Авиадесантная самоходная установка «Объект 572» была
изготовлена на заводе № 40 (с 26 сентября 1948 года — Мытищинском ордена
Отечественной войны I степени машиностроительном заводе, ММЗ)
конструкторским бюро (ОКБ-40) во главе с Н.А. Астровым в 1948 году.
Установка предназначалась для укомплектования частей и подразделений
воздушно-десантных войск.
Самоходка прошла полигонные испытания в апреле 1949 года,
войсковые — в июне 1949 года. В 1951 году на ММЗ началось
ее серийное производство под обозначением АСУ-57. Позднее,
эта работа была отмечена Государственной премией
СССР.
АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок с передним
расположением МТО. Боевое
отделение, находившееся в кормовой части корпуса, было совмещено
с отделением управления.
Броневая защита АСУ-57 — противопульная. Корпус изготовлялся
на Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования (ДРО)
из стальных и алюминиевых броневых листов, соединенных сваркой и
клепкой. Носовую часть составляли два броневых листа, сваренных
между собой и с бортами корпуса. К нижнему листу прикреплена
передняя часть днища. Борта корпуса — это вертикальные бронелисты,
приваренные к нишам подвески, бортовым нишам и лобовым щитам.
Днище корпуса — дюралюминиевый лист, соединенный заклепками с
лобовыми листами и нишами подвески. Штампованный из дюралюминия
кормовой лист крепится на заклепках к днищу и бортам корпуса.
Верхние части лобового и бортовых листов корпуса - откидные. В
нишах боевого отделения, расположенных на надгусеничных полках,
находились аккумуляторы, часть боекомплекта и
ЗИП. При необходимости
боевое отделение сверху прикрывалось съемным брезентовым тентом.
В МТО поперек корпуса самоходки
расположен карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного
охлаждения М-20Е (аналогичный устанавливаемому на легковом автомобиле
повышенной проходимости ГАЗ-69).
Двигатель, коробка передач и бортовые фрикционы с ленточными тормозами
образуют единый блок, опирающийся на четыре эластичные опоры. Бортовые
передачи представляют собой простой редуктор. В передней части корпуса
также расположены радиаторы (водяной и масляный) и вентилятор с
приводом.
В боевом отделении размещалась длинноствольная 57-мм пушка Ч-51,
созданная в 1948-1950 гг. в ОКБ
завода № 106. Ствол-моноблок пушки был оснащен двухкамерным дульным
тормозом и эжектором, который находился на расстоянии 4 калибров
от дульного среза. Пушка имела вертикальный клиновый затвор с
полуавтоматикой копирного (механического) типа и корытообразной
люлькой. В ее передней части находилась труба, а в ней —
гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. За
люлькой помещались направляющие для захватов ствола. Качающаяся
часть и люлька были смонтированы на рамке.
При ведении огня с закрытых позиций применялась артиллерийская
панорама, а при стрельбе прямой наводкой расчет пользовался
оптическим прицелом ОП2-50, шкалы которого ночью и при плохой
видимости подсвечивались.
В 1955 году было начато производство модернизированного
варианта пушки, получившего индекс Ч-51М. Двухкаморный дульный
тормоз с эффективностью 68% заменил новый, щелевой; открывание
затвора и экстракция гильз производилась в конце наката, а не
в конце отката, как у Ч-51; в поворотный механизм было введено
тормозное устройство.
бронепробиваемость, мм/ расстояние, м/угол встречи, град
106/500/90 96/1000/90
145/500/90 72/2000/90
—
100/1000/60
н/д — нет данных
Весь экипаж располагается в боевом отделении: сиденье
механика-водителя находится спереди у правого борта; заряжающий
сидит позади механика-водителя; сиденье командира, выполняющего
обязанности наводчика и радиста, находится спереди у левого борта.
Ходовая часть самоходки состоит из трех обрезиненных опорных
катков, обрезиненного натяжного колеса, выполняющего роль опорного,
в балансир которого встроен механизм натяжения винтового типа,
двух поддерживающих роликов и звездочки на каждый борт. Звездочки
имеют по два зубчатых венца с асимметричным профилем зубьев.
Двухшаговое зацепление гусеницы с ведущим колесом исключало ее
выпучивание в тормозном режиме. Подвеска трубчато-стержневая
торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних узлах,
торсионы первого, второго и третьего катков правого борта смещены
относительно левых на 70 мм. Балансиры первых катков правого борта
и левого борта соединены тягами с гидравлическими амортизаторами.
