Sh-218 attack aircraft prototype scheme (126 Kb) Ш-218
ШТУРМОВИК
 
Sh-218 attack aircraft
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

В конце 30-х — начале 40-х годов при проектировании одномоторных штурмовиков с использованием традиционной схемы их компоновки конструкторы обязаны были обеспечить достаточно хороший обзор вперёд-вниз, что представлялось трудноразрешимой задачей. Одним из решений задачи улучшения обзора пилота штурмовика стала двухбалочная схема с фюзеляжем-гондолой, в задней части которой размещался мотор с толкающим винтом.

 BSh-MV attack aircraft prototype scheme (116 Kb)
Самолёт БШ-МВ
Проект бронированного штурмовика БШ-МВ АМ-38 разработали А.А. Архангельский, Г.М. Можаровский и И.В. Веневидов в конце 1940 года. Идея создания самолета принадлежит Можаровскому и Веневидову — конструкторам завода № 32, авторам целого ряда разработок, связанных с вооружением: стрелковых турелей, прицелов, бомбардировочного вооружения, комбинированных стрелково-пушечных установок для штурмовиков с оружием, стреляющих под углом вниз от оси самолета КАБВ (комбинированное артиллерийско-бомбардировочное вооружение). Для этого они экспериментировали со своими установками КАБВ на самолетах СБ 2М-103А, Як-2 2М-103 и пришли к выводу, что нужен специальный самолет-штурмовик, основу наступательного вооружения которого составит их комбинированная стрелково-пушечная установка. К проектированию штурмовика БШ-МВ привлекли конструктора А.А. Архангельского и возложили на него руководство работами. Здесь проблема обзора решалась достаточно успешно (был обеспечен угол обзора вперед-вниз около 15°), но возникали трудности другого рода, связанные с безопасным покиданием самолета лётчиком в полёте и обеспечением огневой защиты задней полусферы. Эксплуатация самолета с размещенным в хвосте винтом также вызывала сомнения. До начала ВОВ был построен макет самолёта.

* * *

В марте 1948 года главный конструктор ОКБ-21 С.М. Алексеев предъявил эскизный проект двухместного бронированного штурмовика И-218 (Ш-218). По компоновочной схеме самолет напоминал БШ-МВ — двухбалочный с толкающей установкой поршневого двигателя ВД-251 (М-251) мощностью около 2000 л.с., Х-образной схемы, с соосными винтами АВ-28 диаметром 3,6 м. Крыло было со стреловидностью 16° по передней кромке, задняя — прямая. В конструкции была применена новая сталь 30ХГСНА (с добавкой никеля, допускала глубокий прокал).

Известно, что схема с размещением мотора в ХЧФ с толкающим винтом практического применения не нашла из-за невозможности обеспечить безопасность при посадке на больших углах атаки и при наземной эксплуатации, но наличие к этому времени хорошо отработанных катапультных сидений снимало проблему безопасного покидания машины лётчиком.

Sh-218 attack aircraft prototype scheme (126 Kb) 
Самолёт Ш-218
Схема штурмовика с передней кабиной обеспечивала летчику отличный обзор вперед-вниз (около 15°), а передняя часть фюзеляжа освобождала место для установки пушек, подвижных в вертикальной плоскости с углом отклонения 25° вниз, что позволяло вести прицельный огонь по наземным целям в горизонтальном полёте. Эти пушки могли быть в следующих вариантах: четыре НР-23 (4 × 150 снарядов), две Н-37 (2 × 40 снарядов) и две Н-57 (2 × 30 снарядов). В носовой части фюзеляжных балок располагались автоматические наружные ракетные установки (три реактивных орудия ОРО-132).

Ш-218 отличался от БШ-МВ двумя дистанционно управляемыми боковыми турельными установками с пулеметами БТ калибра 12,7 мм (2 × 120 патронов) по наружным бортам балок. Это обеспечивало обороноспособность самолета, хотя оставались некоторые вопросы в части его эксплуатации.

В отсеках центроплана располагались шесть бомб по 100 кг или более мелких бомб массой 1500 кг. Под фюзеляжем была возможна подвеска торпеды или бомбы массой 1500 кг.

Управление рулями и элеронами — посредством обособленных систем, правой и левой, так что при повреждении одной половины самолет сохранял управляемость.

21 июня 1948 года вышел приказ № 440с министра авиационной промышленности, согласно которому надлежало ликвидировать ОКБ при заводе № 21. Тем же приказом из плана опытных работ было исключено строительство экспериментального штурмовика И-218, хотя уже был построен макет самолёта.

5 ноября 1949 года на заседании Авиационно-технического комитета (АТК) ВВС по вопросу «О планах опытного строительства летательных аппаратов, поршневых и реактивных двигателей и НИР в этих областях на 1950-51 гг.», докладчик — генерал-майор ИАС Н.А. Жемчужин отметил, что: «… если поступиться несколько требованиями к нормальной дальности и объему бронирования, то возможно создать штурмовик с хорошим обзором (применив схему с толкающим винтом) и большими возможностями по установке различного вида вооружения. Такая схема была предложена т. Алексеевым под мотор Ш-218 М-251. Однако, летные данные этого самолета… получаются значительно худшими, чем это желательно было бы иметь…»

С.М. Алексеев обратился 19 февраля 1951 года с письмом в ВВС и попросил вернуться к рассмотрению проекта. Председатель АТК ВВС Б.Н. Пономарёв считал, что строить Ш-218 нецелесообразно в связи с тем, что лётные данные его были хуже, чем у Ил-10. Отмечалось отсутствие бомб (только в перегрузочном варианте), слабое бронирование, невозможность разборки самолёта для его транспортировки. Зато по стрелково-пушечному и ракетному вооружению, а также по дальности полёта Ш-218 превосходил Ил-10. Следовало ожидать, что скороподъёмность у него тоже будет лучше…

[an error occurred while processing this directive]


BSh-MV attack aircraft prototype scheme (116 Kb) 116 Кб Самолёт БШ-МВ.
Схема: 1

Sh-218 attack aircraft prototype scheme (126 Kb) 126 Кб Самолёт Ш-218.
Схема: 1
Sh-218 attack aircraft prototype scheme (368 Kb) 368 Кб Самолёт Ш-218.
Схема: 2
Sh-218 variants scheme (86 Kb) 86 Кб Варианты самолёта: И-218-I, И-218-IБ, И-218-II, И-218-III.
Схема: 3
Attack aircrafts scheme (106 Kb) 106 Кб Сравнительная схема угла обзора штурмовиков 30-х - 40-х годов.
Схема: Владимир Лавров, 1
Attack aircrafts datas (204 Kb) 204 Кб Сравнительная таблица лётно-технических характеристик штурмовиков 30-х - 40-х годов. Основные данные самолета Ш-218 приведены в колонке 5.
Таблица: 1
Alexeev's aircrafts datas (136 Kb) 136 Кб Тактико-технические данные самолётов С.М. Алексеева.
Таблица: 3

Источники:
1. Владимир Перов, Олег Растренин. «Штурмовик с хорошим зрением». Журнал «Самолеты мира» №№2, 3 1998 г.
2. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г. 2-е изд., исправл. — М.: Машиностроение, 1988
3. Лев Берне. «Возвращение Алеексеева» + Воспомининия С.М. Алексеева. Журнал «Крылья Родины» №№10, 11 1993 г.
4. В.Г. Дробышевский, Е.И. Подрепный. НА РУБЕЖЕ ДВУХ ЭПОХ. Очерки по истории опытно-конструкторского бюро Горьковского авиационного завода № 21 в послевоенный период (середина 1940-х – вторая половина 1950-х годов). Нижний Новгород, 2007
5. Сергей Сыч. Су-14. Первый реактивный штурмовик. Проект. Сухой. СССР. 1948 г. И другие…






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»