:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
//
KAMAZ.RU - КамАЗ-5350
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










Su-7B Fitter-A fighter-bomber (43 Kb) Су-7Б
ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК
 
Su-7B Fitter-A fighter-bomber
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

К 1956 году ВВС, с оглядкой на запад, где на F-100 уже вовсю отрабатывалась концепция истребителя-бомбардировщика, стали наседать на руководство МАПа с требованием создания самолета, способного быстро, преодолев зону ПВО противника, доставить к цели ядерный заряд, способного с помощью мощного бортового оружия (пушки, бомбы, НУРС) эффективно поражать наземные цели, а в случае чего, вступить в бой с истребителями противника и постоять за себя. Боевая нагрузка такого самолета должна была доходить до 2000 кг, и в ее состав включались как обычные бомбы калибром до 500 кг, так и НУРС С-3К, С-5, С-21 и С-24.

Самолеты МиГ-15 и МиГ-17, составлявшие в те годы основу штурмовой авиации, только в малой степени отвечали этим требованиям, а атомное оружие они вообще не могли нести. Военные ждали самолет, сочетавший в себе свойства истребителя и штурмовика, скорость и огневую мощь — истребитель-бомбардировщик. Перед ОКБ П.О. Сухого была поставлена задача — менее чем за год создать такой самолет. Тогда было принято верное решение — не начинать проектирование с «чистого листа», а, опираясь на большие резервы, заложенные в конструкцию Су-7, разработать на его базе истребитель-бомбардировщик. Немаловажным было и то, что машина была освоена промышленностью, и серийный выпуск нового самолета не надо было начинать с пустого места.

 F-100 Super Sabre (42 Kb)
F-100 Super Sabre
Начиная с 1957-го, в тематическом плане ОКБ появляется пункт о создании самолета С-2.2. Наиболее серьезным доработкам подвергалась система вооружения: заменив приборы управления стрельбой и оставив на борту прежние четыре точки подвески, на них поменяли балочные держатели для более широкой номенклатуры вооружения. Постройка первого опытного экземпляра С-2.2-1 началась в марте 1958 года на базе одного из первых серийных Су-7 (заводской №02-04, пятый самолет, начиная с С-1). В это время еще один из серийных Су-7, названный С-41, был доработан для испытаний новых воздухозаборников и удлиненной НЧФ с противопомпажными створками. Кроме этого, на С-41 была расширена ХЧФ. Противопомпажные створки открывались на сверхзвуковых скоростях и обеспечивали устойчивую и согласованную работу двигателя и воздухозаборника. Это простое и изящное решение, предложенное инженером ОКБ И.Б. Молчановским, быстро завоевало признание во всем мире. Испытания дали положительные результаты, и в конструкции С-2.2-1 нашли применение отработанные на С-41 решения. С-2.2-1 был готов к осени 1958-го, но к этому времени уже было принято решение о замене на базовом самолете двигателя АЛ-7Ф на модернизированный АЛ-7Ф-1. Ту же операцию проделали и на опытном С-2.2-1, что затянуло доработки до февраля 1959-го.

24 апреля 1959 года летчик-испытатель ОКБ Е.С. Соловьев совершил первый полет на С-2.2-1. Заводской этап испытаний завершился к осени, а в декабре С-2.2-1 передали на госиспытания. В январе 1960-го к испытаниям подготовили вторую машину. Летом 1960 года, еще до завершения государственных испытаний, самолет был рекомендован в серию. Серийное производство самолета, получившего официальное обозначение Су-7Б, началось на заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре (Дальневосточный машиностроительный завод) со второй половины 1960 года (правильнее сказать продолжилось, так как доработки были минимальны, и даже сохранилась сквозная нумерация машин — последние Су-7 были 12-й серии, а выпуск Су-7Б начался с 13-й). 24 января 1961 года истребитель-бомбардировщик Су-7Б был принят на вооружение.

Су-7Б первых 12-ти серий практически ничем не отличались от опытного С-2.2-1. Они оснащались ТРДФ АЛ-7Ф1-100 и катапультируемым креслом КС-2 улучшенной конструкции. И хотя с точки зрения конструкции планера, Су-7Б был исключительно надежной машиной (по статистике летных происшествий, за все время его эксплуатации в ВВС СССР не было ни одного случая разрушения самолета в воздухе из-за недостаточной прочности), на первых порах больше половины летных происшествий с ним происходило из-за конструктивно-производственных недостатков, в основном касавшихся двигателей и бустеров.

Su-7B Fitter-A fighter-bomber (20 Kb) 
Серийный Су-7Б
Пуски НУРСов часто приводили к заглоханию двигателя, поэтому с 25-й серии все Су-7Б стали комплектоваться системой КС-1, которая обеспечивала устойчивую работу двигателя при пуске ракет. Кроме установки системы КС-1 с этой серии на самолете появился ряд новых лючков, облегчающих техническое обслуживание самолета.

Эксплуатация Су-7 и Су-7Б в частях выявила еще один их недостаток. Из-за отрицательного стояночного угла между СГФ и землей при взлете и посадке с ВПП в воздушный канал двигателя часто попадали посторонние предметы что приводило к повышенному износу лопаток компрессора двигателя, а иногда и к серьезным авариям. Для устранения этого явления в ходе серийного выпуска были проведены изменения в конструкции шасси. С 26-й серии Су-7Б начали комплектоваться укороченными на 113 мм главными стойками.

 Su-7B Fitter-A fighter-bomber (47 Kb)
Су-7Б 29-й серии
С 28-й серии в ХЧФ появились 4 дополнительных воздухозаборника для обдува створок сопла ТРДФ, а с 8-й машины 31-й серии (№31-08) самолет получил новую переднюю стойку шасси с улучшенными амортизационными характеристиками. До начала серийного производства тормозного колеса КТ-100 на нее устанавливали нетормозное колесо К-283, применявшееся ранее. С 33-й серии была доработана система аварийного покидания самолета. Кресло КС-2 уступило место КС-2А. С 36-й серии для улучшения обзора вперед при взлете и посадке, основной ПВД был смещен с оси симметрии самолета вправо. Такое расположение ПВД в дальнейшем было принято на всех последующих модификациях Су-7Б и ряде других машин. С 1969 года, начиная с 38-й серии, Су-7Б получили перископы заднего вида. Последние серии отличались от предыдущих наличием на верхней поверхности фюзеляжа двух обтекателей для жгутов оборудования, что улучшило доступ к ним. Так постепенно изживалась недостаточная эксплуатационная пригодность машины, выражавшаяся у острых на язык авиационных техников словами «конструктор — Сухой, самолет — сырой, механик — мокрый».

В зависимости от серии неоднократно менялась и форма накладок из нержавеющей стали по бортам фюзеляжа, служащих для предотвращения химической коррозии, вызванной осаждением на обшивку продуктов сгорания пороха, содержащих азотную кислоту. Кроме того, снижалось влияние температуры пороховых газов при выстреле — при длительно повторяющемся периодическом нагреве возникало ослабление прочности элементов конструкции — релаксация. В дальнейшем на самолетах Су-7Б усиливали крыло и стабилизатор, меняли остекление на открывающейся части фонаря, внедряли катапультное кресло КС-3, а затем и более совершенное КС-4. Оно как и другие кресла серии КС, было разработано бригадой ОКБ, возглавляемой В.И. Засько и конструкторами машиностроительного завода «Звезда» (главный конструктор Г.И. Северин).

Комплект оборудования Су-7Б включал связную УКВ радиостанцию РСИУ-4В («Миндаль»), маркерный радиоприемник МРП-56П, автоматический радиокомпас АРК-54И, самолетный ответчик СРО-2 или СРО-2М («Хром»), системы радиолокационного опознавания «Кремнмй-2» («Кремний-2М»), самолетный ответчик СОД-57М радиолокационной системы посадки самолетов РСП-6, станцию предупреждения об облучении самолета противником со стороны задней полусферы «Сирена-2», курсовую систему КСИ, гироскопический индукционный компас ГИК-1, автопилот АП-28И1 и авиагоризонт АГИ-1. На самолете устанавливался радиолокационный дальномер СРД-5М («База-6М»), предназначенный для непрерывного автоматического определения дальности до атакуемой цели, независимо от условий видимости и выдачи счетно-решающей цепи прицела АСП-5НМ (или АСП-5НД) напряжений, пропорциональных расстоянию до цели. Пределы измерения дальности составляли от 300 до 3000 метров с точностью ±15 метров. Это позволяло производить прицельную стрельбу из пушек и пуски НУРС с достаточной для того времени эффективностью.

