Результаты испытаний Т-10-24 показали, что установка ПГО
позволяет повысить несущие свойства самолета и получить схему «интегральный неустойчивый
триплан». В то же время в ОКБ велись
работы по дальнейшему развитию машины, в первую очередь в направлении повышения ее возможностей
по поражению целей на поверхности земли и воды, в том числе с применением высокоточного
управляемого оружия. Разработку нового самолета возглавил Н.Ф. Никитин (с 1996 года -
В. Конохов).
На самолет установили новый комплекс БРЭО с новой РЛС большой
мощности. Взлетные и посадочные массы этого варианта Су-27, названного
Су-27М (обозначение в ОКБ -
Т-10М), выросли по сравнению с Т-10С. Это привело к применению усиленных опор
шасси, в том числе двухколесной передней, аналогично Су-24.
Кроме того, увеличение массы самолета, номенклатуры вооружения и объема оборудования потребовали
усилить крыло, оснастить его дополнительными точками подвески и установить
ПГО. Для размещения нового
БРЭО, усиленной передней опоры,
ПГО и системы дозаправки топливом в полете
разработали новую головную часть фюзеляжа с увеличенным радиопрозрачным обтекателем антенны
РЛС и боковыми люками доступа к аппаратуре
(аналогично Т-10-1). Новая «голова» самолета, для сохранения устойчивости и
управляемости в путевом канале, повлекла увеличение вертикального оперения и площади рулей
направления. Для монтажа части нового оборудования увеличили длину и диаметр хвостового
обтекателя, а контейнер тормозного парашюта перенесли на верхнюю поверхность
ХЧФ перед топливным баком. Угол наклона спинки
кресла летчика для обеспечения лучшей переносимости перегрузок был увеличен до 30°.
Самолет оснащен новой системой управления вооружением, включающей ЭВМ управления оружием для атак наземных целей, многофункциональную
РЛС и оптоэлектронную систему. Многорежимная
помехозащищенная РