Su-7U Moujik training aircraft (91 Kb) Су-7У
УЧЕБНО-БОЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК
 
Su-7U Moujik training fighter-bomber
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Для обучения летчиков Су-7Б ВВС требовался учебно-боевой самолет, но из-за загруженности ОКБ П.О. Сухого основной объем работ по созданию учебно-боевого Су-7У (У-22) был выполнен в филиале ОКБ на серийном заводе.

Опытный У-22-1 собрали лишь к концу лета 1965-го, после чего его перевезли в Москву. Впервые У-22-1 взлетел 25 октября 1965 года (летчик-испытатель ОКБ Е.К. Кукушев). Заводской этап испытаний завершили к декабрю, а с января по май следующего года на двух опытных образцах провели госиспытания. В серию самолет запустили в начале 1966 года.

Кресла экипажа на «спарке» разместили тандемно, снабдив обе кабины индивидуальными подъемными частями фонаря, открывающимися вверх. На крышке фонаря кабины был установлен перископ с большим зеркалом, улучшающий обзор вперед при взлете и посадке. Инструктор имел дублирующий комплект приборов и органов управления и мог в любой момент «подстраховать» курсанта. Машину оснастили ТРД АЛ-7Ф1-200 и системой аварийного покидания КС-4У-22, обеспечивающей безопасное раздельное катапультирование членов экипажа. На верхней части фюзеляжа, удлиненного по сравнению с Су-7БМ, появился гаргрот, в котором разместили большую часть РЭО и жгуты электрооборудования. Номенклатура оборудования учебно-боевой модификации отличалась от имевшейся на Су-7БМ лишь наличием самолетного переговорного устройства СПУ-9 и автопилота АП-28И2У. Учебные машины оснастили прицелом АСП-5НД-7У, а с 12-й серии его заменили АСП-ПФ-7У. С 14-й серии было изменено размещение органов управления вооружением в кабине инструктора. Из-за возросшего веса пришлось снять одну пушку. Остальное вооружение Су-7У, в основном, было таким же, как и у Су-7БМ (включая систему управления ядерным боеприпасом).

К концу 1966 года в производстве находился и экспортный вариант «спарки» — Су-7УМК (У-22МК). Су-7УМК, отличался, в основном, системой госопознавания. Соцстраны получили Су-7У, идентичные советским. Обе модификации строились параллельно с Су-7БКЛ и Су-7БМК до конца 1971 года.

Су-7У (кодовое обозначение НАТОMoujik) использовался для обучения не только в ВВС, но и в ПВО, где остро ощущался недостаток учебно-боевых Су-9У.

Су-7У широко использовались и как ЛЛ. В 1969 году для отработки ЭСДУ опытного самолета Т-4 один из Су-7У был превращен в ЛЛ «100ЛДУ». В НЧФ установили дестабилизатор, фиксация которого в дозвуковом полете делала машину статически неустойчивой по перегрузке. Это позволило отработать структуру автомата продольной устойчивости с интегральным законом управления. В 1973-1974 годах на «100ЛДУ» были проведены работы по проверке и уточнению законов работы СДУ-СУУ (система улучшения управляемости и устойчивости) самолета Т-10.

Несколько «спарок» использовались для испытания катапультных кресел семейства К-36. Для этих целей задняя кабина была доработана. Из нее вынули всю начинку, обшили изнутри стальными листами и упразднили фонарь. Для регистрации испытании на консолях крыла были установлены обтекаемые контейнеры с киносъемочной аппаратурой. Одна из этих ЛЛ была потеряна в августе 1992 года, когда после показательного катапультирования манекена на «Мосаэрошоу-92» летчик-испытатель А. Муравьев был вынужден сам покинуть самолет из-за возникших неисправностей. Все обошлось, к счастью, без последствий.

В конце 70-х — начале 80-х годов на машиностроительном заводе «Звезда» было развернуто создание систем дозаправки в воздухе для самолетов тактической авиации (программа «Сахалин»). В результате этих работ был создан УПАЗ. Для проведения летных исследований и доводки новой системы, а также для отработки методики ее выполнения и выбора оптимальных режимов полета при заправке различных самолетов в ЛИИ был создан ряд ЛЛ, одной из которых стал Су-7. Работы по «Сахалину» дали положительные результаты, и УПАЗы получили право на жизнь.

Су-7У (борт 24) использовался для испытаний буксируемой мишени «Комета», а еще одна «спарка» служила для отработки системы слепой посадки «Космос», размещаемой в подвесном контейнере.

 Характеристики Су-7Б Су-7БМ Су-7БКЛ Су-7У
Размах крыльев, м 9,309
Длина самолета без ПВД, м 16,607 16,804 17,004
Высота на стоянке, м 4,157 4,990
Площадь крыла, кв.м 34,0
Тип двигателя АЛ-7Ф1-100 АЛ-7Ф1-200
Тяга двигателя на форсаже, кгс 9600 н/д
Масса пустого самолета, кг 8370 н/д
Масса нормальная взлетная, кг 11983 12750 13570 13510
Масса максимальная взлетная, кг 13043 13954 15210
Максимальная скорость, км/ч 2120 2150 2070
Практический потолок, м 19500 18500 17600 17000
Дальность полета, км 1130 1875 1650 1430
Разбег, м 1350 1450 950
Пробег, м 900 1000 700 800
 н/д — нет данных
[an error occurred while processing this directive]


Su-7U Moujik training aircraft, Khodynka air exibition, Moscow (91 Kb) 91 Кб Учебно-боевой самолет Су-7У на авиационной выставке на Ходынском поле в Москве.
Фото: Ходынка_2
Su-7U Moujik training aircraft, Khodynka air exibition, Moscow (42 Kb) 42 Кб Учебно-боевой самолет Су-7У на авиационной выставке на Ходынском поле в Москве.
Фото: 3
Su-7U fighter-bomber (15 Kb) 15 Кб Многие Су-7У эксплуатировались в советской авиации до конца 80-х годов, оставаясь неокрашенными.
Рисунок: Игнатин, 1
Polish Air Force Su-7U Moujik training aircraft (46 Kb) 46 Кб Один из восьми самолетов Су-7У ВВС Польши. Авиационный музей Кракова, Польша.
Фото: 3
Polish Air Force Su-7U Moujik training aircraft (20 Kb) 20 Кб Этот Су-7У был собран на КнААПО (серийный №2905) 18 августа 1970 года и передан ВВС Польши 16 июня 1984 года. В музее - с 4 февраля 1990 года.
Фото: Lubuskie Military Museum
Chezch Air Force Su-7U Moujik training aircraft (62 Kb) 62 Кб Су-7У ВВС ЧССР. Авиационный музей Праги, Чехия.
Фото: Prague Airforce Museum
UB-16-57 UMT lancher for 57-mm S-5 rockets (15 Kb) 15 Кб Блок НУРС УБ-16-57 под крылом Су-7У.
Фото: Lubuskie Military Museum
Su-7U fighter-bomber scheme (102 Kb!) 102 Кб! Схема учебно-боевого самолета Су-7У.
Схема: В. Мильяченко, 1
Su-7U fly laboratory (27 Kb) 27 Кб Испытания катапультного кресла К-36 на ЛЛ на базе Су-7У.
Фото: 1

Источники:
1. Su-27 Flanker: In life and in game
2. «Самолеты мира» №1(2), 1997 г.
3. Paul Nann
4. И. Приходченко, «Антология Су-7». Журнал «АвиО» №№4,5 19?? г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»