конверсионная техника, спецтехника, дорожно-строительная, новая с хранения или восстановленная
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net & legion.r1a.ru)
отечественное оружие и его
создатели после WWII











D-48 85-mm anti-tank gun (80 Kb) Д-48
85-ММ ПРОТИВОТАНКОВАЯ ПУШКА
 
D-48 85-mm anti-tank gun
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

85-мм ПТП Д-48 была спроектирована КБ завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова на базе 85-мм дивизионной пушки Д-44. Опытный экземпляр Д-48, изготовленный заводом №9, был сдан ГАУ 31 декабря 1948 года. Полигонные испытания его проводились на ГАП в первом квартале 1949 года, однако на 399 выстреле испытания приостановили, так как дульный тормоз повышенной эффективности «калечил расчет». После доставки нового дульного тормоза во второй половине апреля испытания возобновились и продолжились до июня 1949 года. Доработанный по результатам полигонных испытаний новый образец Д-48 был закончен заводом в апреле 1950 года, а затем пушка прошла сравнительные испытания с 85-мм ПТП С-6, спроектированной в ЦНИИ-58 под руководством Г.В. Грабина. По результатам испытаний военные выбрали Д-48 и она была принята на вооружение в 1953 году.

Первый заказ на 50 пушек Д-48 был выдан заводу №9 на 1954 год, но завод так ничего и не сделал, и заказ передали заводу №75 в г. Юрга Кемеровскойя обл. (ныне — ОАО «Юргинский машиностроительный завод», ЮМЗ). Здесь в 1955 году и была изготовлена первая серийная партия Д-48.

Основной особенностью противотанковой пушки Д-48 (заводское обозначение — 52-П-372) являлся исключительно длинный ствол. Для обеспечения максимальной начальной скорости снаряда длина ствола была доведена до 74 калибров (6290 мм). Он состоял из трубы-моноблока (число нарезов — 24), казённика, обоймы и дульного тормоза. С трубой казённик соединен при помощи муфты. Эффективность cъёмного дульного тормоза составляла 68%. Высота линии огня — 830 мм.

Вертикальный клиновой затвор с пружинной полуавтоматикой был заимствован от 100-мм противотанковой пушки образца 1944 года БС-3 и допускал темп ведения стрельбы с максимальной скоростью 15 выстрелов в минуту.

Противооткатные устройства (гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник) закреплены в обойме над стволом, как это сделано на «дивизионке». При выстреле они откатываются вместе со стволом. Так же (справа от ствола) расположен уравновешивающий пневматический механизм толкающего типа.

Люлька литая цилиндрическая. Слева от ствола смонтированы односекторный подъёмный и винтовой поворотный механизмы, с помощью которых орудие может наводиться на цель в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -6° до +35° и в горизонтальной — в пределах угла в 54°. По своей конструкции подъёмный и поворотный механизмы аналогичны соответствующим механизмам пушки Д-44.

В качестве прицельных приспособлений на Д-48 устанавливаются механический прицел С71-77 (для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой, установлен постоянно), оптический прицел ОП2-77 или ОП4-77 (для стрельбы прямой наводкой, установлен постоянно), орудийная панорама ПГ-1 (при транспортировке снимается).

Значительные изменения (по сравнению с пушкой Д-44) претерпел нижний станок лафета. К его литому корпусу были шарнирно прикреплены раздвижные станины коробчатого сечения с постоянными сошниками. На конце левой станины закреплён подхоботовый каток для перекатывания пушки на небольшое расстояние силами расчета.

В ходовой части пушки использованы колёса от грузового автомобиля ЗиС-5 с шинами «ГК» (т.е. заполненными губчатым каучуком). Наличие торсионного подрессоривания ходовой части позволяло буксировать пушку армейскими грузовыми автомобилями (4х4 или 6х6) или гусеничными артиллерийскими тягачами со скоростью до 60 км/ч.

Для перевода пушки из походного положения в боевое и обратно расчёту требовалось 1,5…2 минуты.

Боекомплект пушки состоял из 100 унитарных выстрелов (созданных специально для Д-48): 44 бронебойных и 56 осколочно-фугасных (из них 8 с полным зарядом и 48 с уменьшенным зарядом).

Выстрел Масса, кг Начальная
скорость
снаряда, м/с
Дальность стрельбы, м Бронепробиваемость
под углом 60°/90°, мм
снаряда ВВ макс. прямого
выстрела
500 м 1000 м 1500 м 2000 м
 Осколочно-фугасный снаряд ОФ-372
УОФ372(У) 9,66 0,74 1010 18970 1200
 Бронебойный подкалиберный снаряд БР-372
УБР-372 9,3 0,05 1040 н/д 1230 160/190 150/185 135/165 120/145
 Бронебойный кумулятивный снаряд 3БК7 (3БК7М)
3УБК5 7,22 925 2000 940 н/д 192/н/д н/д н/д
 н/д — нет данных

Пушка Д-48 находилась в производстве с 1954 по 1957 год. За это время было изготовлено 819 ед., в т.ч. 100 — Д-48Н (1957, заводское обозначение — 52-П-372Н, с ночным прицелом АПН2-77 или АПН3-77). Лицензионные Д-48 выпускались в Китае под обозначением «тип 60». Поставлялись в страны Варшавского договора, Пакистан (китайские) и др.

