«156» airborne warning and control system aircraft (28 Kb) «156»
САМОЛЕТ ДРЛО
 
«156» AWACS aircraft
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Ту-126 с комплексом «Лиана» могли удовлетворять требованиям по борьбе с воздушными целями до второй половины 60-х годов, до перехода самолетов ударной авиации стран НАТО к действиям на малых и сверхмалых высотах. Одним из существенных недостатков комплекса «Лиана» была его неспособность выделения низковысотных целей на фоне земли. Специальные тренировки экипажей Ту-126 позволили снизить высоты полетов самолетов, с которых комплекс мог «подсвечивать» цели своим радиолокатором снизу. Однако это являлось лишь частичным решением. Никакие тренировки экипажей не могли поднять Ту-126 на уровень требований по борьбе с воздушными целями, выдвинутых в 70-х годах. Советской системе ПВО требовался новый комплекс, способный отслеживать низковысотные цели на фоне земли.

Таким образом, уже к моменту развертывания комплекса Ту-126, он, в свете новых требований, стал постепенно устаревать. С учетом создавшейся ситуации во второй половине 60-х годов в CCCP начались научно-конструкторские работы по созданию нового авиационного комплекса дальнего радилокационного дозора, способного эффективно работать по низковысотным целям. В проектирование запускается новый радилокационный комплекс с радиолокатором дальнего наблюдения «Шмель», с антенной системой «Гриб», аналогичной применявшейся на Ту-126. Комплекс должен был обеспечивать обнаружение и обработку данных о скоростных малозаметных целях, летящих у земли на расстоянии до 200 км в нижней полусфере и до 500-600 км — в верхней.

В 1969 году принимается правительственное решение о начале разработки нового самолета-носителя под комплекс «Шмель». Одним из условий, определявших ход предстоящей работы, стало требование военных по использованию в качестве базового самолета одной из серийных тяжелых машин. ММЗ «Опыт», как с середины 60-х годов стал называться опытный завод №156, и ОКБ А.Н. Туполева на основании правительственного решения подключилось к работам по созданию нового перспективного самолета ДРЛО.

В 1970 году подготавливается аванпроект по данной теме, получившей по ОКБ шифр самолет «156». В аванпроекте для самолета ДРЛО рассматривалось использование нескольких машин разработки ОКБ-156. Конструкторы изучили возможность использования в качестве базовых машин для комплекса «Шмель» серийных Ту-142М, Ту-154 и Ту-126. Первый отвергли из-за сложности нормального размещения аппаратуры комплекса «Шмель» на самолете из-за малого диаметра и объема фюзеляжа, хотя ВВС настаивали именно на Ту-142М (повторялась один в один история с первоначальным выбором Ту-95 для Ту-126). Ту-154 требовал существенных переделок, кроме того, он имел сравнительно небольшую продолжительность полета. Как показал проведенный анализ, из туполевских машин для этой цели, несмотря на ряд негативных особенностей, наиболее подходил Ту-126. Однако в 1968 году производство самолета было прекращено, а вся оснастка — разобрана. Поэтому все рассуждения вокруг него носили чисто «академический» характер.

 American Е-3А AWACS aircraft (144 Kb!)
Самолет ДРЛО Е-3А
Анализ самолета-носителя комплекса «Шмель» в данном случае давал исходный материал для проектирования нового самолета. В последствии под комплекс «Шмель» туполевцы подготовили эскизный проект нового носителя «156» с четырьмя двигателями Д-30КП, близкий по общей компоновке к американскому Е-3А. В качестве базового в этом проекте применялся все тот же Ту-126. Отличия по планеру и оборудованию сводились к следующему. В связи с необходимостью обеспечения нормальной аппертуры в нижней полусфере обтекатель «Гриба» был установлен на вдвое более высоком пилоне. Увеличение объема устанавливаемой аппаратуры потребовало увеличения высоты передней части фюзеляжа в районе первого отсека — на одном из вариантов проекта получился специфический горб по типу Boeing 747. Для обзора передней полусферы в носовой части самолета размещалась РЛС «Заслон» с фазированной антенной решеткой, а в систему оборонительного вооружения включались управляемые ракеты класса «воздух-воздух», разрабатываемые для перехватчика Е-155МП (МиГ-31). Под влиянием «вьетнамского синдрома» решено было вернуться к кормовой дистанционной стрелково-пушечной установке (30-миллиметровая пушка ТКБ-635 и прицельная РЛС типа «Гелий»). Обновлялось навигационно-пилотажное оборудование, устанавливалась новая, более эффективная система связи с командными пунктами, истребителями ПВО и кораблями, вводились новые системы пассивной РТР, новые системы РЭП и т. д.

Однако столь радикальное предложение ММЗ «Опыт» принято не было — заказчик настаивал на использовании серийного самолета, в частности, Ил-76. В этой ситуации максимум, что выпало на долю Ту-126, — стать ЛЛ для отработки элементов комплекса «Шмель». Одна из шауляйских машин была передана в ОКБ им. Г.М. Бериева в Таганрог, где под руководством А.К. Константинова на базе ильюшинской машины шло создание самолета ДРЛО нового поколения — А-50.

 Характеристики «156»
Экипаж, чел 9
Длина фюзеляжа, м 52,5
Размах крыльев, м 45,8
Высота на стоянке, м 14,6
Площадь крыла, кв.м 307
Тип двигателя ТРДД Д-30КП
Тяга двигателя, кгс 4 х 12000
Масса пустого самолета, кг 107350
Масса максимальная взлетная, кг 182000
Крейсерская скорость, км/ч 720
Практический потолок, м 10000
Практическая дальность полета, км 5200 / 6800*
 * с одной дозаправкой
[an error occurred while processing this directive]


Tu-126 model with Shmel complex (28 Kb) 28 Кб Модель Ту-126 с комплексом «Шмель».
Фото: АО АНТК им. А.Н. Туполева, 1
«156» version model (28 Kb) 28 Кб Модель одного из вариантов самолета «156».
Фото: АО АНТК им. А.Н. Туполева, 1

Источники:
1. «Авиация и время» №2 1999 г.
2. «Авиация и космонавтика» №3 2000 г.






GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicleЗащищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighterФронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile systemЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicleОпытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tankТяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truckБортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotterАртиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gunКрупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truckГрузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile systemКомплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile systemЗенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiserРакетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassisСпециальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicleБронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»