством 122-мм танковых орудий. 27 декабря 1943 года последовало постановление ГКО №4850сс «Об увеличении производства тяжелых танков, артиллерийских самоходных установок типа ИС и об обеспечении их артиллерийским вооружением». Судя по всему, этим постановлением инициировались работы по установке непосредственно пушки А-19 на серийные танки и САУ. В тот же день вышло постановление ГКО №4851сс «О проектировании, изготовлении и испытаниях опытных образцов артиллерийских орудий для танков и артиллерийских самоходных установок», которое ускоряло работы над новыми артсистемами большой мощности (см. «Объект 244» и «Объект 245»). Всё же сложности с началом производства 122-мм танковой пушки Д-2-5 удалось преодолеть и постановлением ГКО от 31 декабря 1943 года она была принята на вооружение под названием «122-мм танковая пушка образца 1943 года».

Не проще обстояло дело и с танковым шасси. Из установочной партии танков ИС-122 в количестве 30 штук, по сути дела, ни один не мог быть отправлен на фронт. В то же время, недоведённость узлов шасси послужила причиной большого количества рекламаций из войск, где оно уже использовалось в танках ИС-85 и САУ ИСУ-152. Например, в бортовых редукторах разрушало шестерни планетарного ряда, в механизмах поворота разрушались подшипники. Обнаружилась течь смазки через набивные сальники силовых узлов: коробки передач, планетарного механизма поворота, бортовых редукторов.

С начала 1944 года ИС-122 начали оснащать орудием Д-25Т (такое обозначение получила пушка Д-2-5Т в валовом производстве), отличавшимся наличием горизонтального клинового полуавтоматического затвора и новым дульным тормозом «немецкого типа» (его конструкция в известной степени была заимствована от дульного тормоза немецких 88-мм пушек и 105-мм гаубиц). Пушку оснастили более компактными противооткатными устройствами, улучшили расположение органов управления для удобства наводчика в стеснённом боевом отделении танка. Введение полуавтоматического затвора почти удвоило скорострельность орудия с 1…1,5 до 2…3 выстрелов в минуту. В то же время такой темп стрельбы значительно увеличивал загазованность боевого отделения при ведении интенсивного огня.

В создание Д-25Т много труда вложили конструкторы Усенко, Пьянков, Громов и другие. Не остались в стороне и сотрудники опытного КБ Котина. Он прислал в КБ Петрова своих конструкторов Г.М. Рыбина и К.Н. Ильина, которые в нелегкой для того времени обстановке приняли самое активное участие в разработке и отладке для такого мощного орудия нового полуавтоматического затвора.

 Производство Танк ИС-122 (ИС-2) Пушка Д-25Т
1943 35 45
1944* 2250 2394
1945 1110 3138**
Итого 3395*** 5577
 * Январь — 127, февраль — 150, март — 275, апрель — 350.
 ** С середины 1945 года пушки Д-25Т устанавливались на танки ИС-3 и ИС-4.
 *** По другим данным — 3385, 3483.

 IS-2 (object 240, IS-122) heavy tank (39 Kb)
ИС-2 1944 года
Первоначально танки ИС-2 (такое название получил танк ИС-122 в марте 1944 года) выпускались с двугранным верхним лобовым листом, нижняя часть которого насчитывала лишь 70 мм в толщину, а ее верх — 120 мм с незначительным наклоном. Его ослаблял люк механика-водителя (так называемая «пробка»), который к тому же не обеспечивал достаточный обзор. Первые боевые столкновения с танками противника выявили и недостаточное бронирование лобовой части корпуса ИСов, а при обстреле на полигоне танка ИС-2 выпуска марта 1944 года из 76-мм пушки ЗИС-3 с дистанции 500…600 м его броня проламывалась со всех сторон, причем основная часть бронебойных снарядов за броню не проникала, но вызывала образование больших масс вторичных осколков (этим фактом также во многом объясняются значительные потери танков ИС-85 и ИС-122 в боях зимы-весны 1944 года).

В феврале 1944 года ЦНИИ-48 получил задание на проведение НИР по теме «Исследование бронестойкости корпуса тяжелого танка ИС». Проведенная работа показала, что при существующей форме лобовой части корпуса он будет гарантирован от пробития немецкими 75- и 88-мм снарядами лишь в случае применения брони толщиной не менее 145…150 мм (то есть на 20…30 мм больше штатной). Из-за невозможности увеличения толщины лобовой брони на ИС-2 ЦНИИ-48 рекомендовал изменить режимы закалки, а также конструкцию лобовой части корпуса.

Корпус ИС-2 получил новую спрямленную 120-мм верхную лобовую деталь, лишенную смотрового люка механика-водителя (теперь обзор осуществлялся через смотровую щель, закрытую стеклоблоком), наклоненную на 60°, что обеспечило при курсовых углах обстрела ±30° непробитие его из 88-мм немецкой танковой пушки KwK 36 даже при стрельбе в упор. УЗТМ перешел на выпуск бронекорпусов со «спрямленным» сварным носом в мае 1944 года, а завод №200 начал выпускать такие же корпуса, но с литым носом с июня 1944 года (некоторое время танки со старыми и новыми корпусами на ЧКЗ выпускались параллельно, до полного израсходования задела). С целью усиления бронезащиты нижнего лобового листа, имевшего угол наклона 30° к вертикали, с 15 июля 1944 года на нем между буксирными крюками начали размещать укладку запасных траков.

Вместе с тем, в процессе производства существенно изменился облик башни. Башни танков первой серии выпуска 1943 года имели узкую амбразуру. После установки пушки Д-25Т, несмотря на то, что ее люлька была такой же, как и у Д-5Т, пользоваться телескопическим прицелом стало очень неудобно. С мая 1944 года начался выпуск башен с расширенной амбразурой, что позволило сместить прицел влево. Была также увеличена бронезащита маск-установки и толщина нижней части бортов башни. Командирскую башенку сместили влево на 63 мм, перископический прицел ПТ4-17 изъяли, а на его месте установили прибор наблюдения MK-IV. На кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, установили зенитную установку конструкции П.П. Исакова с 12,7-мм пулеметом ДШК, которая, впрочем, устанавливалась не на всех танках. Вплоть до конца войны башня ИС-2 никаким другим существенным изменениям не подвергалась.

продолжение следует…

 Характеристики ИС-122 (ИС-2)
обр. 1944 г.
Боевая масса, т 46,00
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм
- длина с пушкой
- длина корпуса
- ширина
- высота по командирской башенке
- клиренс

9830
6770
3070
2730
450
Вооружение (боезапас) 122-мм пушка Д-25Т (28),
3 х 7,62-мм пулемет ДТ (2331),
12,7-мм пулемет ДШК (300),
ручная граната Ф-1 (25)
Бронирование, мм
- корпус (лоб/борт/корма/крыша/днище)
- башня (лоб/борт/корма/крыша)

120/90/60/40/20
160/110/110/40
Двигатель (тип) В-2ИС (Д, V12)
Мощность двигателя, л.с. (при об/мин) 520 (2000)
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 33
Запас хода по шоссе, км 200
Преодолеваемые препятствия:
- высота стенки
- ширина рва
- глубина брода
- подъем
- крен

0,9 м
2,7 м
1,3 м
27°
28°
Удельное давление на грунт, кгс/cм² 0,81
Радиостанция 10Р или 10РК

IS-122 (object 240) heavy tank (23 Kb) 23 Кб Эталонный образец танка ИС-122 («Объект 240» с 122-мм пушкой Д-2-5Т) во дворе завода №100.
Фото: HobbyShop.Ru. Журнал «Полигон» №3, 2001 г.
IS-122 (object 240) heavy tank (71 Kb) 71 Кб Эталонный образец танка ИС-122.
Фото: 1
KV-122 heavy tank prototype (108 Kb!) 108 Кб! Опытный КВ-122 с пушкой Д-25Т во дворе ЧКЗ. Весна 1944 года. Исследовалась возможность перевооружения таким образом всех танков КВ.
Фото: 4
IS-122 (object 240, IS-2) heavy tank (41 Kb) 41 Кб Тяжелый танк ИС-122 образца 1943 года.
Фото: Фотоархив :: Фотовыставка «Бронетанковая техника: история и современность» :: EXB_TANKS_043_Pr
IS-122 (object 240) heavy tank (122 Kb!) 122 Кб! Парад в Минске 1 мая 1952 года. На переднем плане ИС-2 раннего выпуска — дульный тормоз пушки немецкого типа; но вместо перископического прицела ПТ4-17 на башне уже установлен прибор наблюдения MK-IV.
Фото: 4
IS-2 (object 240, IS-122) heavy tank (38 Kb) 38 Кб Тяжелый танк ИС-2 поздних выпусков 1944 года с измененной носовой частью корпуса и расширенной амбразурой пушки.
Фото: 3
IS-2 (object 240, IS-122) heavy tank (89 Kb) 89 Кб Тяжелый танк ИС-2 поздних выпусков 1944 года с зенитной установкой крупнокалиберного пулемета ДШК.
Фото: 9
IS-2 (object 240, IS-122) heavy tank (41 Kb) 41 Кб Парад Победы. Тяжелые танки ИС-2 на Красной площади. 24 июня 1945 года.
Фото: fictionbook.ru
North Korean soldiers are seen here guarding entrained Chinese IS-2 tanks (65 Kb) 65 Кб В Корее китайские «добровольцы» применяли ИС-2 против американцев.
Фото: South Korean Armor
IS-2 (object 240, IS-122) heavy tank scheme (75 Kb) 75 Кб Компоновка тяжелого танка ИС-2.
Чертеж: V.Potapov, 3
IS-2 (object 240, IS-122) heavy tank scheme (230 Kb!) 230 Кб! Тяжелый танк ИС-2.
Чертеж: Тяжелый танк ИС-2
IS-2M heavy tank (48 Kb) 48 Кб Тяжелый танк ИС-2М — экспонат Музея БТВТ в Кубинке.
Фото: 12
IS-2M heavy tank (39 Kb) 39 Кб Тяжелый танк ИС-2М.
Фото: 3
IS-2M heavy tank from IS-2 early series (105 Kb!) 105 Кб! Ранний ИС-2 модернизированный до уровня ИС-2М: носовая часть корпуса — «ломаная», с люком-пробкой механика-водителя.
Фото: К. Ким, С. Панферов, MESHWAR - Иллюстрации - Фото - ИС-2М
IS-2M heavy tank from IS-2 last series (111 Kb!) 111 Кб! Поздний ИС-2 модернизированный до уровня ИС-2М: носовая часть корпуса — спрямленная, со смотровой щелью и стеклоблоком. Над смотровой щелью — заглушка шахты под установку прибора ночного видения ТВН-2.
Фото: 4
IS-2M heavy tank from IS-2 early series (89 Kb) 89 Кб Корма танка ИС-2М. Музей-панорама «Сталинградская битва», Волгоград.
Фото: К. Ким, С. Панферов, MESHWAR - Иллюстрации - Фото - ИС-2М
IS-2M heavy tank (42 Kb) 42 Кб Тяжелый танк ИС-2М.
Чертеж: 12

Источники:
См. на странице Тяжелый танк ИС-1





 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх