|
64Л6 «Гамма-С1» РЛС обнаружения воздушных целей
64L6 «Gamma-S1» 3-D target acquisition radar
|
|
В 1970-1980-х годах основную нагрузку по выполнению боевых задач радиолокационного обеспечения
ВВС и Войск ПВО на средних и больших высотах выполняли радиолокационные станции П-37 в комплексе
с радиолокационными высотомерами типа ПРВ-13, ПРВ-16. Высоким требованиям, предъявляемым в то время
современными авиационными средствами перехвата перспективных средств воздушного нападения, к качеству
информации, производительности, прежде всего по темпу выдачи высоты (5-6 целей в минуту), комплекс
дальномер – высотомер не соответствовал. На замену РЛС П-37 (и на её базе комплекса дальномер-высотомер)
Всероссийскому НИИ радиотехники (сегодня ОАО "ВНИИРТ") была задана разработка мобильной трехкоординатной
РЛС "Гамма-С1".
По своей идеологии она задумывалась как станция боевого режима межвидового применения в двух видах
Вооруженных Сил (в то время – Войск ПВО и ВВС). Предъявленные тактико-технические требования были
направлены, прежде всего, на реализацию высокой степени автоматизации, адаптивности к внешней обстановке,
возможности работы по малоразмерным целям, высокой помехозащищенности ко всем видам естественных и
искусственных помех, повышения надежности, мобильности и живучести.
Результаты проведенных испытаний опытного образца РЛС "Гамма-С1" подтвердили, что станция обеспечивает:
- обнаружение и измерение 3-х координат воздушных объектов;
- определение государственной принадлежности воздушных объектов;
- распознавания классов целей;
- определение угломерных и азимутальных пеленгов на постановщики активных помех;
- выдачу цифровой трассовой информации потребителям.
РЛС реализована полностью на отечественной элементной базе. В качестве антенной системы применена плоская
фазированная антенная решетка (ФАР) в отличие от РЛС предыдущих разработок, имеющих зеркальные антенны.
Реализация ФАР позволила применить электронное сканирование передающего и приемных лучей диаграммы
направленности РЛС в вертикальной плоскости. Надо отметить прогрессивность реализованного последовательного
обзора пространства, который позволяет программным способом управлять в пространстве излучаемой РЛС энергией.
Передающее устройство построено на современном отечественном электровакуумном приборе (многолучевом
широкополосном клистроне), имеющим достаточно большую выходную мощность, высокую надежность, а также обладающим
показателями по электромагнитной совместимости и массогабаритными характеристиками на уровне лучших мировых образцов.
Аппаратура РЛС обеспечивает высокую степень автоматизации процессов обнаружения целей и управления
режимами работы. Выбор режимов работы РЛС осуществляется по результатам анализа целевой и помеховой
обстановки автоматически или оператором.
Цифровая система обработки РЛС предусматривает:
- автоматическое обнаружение целей;
- автоматический и полуавтоматический захват и сопровождение обнаруженных целей;
- автоматическое и полуавтоматическое управление режимами работы РЛС;
- автоматическое управление каналом определения государственной принадлежности и отождествление его информации с данными по сопровождаемым целям;
- формирование и выдачу информации на средства отображения (описание целей, информация о состоянии и загрузке вычислительных средств и т.д.);
- формирование и выдачу информации внешним потребителям.
Подавление активных и пассивных помех, а также мешающих отражений производится автоматически. РЛС обладает
высокой адаптивностью и избирательностью в условиях естественных и специально организованных помех.
Эффективность аппаратуры защиты РЛС от помех обеспечивается за счет:
- относительно низкой импульсной излучаемой мощности при большой длительности импульса;
- низкого уровня боковых лепестков диаграммы направленности;
- изменения периода повторения и длительности сигнала при угломестном сканировании;
- сжатия сигналов;
- автоматической регулировки усиления (АРУ, ВАРУ) и динамического диапазона (АРДД);
- стабилизации уровня ложных тревог;
- использования аппаратуры автокомпенсации при работе в АШП;
- применения режимов защиты от специальных видов помех (несинхронных, ответных, ответных импульсных, шумовых скользящих по частоте);
- доплеровской фильтрации, бланкирования сигналов и помех с малой радиальной скоростью, межобзорной обработки.
РЛС оснащена встроенной автоматизированной системой функционального контроля, которая осуществляет
непрерывное диагностирование с достоверностью не менее 0,95 и выдачу оператору информации о состоянии
аппаратуры РЛС.
Эффективные методы контроля и технического обслуживания, а также блочно-модульное построение аппаратуры
РЛС обеспечивают простоту ремонта, позволяют без применения дополнительного оборудования осуществлять замену
неисправных сменных элементов (узлов, ячеек, блоков).
Опытный образец РЛС "Гамма-С1" привлекался к проведению войсковых учений, где подтвердил высокие
тактико-технические характеристики.
В 2003 году началось серийное оснащение войск РЛС "Гамма-С1". Производство РЛС осуществляет
ОАО "Муромский завод радиоизмерительной аппаратуры" (ОАО "МЗРИП"), совместно с ОАО "ВНИИРТ" и ОАО
"Правдинский завод радиорелейной аппаратуры" (ОАО "ПЗРА").
Первый серийный образец РЛС был развернут и прошел опытную эксплуатацию в одном из радиотехнических
подразделений РТВ Командования специального назначения (г. Москва).
Войсковой опыт боевого применения и эксплуатации РЛС показал, что она может применяться:
- в автоматизированных и неавтоматизированных радиотехнических подразделениях, в первую очередь обеспечивающих истребительную авиацию (ИА) в качестве основной РЛС боевого режима средних и больших высот;
- в качестве станции мобильного резерва для повышения живучести радиолокационной системы;
- в мирное время для решения задач боевой подготовки ИА и выполнения задач боевого дежурства.
Опыт серийного производства РЛС "Гамма-С1" и эксплуатации в войсках показал, что станция обладает высокими
модернизационными возможностями. В ходе производства проводятся работы по внедрению новых узлов, блоков и систем
с применением перспективной элементной базы, замене рабочих мест, сокращению массогабаритных характеристик и
потреблению электропитания.
Применение современных аппаратно-программных средств позволит в ходе дальнейших работ по модернизации получить
новое качество – создать на базе аппаратной кабины РЛС автоматизированный пункт управления мобильного
радиотехнического подразделения.
Использование в радиотехнических войсках ВВС модернизированной РЛС "Гамма-С1" со встроенной аппаратурой
сбора, обработки и выдачи радиолокационной информации позволит уменьшить суммарное количество транспортных
единиц комплекса РЛС-КСА, обеспечить повышенную мобильность и живучесть,а также значительно повысить возможности
по оперативному наращиванию и восстановлению радиолокационного поля.
ОАО "ВНИИРТ" сумел достаточно в короткий срок создать и совместно с коллективами ОАО "МЗРИП" и "ПЗРА" внедрить
в серийное производство новую перспективную РЛС боевого режима с ФАР. Радиолокатор рождался в очень сложных
условиях, но живет и подтверждает в войсках свои высокие характеристики.
Основные характеристики |
РЛС 64Л6Е «Гамма-С1Е» |
Диапазон радиоволн |
сантиметровый |
Зона обзора: |
по дальности, км |
10-300 |
по азимуту, град |
360 |
по углу места, град |
от -2 до +30 |
по высоте, км |
не менее 30 |
Период обзора пространства, с |
10 |
Коэффициент подавления отражений от местных предметов, дБ |
не менее 45 |
Точность измерения координат, не хуже: |
по дальности, м |
50 |
по азимуту, мин |
15 |
по углу места, мин |
10…15 |
по высоте, м |
400 |
Разрешающая способность: |
по дальности, м |
250 |
по азимуту, град |
1,4 |
Количество сопровождаемых целей |
не менее 100 |
Выдаваемая радиолокационная информация |
трассовая, координатная |
Съем и передача данных |
автоматические (полуавтоматические) через АПД по радиоканалу (проводным линиям) |
Потребляемая мощность, кВт |
70 (лето), 90 (зима) |
Время непрерывной работы, ч |
72 |
Среднее время наработки на отказ, ч |
500 |
Среднее время восстановления, ч |
0,5 |
Время включения, мин |
5 (3 - экстренное) |
Время свертывания (развертывания), мин |
40 |
Эксплуатационный расчет (одна смена), чел |
3 |
Система электропитания |
автономная; промышленная сеть |
Скорость передвижения по дорогам, км/ч: |
шоссейным |
40…50 |
грунтовым |
20…30 |
Условия работы: |
температура окружающего воздуха, °С |
±50 |
относительная влажность воздуха, % |
до 98 при 25 °С, иней, роса, дождь |
скорость ветра, м/с |
до 25 |
высота размещения над уровнем моря, м |
до 2000 |
|