Встроенное вооружение состояло из двух пушек НР-30 конструкции А.Э. Нудельмана и А.А. Рихтера. Пушка имела калибр 30 мм, начальную скорость снаряда 780 м/с, темп стрельбы 850-1000 выстрелов в минуту. Снаряд весил 410 граммов, а вес самой пушки был равен 66,5 кг. Боезапас составлял 65, а в перегрузочном варианте 80 снарядов на ствол. Патронные ленты располагались в кольцевых рукавах (направляющих), закрепленных между обшивкой фюзеляжа и воздушным каналом двигателя (как на Су-17 образца 1949 года). При стрельбе их звенья попадали в звеньесборники, расположенные в корневых частях консолей, а гильзы выбрасывались наружу.

Самолет мог нести до 2000 кг различной боевой нагрузки, подвешиваемой под фюзеляж на держатели БДЗ-57Ф и под консоли на БДЗ-57К (всего 4 точки подвески). Держатели позволяли подвешивать грузы массой до 500 кг. Бомбовое вооружение было представлено тактической ядерной бомбой 8У69 («изделие 244Н») мощностью 5 кт. Вместо «специзделия» на держатели можно было подвесить различные бомбы типа ФАБ-100, ОФАБ-100, ЗАБ-100, ФАБ-250, ОФАБ-250, ФАБ-500 и другие. Кроме этого, уже в ходе эксплуатации наряду с обычными бомбами применялись и разовые бомбовые кассеты типа РБК-250 и РБК-500, снаряженные различными суббоеприпасами (АО-1С4, АО-2,5С4, АО-2,5РТ, ЗАБ-2,5 ЗАБ-2,5С, ШОА-5-0,5, ПТАБ-1М, ПТАБ-25, ПТАБ-10-5 и т.п.), а также разовые бомбовые связки типа РБС-100 (в каждой по три осколочные бомбы АО-25-30 или АО-25-33), сбрасываемые поодиночке или залпом. Самолет мог нести и зажигательные баки типа ЗБ-360, а в дальнейшем ЗБ-500 или ЗБ-500АС. Для транспортировки бомб и другой боевой нагрузки на земле использовалась гидравлическая тележка-подъемник ПТ9980-500Г со сменными ложементами (под 8У69 использовалась тележка ПТ9980-500А).

Ракетное вооружение Су-7Б было представлено несколькими типами НУРС, а именно:

  • до 4-х блоков ОРО-57К или ОРО-57КМ (по 8 НУРС в каждом), а в дальнейшем УБ-16-57, УБ-16-57У, УБ-16-57УМ, УБ-16-57УД или УБ-16-57ДМ (по 16 НУРС). Все блоки снаряжались НУРС калибра 57 мм — сначала С-5 (старое обозначение АРС-57) или С-5М (АРС-57М) предназначенных для поражения воздушных целей или же С-5К (КАРС-57) против наземных целей, а в дальнейшем и новыми модификациями этой распространенной ракеты (С-5М1, С-5МО, С-5К1, С-5КО, С-5КП, С-5КП5, С-5С, С-5СБ).
  • до 28 НУРС С-3К калибра 160 мм для стрельбы по наземным целям, подвешиваемых по 7 штук на АПУ-14У (до 4-х пусковых устройств на машину). Эти гирлянды не получили широкого распространения, так как подвеска была громоздкой, и развесистая «елочка» создавала слишком большое сопротивление в полете.
  • до 4 НУРС АРС-212 против наземных целей калибра 212 мм, подвешиваемых поодиночке на рельсовых направляющих ПУ-12У. Они не отличались высоким совершенством и повторяли конструктивные решения «эрэсов» времен войны. По существу, это был увеличенный РС-132. АРС-212 использовался ограничено, а с середины 60-х его вытеснила более совершенная ракета С-24.
  • до 4 тяжелых НУРС С-24 (АРС-210) того же назначения калибра 240 мм, подвешиваемых поодиночке на ПУ-12-40У (в дальнейшем ПУ-12-40УД).

    На подкрыльевых пилонах могли подвешиваться два контейнера УПК-23 с 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23Л, на двух подфюзеляжных держателях — два подвесных бака ПТБ-600 емкостью по 640 литров каждый. Результаты боевой работы фиксировались киносъемочным аппаратом АКС-5-57, размещенным в носке правой консоли крыла в районе 1-й аэродинамической перегородки. Кроме этого, на кронштейне в кабине летчика возле прицела находился фотоконтрольный прибор СШ-45-100.

