BTR-152 (6x6) armored personnel carrier (34 Kb) БТР-152
КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР
 
BTR-152 armored personnel carrier
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Еще во время ВОВ под впечатлением эксплуатации в РККА американских БТР типа М4, в СССР начались работы по созданию боевых полугусеничных машин. В 1944 году КБ Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина (ЗиС), которым руководил В.А. Грачев, используя агрегаты артиллерийского тягача АТ-3 создает 12-местный опытный бронетранспортер Б-3. Его макетное бронирование состояло из листов котельного железа, полный вес составлял 7100 кг, максимальная скорость — 40 км/ч. Испытания дали неудовлетворительные результаты.

 M4A1 halftrack armored personnel carrier (44 Kb)
Американский БТР M4A1
Одновременно с этим, на ЗИСе создается полноприводный автомобиль ЗиС-151, на базе узлов и агрегатов которого, ведущий конструктор проекта Б.М. Фиттерман к маю 1947 года создает первые два прототипа колесного бронетранспортера ЗиС-152.

B-3 half-track armoured personell carrier prototype (21 Kb) 
Опытный БТР Б-3
БТР имел открытый сверху сварной несущий корпус. В передней части корпуса находилось МТО, в средней части — отделение управления и в кормовой части — десантное отделение. Корпус имел две боковые дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта.

Машина была вооружена 7,62-мм станковым пулеметом Горюнова (СГ-43, позже СГМБ), который устанавливался на одном из четырех кронштейнов с вертлюгами, расположенных по периметру корпуса. Она имела противопульное бронирование с толщиной броневых листов от 6 до 13 мм.

Мощность карбюраторного двигателя ЗиС-123 была увеличена по сравнению с автомобильным двигателем и составляла 110 л.с. Кроме того, на БТР устанавливались двухдисковое сцепление сухого трения, пятискоростная коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, улучшенная конструкция зависимой подвески, из двух полуэлептических рессор и двух гидроамортизаторов рычажного действия, а так же шины с протектором типа «Вездеход» постоянного давления, размерностью 9,00-20".

ЗиС-152 был принят на вооружение в 1950 году под обозначением БТР-152 и находился в серийном производстве на ЗиСе с 1950 по 1955 год.

За все время производства было выпущено около трёх тысяч БТР-152 и его модификаций (несколько сотен — на ЗиСе, 2520 единиц — на Брянском автозаводе), которые экспортировались в Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу (Лаос), Китай (Type 56), Конго, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Финляндию, Эфиопию, Гвинею, Гвинею-Биссау, Венгрию, Индонезию, Индию, Мали, Монголию, Мозамбик, Никарагуа, Иран, Ирак, КНДР, Польшу, Румынию, Шри-Ланку, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Йемен, Югославию, Вьетнам, Зимбабве и другие страны.



BTR-152A armored personnel carrier with ZPTU-4 turret (19 Kb) 
БТР-152А
БТР-152А. На базе БТР-152 выпускался БТР-152А с зенитной установкой ЗТПУ-2. ЗПТУ-2 состояла из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ установленных в десантном отделении бронтранспортера. Максимальный угол возвышения установки +89°, угол снижения -5°. Боевая скорострельность 170 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял 1200 патронов. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел ОП-1-14, а для стрельбы по воздушным — коллиматорный ВК-4. Экипаж бронетранспортера состоял из 10 человек. На вооружении с 1951 года.

В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4 состоявшей из четырех пулеметов КПВ. Был усилен постамент, боекомплект увеличен до 2000 патронов, а экипаж сокращен до 5 человек.

БТР-152С. На базе БТР-152 выпускалась машина связи БТР-152С.

 SPW-152U command version (18 Kb)
БТР-152У
БТР-152Б. С 1952 года на машине стала устанавливаться механическая лебедка барабанного типа с блоком-полиспастом с тяговым усилием 5 тс. Силовая передача дополнена трехступенчатой коробкой отбора мощности для привода механической лебедки. Длина троса составляла 70 метров, диаметр — 13 мм. Привод лебедки осуществлялся от коробки отбора мощности через карданную передачу и червячный редуктор. Этой машине была присвоена марка БТР-152Б.

BTR-152V armored personnel carrier (25 Kb) 
БТР-152В
БТР-152В. В 1955 году на базе узлов и агрегатов опытного автомобиля ЗиС-128 и первых прототипов грузового ЗиЛ-157 был создан бронетранспортер БТР-152В. В отличии от БТР-152 он имел систему централизованного регулирования давления в шинах с наружным подводом воздуха, более широкие шины меньшего диаметра размерностью 12,00-18", инерционно-масляный воздухоочиститель, двухкамерный карбюратор, компрессор с жидкостным охлаждением и термосифонный пусковой подогреватель. Кроме того, на БТР-152В, было увеличено передаточное отношение в главных передачах ведущих мостов и изменена подвеска передних колес.

 SPW-152N armored personnel carrier (90 Kb)
БТР-152В1
БТР-152Д создан на базе бронетранспортера БТР-152В и по размещению зенитной установки ЗТПУ-2 был аналогичен БТР-152А.

БТР-152В1. В 1957 году наружный подвод воздуха к шинам был заменен более надежным внутренним. Это потребовало изменения конструкции мостов и схемы прокладки трубопроводов. По грунтам с низкой несущей способностью машина могла двигаться при изменении давления воздуха в шинах с 3 до 0,5 кг/см². Водитель получил прибор ночного видения ТВН-2, был введен отопитель обитаемых отделений и систему обдува лобовых стекол горячим воздухом. Бронетранспортер с этими конструктивными изменениями получил наименование БТР-152В1.

БТР-152В1 (вооружении с 1958 года) являлся основной машиной мотопехоты в сухопутных частях Советской Армии. В нем размещались 17 полностью экипированных бойцов и два члена экипажа. Броня защищала от пуль и осколков гранат. Вооружение состояло из одного пулемета СГМБ калибром 7,62 мм. Полная масса достигала 8950 кг.

В 1959 году началась передача технической документации по БТР-152В1 на БАЗ. Через год там приступили к его серийному выпуску. Элементы ходовой части и трансмиссии, а также силовую установку поставлял ЗиЛ. Позже двигатель и коробка передач стали приходить с Кутаисского автозавода (КАЗ). Бронекорпуса производились на Выксунском заводе дробильно-размолочного оборудования (ДРО) №177.

Кроме БТР-152В1 на БАЗе изготавливались модификации «152И», «152К» — с бронированной крышей, «152С1» — машина управления, и экспортный вариант «152Ю1».

Хотя производство семейства БТР-152 в Брянске завершилось в конце 1962 года, когда в войска начали поступать более совершенные БТР-60П, окончательно 152-е были сняты с вооружения только в 1993 году.

БТР-152У. На базе бронетранспортера БТР-152В1 выпускался подвижный пункт управления артиллерией.

BTR-E152V armored personnel carrier (27 Kb) 
БТР-Э152В
БТР-152Е создан на базе бронетранспортера БТР-152В1 и по размещению зенитной установки ЗТПУ-2 аналогичен БТР-152А и БТР-152Д.

БТР-Э152В. В 1957 году был построен опытный бронетранспортер БТР-Э152В, отличавшийся равноудаленными друг от друга осями и шинами увеличенной размерности. Прототип уверенно проходил окопы и легко передвигался по снежной целине. В серии не строился, но дал толчок для развития конструкторских экспериментов на опытном бронетранспортере ЗиЛ-153.

 BTR-152K armored personnel carrier (15 Kb)
БТР-152К
БТР-152К. В 1959 году на вооружение был принят БТР-152К, который имел броневую крышу корпуса с тремя продольными люками и дополнительный нагнетающий вентилятор. Масса машины в результате этого увеличилась до 9 т. Экипаж с десантом был сокращен до 15 человек. Пулемет устанавливался на одном из четырех кронштейнов на крыше корпуса. На части машин БТР-152К пулемет отсутствовал.

 Характеристики БТР-152 БТР-152B1
Колесная формула 6х6
Боевая масса, кг 8600 8950
Боевой расчет, чел 2+17
Длина, мм 6550 6830
Ширина, мм 2320
Высота, мм 2360 2410
Клиренс, мм 286 295
Вооружение (боезапас) 7,62-мм пулемет СГМ (1250) 7,62-мм пулемет СГМБ (1250)
Броневая защита, мм 6-13
Двигатель (тип) ЗиС-123 (К, 6) ЗиС-123В (К, 6)
Мощность двигателя, л.с. 110 при 3200 об/мин
Максимальная скорость, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550
Преодолеваемые препятствия:
- ширина рва
- глубина брода
- высота стенки
- подъем
- крен

0,8 м
0,8 м
0,6 м
30°
20°
Радиостанция 10-РТ-12 Р-113
[an error occurred while processing this directive]


B-3 half-track armoured personell carrier prototype (21 Kb) 21 Кб Макетный образец колёсно-гусеничного бронетранспортера Б-3. 1944 г.
Фото: 6
The BTR-152 is an important armoured personell carrier using the motor and chassis of the ZIS-151 truck (34 Kb) 34 Кб Бронетранспортер БТР-152 в Музее бронетанковой техники, Кубинка.
Фото: 1
BTR-152A armored personnel carrier with ZPTU-2 turret (14 Kb) 14 Кб Бронетранспортер БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-2.
Фото: HobbyShop.Ru. Бронеколлекция N5 2001: БТР-152
BTR-152A armored personnel carrier with ZPTU-2 turret (29 Kb) 29 Кб Бронетранспортер БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-2 в Музее бронетанковой техники, Кубинка.
Фото: 1
BTR-152A armored personnel carrier with ZPTU-4 turret (19 Kb) 19 Кб Бронетранспортер БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4. Показ бронетехники на праздновании 80-летия отечественной танковой промышленности. Кубинка, сентябрь 2000 г.
Фото: HobbyShop.Ru. Бронеколлекция N5 2001: БТР-152
BTR-152A armored personnel carrier with ZPTU-4 turret (30 Kb) 30 Кб Бронетранспортер БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4 в Музее бронетанковой техники, Кубинка.
Фото: 1
BTR-152V armored personnel carrier (25 Kb) 25 Кб Бронетранспортер БТР-152В.
Фото: ВОЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ СССР
BTR-152V armored personnel carrier (20 Kb) 20 Кб Бронетранспортер БТР-152В с системой централизованной регулировки давления воздуха в шинах в Музее бронетанковой техники, Кубинка.
Фото: 1
BTR-152V armored personnel carrier (67 Kb) 67 Кб Внешняя система централизованной регулировки давления воздуха в шинах задних колес БТР-152В.
Фото: Russian BTR-152 Russe Pictures - Photos, armoured carrier vehicle
BTR-152V armored personnel carrier (107 Kb!) 107 Кб! Десантное отделение бронетранспортера БТР-152В.
Фото: Russian BTR-152 Russe Pictures - Photos, armoured carrier vehicle
BTR-152V1 armored personnel carrier (118 Kb) 118 Кб Бронетранспортер БТР-152В1.
Фото: АО «БАЗ», 7
BTR-152V1 armored personnel carrier (244 Kb) 90 Кб Место водителя БТР-152В1. Запорожский автомобильный музей «Фаэтон».
Фото: iluhis.com
SPW-152N armored personnel carrier (90 Kb) 90 Кб Бронетранспортер БТР-152В1 состоял на вооружении Народной армии ГДР под обозначением SPW-152N.
Фото: 1
SPW-152N armored personnel carrier (97 Kb) 97 Кб Бронетранспортер БТР-152В1: вид сзади.
Фото: 1
BTR-152V1 armored personnel carrier (45 Kb) 45 Кб Бронетранспортер БТР-152В1 без лебедки.
Фото: BTR-152
BTR-152V1 armored personnel carrier (32 Kb) 32 Кб Бронетранспортер БТР-152В1 в Музее бронетанковой техники, Кубинка.
Фото: 1
BTR-152V1 armored personnel carrier (43 Kb) 43 Кб Трофейный бронетранспортер БТР-152В1 на вооружении армии Израиля. Как и многое другое вооружение советского производства, эти машины были захвачены во время конфликтов с Египтом и Сирией. На машине установлена зенитная установка TA-20.
Фото: 3
BTR-152V1 armored personnel carrier scheme (61 Kb) 61 Кб Схема бронетранспортера БТР-152В1.
Схема: 3
BTR-152E armored personnel carrier with ZPTU-2 turret (28 Kb) 28 Кб Бронетранспортер БТР-152Е с зенитной установкой ЗПТУ-2.
Рисунок: SKIF
Prototype of BTR-152K armored personnel carrier (22 Kb) 22 Кб Прототип бронетранспортера БТР-152К с внешней системой централизованной регулировки давления воздуха в шинах.
Фото: HobbyShop.Ru. Бронеколлекция N5 2001: БТР-152
BTR-152K armored personnel carrier (473 Kb) 473 Кб Бронетранспортер БТР-152К.
Фото: topwar.ru
BTR-152K armored personnel carrier (15 Kb) 15 Кб Бронетранспортер БТР-152К Народной армии ГДР.
Фото: 1
BTR-152K armored personnel carrier (23 Kb) 23 Кб Бронетранспортер БТР-152К в Музее бронетанковой техники, Кубинка.
Фото: 1
Soviet paratroopers on BTR-152K of Afghan army. Kandaghar. 1981 (35 Kb) 35 Кб Десантники на БТР-152К ВС ДРА. Кандагар, 1981 г.
Фото: Афганистан. Фото. Мы. Выпуск #32. Photo. Soviet.
BTR-152U command version (25 Kb) 25 Кб Подвижный пункт управления артиллерией БТР-152У.
Фото: HobbyShop.Ru. Послевоенные танки СССР (1945-1991) часть 3
SPW-152U command version (18 Kb) 18 Кб Машина управления БТР-152У состояла на вооружении Народной армии ГДР под обозначением SPW-152U.
Фото: HobbyShop.Ru. Послевоенные танки СССР (1945-1991) часть 3
BTR-E152V armored personnel carrier (27 Kb) 27 Кб Экспериментальный бронетранспортер БТР-Э152В преодолевает окоп.
Фото: 5
BTR-E152V armored personnel carrier (9 Kb) 9 Кб Экспериментальный бронетранспортер БТР-Э152В зимой 1957-58 г.
Фото: 5
BTR-E152V armored personnel carrier (15 Kb) 15 Кб БТР-Э152В отличался равноудаленными друг от друга осями и шинами большего размера.
Фото: 5

Источники:
1. БРОНЯ. Бронетранспортер БТР-152
2. Soviet BTR-152.K Armoured Personnel Carrier with Armoured Roof
3. BTR-152 series of 6x6 armoured vehicles
4. А.В. Карпенко «Обозрение отечественной бронетанковой техники»
5. BTR-152
6. half-tracks
7. Валерий Васильев, «К 40-летию Брянского автомобильного завода». «Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра», февраль 1999 г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»