Гусеничная цепь — металлическая, мелкозвенчатая, шириной 204 мм
состоит из 80 траков с шагом 86 мм. Каждый трак имеет по два гребня.
До появления подходящих самолетов ВТА
транспортировка АСУ-57 могла осуществляться только тяжелыми планерами
Як-14 и Ил-32. Для предотвращения
раскачки корпуса машины при ее транспортировке в планере или самолете
использовалось устройство, фиксирующее крайние узлы подвесок на корпус.
Машина оснащалась танковым переговорным устройством ТПУ-47 на три
абонента, радиостанцией 10-РТ-12 (с 1961 года — соответственно
Р-120 и Р-113) и ПНВ. Радиостанция размещалась в
боевом отделении — перед сиденьем командира и работала со штыревой
антенной высотой от 1 до 4 м. Максимальная дальность связи для Р-113 —
до 20 км.
Впервые АСУ-57 была продемонстрирована на военном параде на
Красной площади в Москве 1 мая 1957 года.
модификации
АСУ-57П. В 1954 году в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова на базе АСУ-57 была создана плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57П («Объект 574»).
Силовая передача отличалась наличием коробки отбора мощности с приводом на гребной винт, размещенный в нише днища. Первоначально в качестве водоходного движителя применили опробованный на легком танке вариант — два гребных винта с приводом от направляющих колес. Это обещало прекрасную маневренность на плаву, однако гусеницы при этом не отключались, а при выходе на берег, когда двигатель работал на низших передачах, не хватало тяги. Более эффективной оказалась схема, отработанная на довоенном легком танке Т-40, на котором винт с рулем в потоке находились в туннеле.
В систему охлаждения был добавлен теплообменник, который при движении на плаву обеспечивал отвод тепла от охлаждающей жидкости в забортную воду, нагнетаемую гребным винтом.
Машина получила пушку Ч-51П, которая представляла собой модернизированную пушку Ч-51М и отличалась от последней соединением трубы с более технологичным активным дульным тормозом, конструкцией казенника, механизма полуавтоматики и подъемного механизма. Цапфы люльки перенесены вперед на 22 мм.
Характеристики
АСУ-57
АСУ-57П
Экипаж, чел
3
3
Боевая масса, т
3,35
3,4
Габаритные размеры, мм - длина с пушкой - длина корпуса - ширина - высота - клиренс
Средством десантирования АСУ-57 являлась парашютная платформа П-7 с многокупольной системой. Экипаж самоходки при этом приземлялся отдельно от машины.
Фото: ASU-57
29 Кб
АСУ-57 на парашютной платформе П-7, подготовленная к десантированию методом парашютирования.
Схема: 1
157 Кб
Платформа (контейнер) П-127 производства Куйбышевского механического завода (КМЗ), загруженная самоходной установкой АСУ-57, после приземления на парашютной системе ПГ-6228-59.
Фото: Фотоблог Вадима Кондратьева
45 Кб
Начиная с 1955 года на АСУ-57 стали устанавливать модернизированную пушку Ч-51М.
Фото: 1
Командно-штабная машина АСУ-57КШМ, загруженная на платформу ПП-127-3500 производства Куйбышевского механического завода.
Фото: Фотоблог Вадима Кондратьева
12 Кб
Шасси на агрегатах АСУ-57 для опытной легкой авиадесантной самоходной артиллерийской установки БСУ-11-57Ф. Всего было изготовлено 4 машины. У единственного сохранившегося экземпляра отсутствует 107-мм безоткатная пушка. Парк Победы на Поклонной горе, Москва.
Фото: "Яблоко России" №47 (81) 6 ноября 1999 года
553 Кб
Плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57П («Объект 574»). Историческая экспозиция III Международного салона вооружения и военной техники «МВСВ-2008», ЦВК «Экспоцентр» (Москва), 20–24 августа 2008 г.
Фото: А.В. Карпенко, МВСВ-2008
Источники:
1. Холявский Г.Л. Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины, 1919-2000 гг. (САУ, ЗСУ, БТР, БМП, БРМ, самоходные ЗРК, ПТРК)/ - Мн.: ООО "Харвест", 2001. - 656 с.: ил.
2. Броневой щит крылатой пехоты, журнал «Моделист-конструктор» №2 19?? г.
3. Журнал «Техника молодежи» №? 19?? г.
4. Авиадесантная самоходная установка АСУ-57
5. Сборник плакатов «Артиллерия»
6. Журнал Техника и Вооружение