    Первые Су-7Б поступали на вооружение частей ВВС, дислоцировавшихся в европейской части СССР. Как и положено, первыми освоили самолет летчики 4-го ЦБП ВВС (Воронеж), а первым из строевых полков, перешедших на Су-7Б, стал 642-й ОАПИБ 48-й ВА (пос. Мартыновка Одесской обл.). На базе этого полка, в 1961-м прошли и войсковые испытания самолета. Чуть позже Су-7Б поступили в Кубинку (МВО), Бобровичи (Белоруссия), Луцк (Украина). Начиная с 1963-го на Су-7Б стали перевооружать и полки ВВС, находившиеся в ГДР и Венгрии. В общей сложности, к середине 1960-х на Су-7Б в СССР перевооружилось около 25 полков (включая и учебные), из них семь находились в составе передовой группировки ВВС на западном направлении: пять в составе 24-й ВА (ГДР), и по одному в составе 37-й ВА (ПНР) и ВВС ЮГВ (ВНР).

    Су-7Б был одной из самых массовых модификаций «семерки» и долгое время находился на вооружении. Его серийное производство было закончено в начале 1963 года в связи с началом выпуска Су-7БМ.


  • Polish Air Force Su-7BM Fitter-A fighter-bomber (39 Kb) 
    Самолет Су-7БМ
    Су-7БМ. Двигатель АЛ-7Ф1 несмотря на все свои достоинства, имел и существенный недостаток — большой расход топлива. Это сказывалось на дальности полета машины. НИИ ВВС рекомендовало провести работы по увеличению дальности полета до заданной. Для этого, ОКБ предложило увеличить объемы фюзеляжных баков и топливных отсеков в крыле. Новая топливная система была внедрена на опытном самолете С-2.2-2, который вышел на заводские испытания в июне 1961 года. Его совместные госиспытания на дальность проводились с октября по ноябрь 1961-го, после чего доработки рекомендовали в серию.

    Наряду с этим продолжались работы по обеспечению защиты канала двигателя от пыли и посторонних предметов, попадающих в него с ВПП. На базе Су-7Б была создана лаборатория на которой отрабатывались различные методы защиты воздухозаборника. Она никогда не отрывалась от земли, а только «бегала» по полосе, но именно на ней была отработана система струйной защиты воздухозаборника, ставшая впоследствии обязательной принадлежностью не только «семерок», но и некоторых других машин ОКБ (например, Су-24).

    Исходя из результатов испытаний этих машин было принято решение применить новую топливную систему и систему струйной защиты на серийных «семерках». В 1962 году подготовили серийное производство, и с конца года начали выпуск истребителей Су-7БМ (С-2.2М). С 1963 года он занял в серии место Су-7Б и стал поступать в строевые части, заменяя МиГ-17.

    Серийные самолеты оснащались ТРДФ АЛ-7Ф1-150 и новым катапультным креслом КС-3. Изменили комплект бортового оборудования. Он включал в себя связную УКВ-радиостанцию РСИУ-5 (Р-802В), автоматический радиокомпас АРК-10, маркерный радиоприемник МРП-56П, радиовысотомер малых высот РВ-УМ (РВ-3), самолетный ответчик СОД-57М, радиолокационный ответчик СРО-2М, станцию предупреждения «Сирена-2», курсовую систему КСИ, гироскопический индукционный компас, автопилот АП-28И1 и авиагоризонт АГД-1.

    В ходе производства на Су-7БМ стали устанавливать двигатель АЛ-7Ф1-200. Серийные машины снабжались такими же стойками шасси, как и последние серии Су-7Б, но были и исключения. В некоторых частях ВВС эксплуатировались Су-7БМ с колесно-лыжным шасси Су-7БКЛ. Такое шасси позволяло Су-7БМ использовать для взлета и посадки аэродромы с грунтовыми ВПП, однако, таких самолетов было мало, и они не нашли широкого распространения.