В 1958 году большинство конструктивных элементов Д-48 были использованы при создании первой в мире серийной гладкоствольной противотанковой пушки Т-12 (2А19).


СД-48. 2 апреля 1954 года Постановлением СМ №598-265 было инициировано создание 85-мм противотанковой самодвижущейся пушки СД-48. Технический проект этой пушки поступил из ГАУ в ОКБ-9 26 ноября 1954 года. Конструкция трансмиссии и ходовой части уже были отработаны на 85-мм самодвижущейся пушке СД-44, но для более тяжёлой ПТП требовался более мощный двигатель, проектировать который было поручено НАМИ. 5 сентября 1955 года были готовы рабочие чертежи двигателя, и после его получения завод №9 в конце 1956 года собрал опытный образец пушки СД-48. Данных об её испытаниях не найдено. На вооружение СД-48 не принималась.

СД-66. 11 ноября 1957 года в ГАУ был рассмотрен разработанный ОКБ-9 проект колесной самоходной пушки СД-66. Пушка представляла собой четырехколесный лафет с орудием Д-48, установленным для обеспечения кругового обстрела на погон танкового типа. Конструктивно лафет — единая рама с бронированной спереди кабиной, четырьмя откидывающимися сошниками и жестко закрепленными на ней передним и задним ведущими мостами от грузового автомобиля ГАЗ-63. От него же взяты КПП, раздаточная коробка, сцепление, гидравлические тормоза, рулевое управление и колёса с широкопрофильными шинами размерностью 12,00-18". В движение, скорость которого могла достигать 65 км/час, пушку СД-66 приводил двигатель с воздушным охлаждением НАМИ-030-6 мощностью 68 л.с. Запас хода — 400 км. Масса орудия: сухой вес — 4,8 т., в походном положении — 5,47 т.

Предусматривался централизованный регулятор давления в шинах, что позволяло значительно увеличивать проходимость СД-66. При этом минимальное удельное давление на грунт могло составить около 0,3 кг/см2.

Для перевода пушки из походного положения в боевое и обратно служила гидросистема, состоявшая из лопастного гидронасоса, трех гидродомкратов телескопического типа и бака для жидкости. Включение гидронасоса и управление домкратами производилось из кабины водителя. Время перевода пушки в боевое положение — 20 сек.

На пушке размещено 37 выстрелов (27 в кассетной укладке и 10 выстрелов в парковой укупорке) и 4 человека расчета: двое в кабине и два номера расчета на специальных сидениях, защищенных на марше боеукладкой.

В заключении ГАУ было отмечено, что в проекте не было выполнено требование по обеспечению движения в походном положении стволом вперед. Конструкторы объясняли это тем, что такое решение было технически сложным, приводило к ухудшению обзора водителя и увеличивало общую высоту системы. Особо было отмечено, что при отсутствие подвески детали механизмов пушки и трансмиссии будут находиться с точки зрения ударных нагрузок при движении в неблагоприятных условиях. Несмотря на замечания, в принципе ГАУ одобрило проект СД-66 и предложило заводу №9 изготовить макетный образец установки.

 Характеристики 85-мм противотанковая пушка Д-48
Расчёт, чел 6
Масса в боевом положении, кг 2350 (2400*)
Длина ствола, клб 74,0
Габариты, мм*
- длина
- ширина
- высота

9195
1780
1475
Угол возвышения/склонения, град +35/-6
Угол горизонтальной наводки, град 54
Начальная скорость снаряда, м/с
- подкалиберного
- кумулятивного
- осколочно-фугасного

1040
925
1010
Масса ОФС снаряда, кг 9,66
Максимальная дальность стрельбы, м
- ОФС
- прямого выстрела

18970
1230
Скорострельность, выстр./мин до 15
 * В походном положении

D-48 85-mm anti-tank gun (80 Kb) 85 Кб 85-мм противотанковая пушка Д-48 на Поклонной горе, г. Москва.
Фото: 4
D-48 85-mm anti-tank gun (80 Kb) 85 Кб 85-мм противотанковая пушка Д-48.
Фото: 4
D-48 85-mm anti-tank gun (151 Kb) 151 Кб 85-мм противотанковая пушка Д-48 в Пензенском ВАИУ.
Фото: 5
D-48 85-mm anti-tank gun (80 Kb) 85 Кб 85-мм противотанковая пушка Д-48.
Фото: 4
D-48N 85-mm anti-tank gun (176 Kb) 176 Кб Пушка Д-48Н в Центральном музее ВС, г. Москва.
Фото: yurashik, это Д-48 или что? - Guns.ru Talks

Источники:
1. Шунков В.Н. Артиллерия. ООО «Попурри», 2001.
2. Техника и Вооружение № 10, 1997 г. Александр Широкорад. Отечественная противотанковая артиллерия
3. KM.RU Энциклопедия вооружений. 85-мм самодвижущаяся пушка СД-66
4. 85-мм противотанкова пушка Д-48 (фотосессия Макарова А.Н.)
5. 100-мм противотанковая пушка Т-12 (фотосессия Юрия Пивкина)



 


 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»

Loading...
© Роман Астахов (R. Astakhoff), asoff@narod.ru 1997 — 2014, С.-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
Любое использование авторских материалов и их подборки ЗАПРЕЩЕНО без ссылки
(в Интернете – активной гиперссылки) на сайт русская-сила.рф (r1a.ru)
Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх