Il-12D Coach military freighter aircraft (29 Kb) Ил-12Д
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ
 
Il-12D Coach military freighter aircraft
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В первые послевоенные годы (1946—1950) в нашей стране возросли грузовые перевозки воздушным транспортом. В связи с этим коллективом ОКБ С.В. Ильюшина на базе пассажирского самолета Ил-12 в 1947 г. была создана его первая транспортная (грузовая) модификация Ил-12Т, что положило начало новому творческому направлению в деятельности ОКБ — созданию транспортных и грузовых самолетов.

Новый транспортный самолет по замыслу должен был заменить Ли-2, который кроме пассажирского применялся также в грузовом варианте, в вариантах для полетов со снежных и ледовых аэродромов, для аэрофотосъемки, геологической разведки и для обслуживания различных экспедиций.

Поскольку в одном самолете было нерентабельно совмещать пассажирский и грузовой варианты, конструкторами ОКБ был разработан и в 1947 г. построен модифицированный транспортный самолет Ил-12Т грузоподъемностью 3000 кг, который имел примерно те же основные летно-технические данные, что и базовый пассажирский Ил-12, и отличался от него лишь доработанной конструкцией фюзеляжа. При этом пассажирская кабина была переоборудована в грузовую (1,94х2,67х12,7 м), на левом борту фюзеляжа позади крыла установлена большая двухстворчатая грузовая дверь. Пол грузовой кабины заменен усиленным, металлическим. Входная дверь и дополнительная дверь (0,9х1,4 м) в задней створке грузовой двери были выполнены открывающимися внутрь кабины. Вдоль бортов грузовой кабины располагались откидные сиденья, а в начале и в конце ее были установлены лебедки, предназначенные для перемещения грузов.

Самолет Ил-12Т не только превосходил Ли-2Гр по ЛТХ, но и обладал повышенными транспортными возможностями, так как его грузовая кабина была на 3,3 м длиннее и несколько шире, а грузовая дверь имела размеры 2.4Х 1,65 м (вместо 1,5х1,62 м на Ли-2Гр). Выполнение погрузочно-разгрузочных работ на Ил-12Т, имеющем при стоянке почти горизонтальное положение пола, упрощалось по сравнению с Ли-2Гр, на котором наклон пола грузовой кабины был около 11°.

Загрузка и разгрузка самолета осуществлялись при помощи наземных погрузочных средств: автопогрузчика или транспортера. Самолеты Ил-12Т строились серийно в 1947—1949 гг. и в течение ряда лет эксплуатировались на гражданских авиалиниях. Самолет использовался также в Полярной авиации и в ВВС страны.

Десантно-транспортныи самолет Ил-12Д был построен в 1948 г. и явился дальнейшим развитием транспортного самолета Ил-12Т. Ил-12Д — многоцелевой самолет. Его использовали в различных вариантах применения, основными из которых являются: транспортный — для перевозки различных грузов общей массой до 3700 кг; десантный — для транспортировки и сбрасывания на парашютах различных грузов или 38 парашютистов-десантников; санитарный — для транспортировки 27 носилочных больных или раненых с сопровождающим медработником; буксировочный — для буксировки планеров средней грузоподъемности.

На самолете было смонтировано десантно-транспортное оборудование для всех четырех вариантов, в связи с чем значительно повышалась эффективность использования и автономность эксплуатации самолета. Переоборудование самолета из одного варианта в другой могло выполняться экипажем в аэродромных условиях.

Грузовая кабина самолета Ил-12Д та же, что и на Ил-12Т. В отличие от Ил-12Т входная дверь по правому борту была увеличена (0,9х1,6 м). Благодаря наличию на самолете двух дверей выброска парашютистов-десантников осуществлялась в два потока и занимала минимальное время, что обеспечивало высокую кучность в месте приземления.

В средней части грузовой кабины перед центропланом и позади него в полу были сделаны большие грузовые люки (колодцы) размером 0,8х2,1 м для сбрасывания десантируемых грузов, которые подвешивались на замках кассетных держателей, установленных в грузовой кабине над люками. Снаружи самолета под центропланом были установлены три балочных держателя для подвески крупногабаритных десантируемых грузов.

В верхней части фюзеляжа над центропланом для обороны самолета предусматривалась установка турели с пулеметом. Турельный люк использовался также под установку астрономического купола для астронавигационных наблюдений.

На левом борту у рабочего места штурмана вместо окна был установлен прозрачный блистер полусферической формы с прицелом для сбрасывания десантируемых грузов.

Для контроля результатов сбрасывания десантируемых грузов, а также для выполнения маршрутной аэрофотосъемки в фюзеляже устанавливался аэрофотоаппарат, управление которым осуществлялось с рабочего места штурмана.

В ХЧФ имелся замок для буксировки планера с тросовым управлением из кабины пилотов.

Загрузка и разгрузка самолета могли производиться при помощи наземных погрузочных средств или специальных бортовых (перевозимых на самолете) погрузочных приспособлений, состоявших из грузовой площадки, устанавливавшейся у порога грузовой двери, разборного погрузочного трапа и лебедки. С помощью лебедки тяжелые грузы и небольших габаритов колесная техника могли втаскиваться по трапу в кабину и перемещаться по ней. Наличие на борту самолета таких погрузочных приспособлений значительно повышало его автономность при эксплуатации на необорудованных аэродромах.

Самолет Ил-12Д строили серийно в 1948—1949 гг., в течение ряда лет он был основным десантно-транспортным самолетом в ВВС страны.

В марте—апреле 1950 г. два самолета Ил-12Д с буксируемыми грузовыми планерами конструкции П.Б.Цыбина Ц-25 поднялись с одного из подмосковных аэродромов, совершили уникальный перелет к Северному полюсу, выполнив посадку на льдину первого арктического десанта на планерах, а затем благополучно завершили обратный длительный беспосадочный перелет до Красноярска.

Кодовое обозначение НАТО - Coach (Тренер).

 Характеристики Ил-12Т Ил-12Д
Размах крыльев, м 31,7
Длина фюзеляжа, м 21,31
Высота, м N/A
Площадь крыла, кв.м 103,0
Тип двигателя АШ-82ФН
Тяга двигателя, кгс 2 х 1850
Масса снаряженного самолета, кг 12500 12560
Масса максимальная взлетная, кг 17250 18500
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 3000 3850
Крейсерская скорость полета, км/ч 300...320
Высота крейсерского полета, м 3000
Дальность полета с максимальной нагрузкой, км 900...1000 1100...1200
Разбег, м N/A
Пробег, м N/A
 N/A - нет данных

Экипаж: 5 чел.

Il-12D Coach military freighter aircraft (29 Kb) 29 Кб Военно-транспортный самолет Ил-12Д (кодовое обозначение НАТО - Coach).
Фото: «Самолеты ОКБ имени С.В. Ильюшина» Г.В.Новожилов
Il-12 Coach passanger aircraft (46 Kb) 46 Кб Пассажирский самолет Ил-12.
Фото: «Самолеты ОКБ имени С.В. Ильюшина» Г.В.Новожилов
Il-12 Coach layer scheme (14 Kb) 14 Кб Схемы кабин транспортных самолетов, созданных на базе Ил-12.
Схема: «Самолеты ОКБ имени С.В. Ильюшина» Г.В.Новожилов

Источники:
1. «Самолеты ОКБ имени С.В. Ильюшина» Г.В.Новожилов






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»