    Вооружение Су-7БМ практически не отличалось от Су-7Б, чего нельзя сказать об узлах подвески оружия. Вооружение под фюзеляжем подвешивалось на два держателя БДЗ-57ФР, а под крыло на БДЗ-57КР. Все они снабжались замками БДЗ-55ТН. Для бомб удлиненной формы типа ФАБ-250М62 и ФАБ-500М62 (модель 1962 года) за каждым крыльевым держателем устанавливалась дополнительная направляющая. Она представляла собой кронштейн, крепящийся к нижней поверхности крыла по оси симметрии держателя и серьги, стопорящей оперение бомбы. Такие направляющие в дальнейшем устанавливались на все модификации Су-7 (как на новые, так и на находящиеся в эксплуатации). В начале 70-х годов некоторые Су-7БМ получили две дополнительные точки подвески вооружения. Кроме него, на подфюзеляжные держатели можно было подвесить два ПТБ-600. Для подвески еще двух таких же баков под крыло (новшество, введенное с Су-7БМ) штатные держатели не подходили, поэтому они снимались, и на их место устанавливались переходные балки С22-8710-10, а уже к ним под углом (чтобы створки шасси в выпущенном положении не ударили ПТБ) крепились держатели БДЗ-59ФК с замками ДЗ-59, на которые и подвешивались дополнительные баки. Такая схема их подвески в дальнейшем применялась на всех последующих модификациях машины, начиная с Су-7БМ.

    Су-7БМ стал первым из «семерок», пошедших на экспорт. В 1963-м самолетом заинтересовались представители министерства обороны Чехословакии и в 1964-1965-х годах в ЧССР поставили 66 Су-7БМ. Вслед за Чехословакией, в июле 1965-го «пробную» партию из шести Су-7БМ экспортировали в Польшу.

    Су-7БМ в серии выпускался сравнительно недолго — до 1965 года. Его место занял Су-7БКЛ.

    Уже после окончания серийного выпуска, зимой 1973 года, c одного из Су-7БМ и Су-17М были проведены опытные пуски УР класса «воздух-поверхность» Х-25 («изделие 69») с ЛГСН. Эта ракета разрабатывалась с начала 70-х годов ОКБ «Звезда» совместно со специалистами ОКБ Сухого и отраслевыми институтами и предназначалась для оснащения истребителей-бомбардировщиков Су-7Б и Су-17. «Семерка», выделенная для испытания ракет, была соответствующим образом доработана. Кроме «изделия», под нее подвешивался контейнер со станцией подсветки целей «Прожектор-1». Выпущенный ею лазерный луч отражался от цели и воспринимался ЛГСН 24Н1 и приемником в кабине пилота. После запуска ракеты летчику необходимо было только удерживать метку прицела (и соответственно лазерный луч) на атакуемом объекте, все остальное делала автоматика. После анализа результатов стрельб было принято решение продолжить работы на более новом Су-17 — на нем удалось достичь большей точности прицеливания.

    S-2.5 prototype (8 Kb) 
    Прототип С-2.5
    С-2.5. Параллельно с модернизацией базового самолета, в ОКБ широким фронтом исследовались средства улучшения ВПХ Су-7Б. В 1960 году на базе этого самолета создали самолет С-2.5. На нем для уменьшения взлетной дистанции применили два сбрасываемых пороховых ракетных ускорителя СПРД-110, развивающих тягу по 3000 кг каждый. Кроме этого, С-2.5 стал единственным из семейства Су-7, на котором установили систему сдува пограничного слоя с поворотного закрылка воздухом, отбираемым от компрессора двигателя. В отличие от ускорителей, эта система так и осталась невостребованной для серийных «семерок», чего нельзя сказать о другой новинке — двухкупольном ТП. Контейнер ТП перенесли в основание киля, а хвостовой мягкий фюзеляжный топливный бак был заменен на бак-отсек. Это мероприятие позволило увеличить запас топлива, что благотворно сказалось на дальности и продолжительности полета. Испытание новой системы дало положительные результаты, и она получила «добро» в серию, а испытания С-2.5 завершились в 1964 году.

    S-2.6 prototype (37 Kb) 
    Прототип С-2.6
    С-2.6. К теме лыжного варианта шасси вернулись в 1963 году. Один из Су-7БМ переделали в опытный С-2.6. На нем отрабатывались лыжи новой формы, позволяющие садиться не только на грунт, но и на бетон. Для этого на самолете установили бак со спирто-глицериновой смесью, которая насосом под большим давлением подводилась к титановым полозьям и через отверстия в них выходила наружу, обеспечивая уменьшение трения лыж о бетон. Для остановки, в качестве тормозов, применяли специальное механическое устройство. Кроме этого, на С-2.6 испытывался и смешанный вариант колесно-лыжного шасси с модернизированной передней стойкой, оснащенной тормозным колесом увеличенного диаметра. Новое шасси хоть и позволяло летать с практически любых ВПП, не было принято в эксплуатацию из-за трудностей технического и эксплуатационного характера. Позже родилась идея колесно-лыжного шасси, в котором лыжи играют вспомогательную роль и просты в эксплуатации.

    Su-7BKL Fitter fighter-bomber (80 Kb) 
    Самолет Су-7БКЛ
    Су-7БКЛ. Опираясь на результаты, полученные в процессе испытаний самолетов С-2.5 и С-2.6, в ОКБ разработали новую модификацию истребителя. В 1962 году в небо поднялся С-2.2-4. Машина, представлявшая собой доработанный серийный Су-7Б (заводской №03-05), стала предшественником Су-7БКЛ (С-2.2КЛ). В ее конструкции нашло применение новое колесно-лыжное шасси, ускорители и двухкупольная тормозная парашютная система. Новое шасси стало универсальным. На передней опоре разместили колесо увеличенного диаметра (как на С-2.6), а на основных, рядом с пневматиками, установили небольшие металлические лыжи. При взлете с бетонных ВПП лыжи не работали, их подвеска не позволяла им касаться полосы. В «дело» они вступали при углублении колеса в мягкий грунт, беря на себя часть нагрузки и не давая пневматику проваливаться.

    Испытания начались весной 1961-го, в декабре самолет передали на госиспытания, завершившиеся через два года. За это время самолет прошел полный цикл испытаний по базированию на грунтовых ВПП в разнообразных сезонных условиях и климатических зонах страны, показав отличные ВПХ. К сожалению, уже после госиспытаний, 18 апреля 1964 года, из-за неисправности порохового ускорителя на этом самолете погиб летчик-испытатель ОКБ А.А. Кознов.

    Новую модификацию рекомендовали в серию и, начиная с лета 1965 года, Су-7БКЛ сменил Су-7БМ на стапелях серийного завода. Самолеты головной серии в конце 1965-го поступили в 523-й АПИБ (Воздвиженка), а в начале 1966-го в Кубинку, а затем и другие полки истребительно-бомбардировочной авиации, как на территории нашей страны, так и в группы войск за рубежом. Производство Су-7БКЛ продолжалось до 1971 года.

    В конце 60-х годов стало ясно, что для успешного прорыва ПВО необходимо размещать на самолетах средства РЭБ. Наряду с созданием специализированных постановщиков помех с богатым ассортиментом оборудования (например Як-28ПП в 1965 году), средствами индивидуальной защиты самолетов от ракет начали оснащаться и ударные машины (пусть даже в ущерб боевой нагрузке).

    На Су-7БКЛ на правый крыльевой держатель стали подвешивать контейнер с СПС СПС-141 (142, 143) «Сирень» («Гвоздика»). Ее применение позволяло уменьшить вероятность поражения самолета и машин, летящих рядом с ним, ракетами с радиолокационной полуактивной ГСН. На противоположном от контейнера СПС держателе обычно размещали блок НУРС типа УБ-16-57.

    Su-7BMK Fitter fighter-bomber (68 Kb) 
    Самолет Су-7БМК
    Су-7БМК. Для развивающихся стран в ОКБ разработали истребитель-бомбардировщик Су-7БМК (С-2.2МК) на базе планера Су-7БКЛ с облегченным (без лыжи) шасси и упрощенным составом оборудования (некоторые серийные Су-7БМК оснащались встроенным фотоаппаратом АФА-39 для попутной фоторазведки). Головной самолет собрали на серийном заводе в марте 1966 года, а четыре месяца спутя первую партию их поставили в Египет, где они принимали участие в военных действиях. Позднее, там же, без консультаций с изготовителем, машины модернизировались для увеличения их боевой нагрузки: при содействии одной из фирм ФРГ прямо в полевых условиях была выполнена доработка по размещению на египетских Су-7БМК двух дополнительных точек подвески.

    Это новшество оправдало себя, и с 1969 года и на советских Су-7БКЛ появились еще два балочных держателя БДЗ-57КР. Общий вес средств поражения достиг 3300 кг. В дальнейшем предполагалось все «четырехточечные» «семерки» доработать с целью увеличения точек подвески, но сложности технического и технологического характера привели к тому, что лишь небольшая часть самолетов раннего выпуска получила дополнительные БДЗ-57КР и на них стала возможной подвеска блоков типа УБ-32-57 или УБ-32М-57. На внутренние подкрыльевые держатели (штатные для Су-7Б и БМ всех серий) такие блоки подвесить было нельзя из-за их больших габаритов.

    «Коммерческие сушки» поставлялись Ливии, Египту, Алжиру, Ираку, Сирии, Афганистану, Индии, КНДР и ряду других стран.

    С-2.8. Одним из существенных недостатков «семерки» была невозможность атаки наземных целей в сложных метеоусловиях. Для успешной работы при любой погоде требовалась мощная РЛС, обнаруживающая наземные цели. Задание на создание такого радара получило ленинградское ОКБ, возглавляемое Евгением Зазориным. В результате усилий этого коллектива на рассмотрение заказчика был предложен проект «Орион». Это был первый в мире авиационный радар для поиска целей на поверхности земли или воды, работающий на волне длиной 8 мм.

    Установить «Орион» в НЧФ не представлялось возможным, поэтому, в принятом к работе в 1962 году проекте С-2.8, было решено разместить радар в большом подфюзеляжном контейнере. Однако, работа по этой теме не продвинулась дальше «листа бумаги». Радар был слишком тяжелым для Су-7Б, а габаритная подвеска портила аэродинамику и снижала число узлов для несения вооружения. Уже позже, в семидесятых, эта РЛС была доработана и заняла свое место в НЧФ Су-24.

     Характеристики Су-7Б Су-7БМ Су-7БКЛ Су-7У
    Размах крыльев, м 9,309
    Длина самолета без ПВД, м 16,607 16,804 17,004
    Высота на стоянке, м 4,157 4,990
    Площадь крыла, кв.м 34,0
    Тип двигателя АЛ-7Ф1-100 АЛ-7Ф1-200
    Тяга двигателя на форсаже, кгс 9600 н/д
    Масса пустого самолета, кг 8370 н/д
    Масса нормальная взлетная, кг 11983 12750 13570 13510
    Масса максимальная взлетная, кг 13043 13954 15210
    Максимальная скорость, км/ч 2120 2150 2070
    Практический потолок, м 19500 18500 17600 17000
    Дальность полета, км 1130 1875 1650 1430
    Разбег, м 1350 1450 950
    Пробег, м 900 1000 700 800
     н/д — нет данных

    Su-7B Fitter fighter-bomber (43 Kb) 43 Кб Истребитель-бомбардировщик Су-7Б одной из первых серий в Музее авиационной техники ВВС при Военно-воздушной академии им. Гагарина в г. Монино.
    Фото: 3
    Su-7B Fitter-A fighter-bomber (28 Kb) 28 Кб Истребитель-бомбардировщик Су-7Б 12-й серии в экспозиции музея на Ходынском поле. Использовался для отработки различных агрегатов и систем. Аэродинамических гребней самолет лишился уже после списания.
    Фото: BAC. Фотографии Су-7
    Su-7B Fitter-A fighter-bomber (47 Kb) 47 Кб Истребитель-бомбардировщик Су-7Б 29-й серии. На самолете дополнительно установлены два подкрыльевых пилона.
    Фото из архива В. Белогурова, 4
    Su-7B Fitter-A fighter-bomber (20 Kb) 20 Кб Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-7Б ВВС СССР в типовой окраске 60-х годов. Самолет несет 4 блока НУРС ОРО-57К.
    Рисунок: Игнатин, 1
    Su-7B Fitter-A fighter-bomber (22 Kb) 22 Кб Проходя капремонт, многие Су-7Б получали многоцветный камуфляж.
    Рисунок: Игнатин, 1
    Su-7B Fitter-A fighter-bomber scheme (165 Kb!) 165 Кб! Схема фронтового истребителя-бомбардировщика Су-7Б 33-й серии.
    Схема: В. Мильяченко, 1
    Su-7B Fitter-A fighter-bomber (52 Kb) 52 Кб Этот памятник Су-7Б установлен у въезда в подмосковный поселок Чкаловский, возле аэродрома Чкаловский у поворота на поселок Бахчиванджи.
    Фото: Артем Соломатин, Россия
    Su-7B Fitter-A fighter-bomber (88 Kb) 88 Кб Су-7Б в г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября. В настоящее время памятник демонтирован.
    Фото: Андрей Гуляев, Россия
    S-2.2-2 prototype (35 Kb) 35 Кб Прототип истребителя-бомбардировщика С2.2-2 с 28 НУРС С-3К.
    Фото: Су-7Б
    S-2.2-2 prototype (74 Kb) 74 Кб На прототипе С2.2-2 проходила испытания топливная система Су-7БМ.
    Фото: ОКБ Сухого, 4
    Polish Air Force Su-7BM Fitter-A fighter-bomber (39 Kb) 39 Кб Истребитель-бомбардировщик Су-7БМ ВВС Польши.
    Фото: 3
    Su-7BM fighter-bomber (13 Kb) 13 Кб Су-7БМ дослужили в ВВС Чехословакии до 90-х годов.
    Рисунок: Игнатин, 1
    S-2.5 prototype (8 Kb) 8 Кб Опытный С-2.5 со сбрасываемыми пороховыми ракетными ускорителями СПРД-110.
    Фото: Sowjetische und russische Flugzeuge
    S-2.6 prototype (37 Kb) 37 Кб Опытный С-2.6 на лыжном шасси в Музее авиационной техники ВВС при Военно-воздушной академии им. Гагарина в г. Монино.
    Фото: 3
    Su-7BKL Fitter fighter-bombers (23 Kb) 23 Кб Звено серийных Су-7БКЛ.
    Фото: ?
    Su-7BKL Fitter fighter-bomber (33 Kb) 33 Кб Истребитель-бомбардировщик Су-7БКЛ в Музее авиационной техники ВВС при Военно-воздушной академии им. Гагарина в г. Монино.
    Фото: 3
    Su-7BKL fighter-bomber, Khodynka air exibition, Moscow (89 Kb) 89 Кб Фронтовой истребитель Су-7БКЛ на авиационной выставке на Ходынском поле в Москве.
    Фото: Ходынка_2
    Su-7BKL Fitter fighter-bomber (80 Kb) 80 Кб Истребитель-бомбардировщик Су-7БКЛ польских ВВС. Всего в Польшу был передан 31 такой самолет.
    Фото: 3
    Su-7BKL fighter-bomber scheme (160 Kb!) 160 Кб! Схема фронтового истребителя-бомбардировщика Су-7БКЛ.
    Схема: В. Мильяченко, 1
    Su-7BKL fighter-bomber (13 Kb) 13 Кб Советский Су-7БКЛ в цвухцветном камуфляже. Под самолетом подвешены бетонобойные бомбы БетАБ-50АП.
    Рисунок: Игнатин, 1
    Su-7BKL Fitter-A fighter-bomber (63 Kb) 63 Кб Памятник Су-7БКЛ в Черкассах.
    Фото: Александр Мархоцкий, Украина
    Su-7BKL main gear (75 Kb) 75 Кб Блок НУРС УБ-16-57 и основная стойка Су-7БКЛ с универсальным шасси.
    Фото: BAC. Фотографии Су-7
    S-24 missile (8 Kb) 8 Кб Тяжелая НУРС С-24.
    Фото: Су-7Б
    Su-7BMK Fitter fighter-bomber (68 Kb) 68 Кб Истребитель-бомбардировщик Су-7БМК на заводском аэродроме.
    Фото: 1
    Su-7BMK fighter-bomber (13 Kb) 13 Кб Опытный Су-7БМК на испытаниях в оригинальном камуфляже без опознавательных знаков.
    Рисунок: Игнатин, 1
    Su-7BM & Su-7BMK fighter-bombers scheme (153 Kb!) 153 Кб! Схемы истребителей-бомбардировщиков Су-7БМ и Су-7БМК.
    Схема: В. Мильяченко, 1

    Источники:
    1. Su-27 Flanker: In life and in game
    2. «Самолеты мира» №1(2), 1997 г.
    3. Paul Nann
    4. И. Приходченко, «Антология Су-7». Журнал «АвиО» №№4,5 19?? г.





     
    GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
    Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
    KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
    Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
    2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
    96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
    GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
    IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
    KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
    Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
    NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
    YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
    2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
    2К25 «Краснополь»
    S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
    Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
    MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
    85-мм дивизионная пушка Д-44
    VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
    ВПК-3927 «Волк»


    © 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
    изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
      Rambler's Top100   
    | главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх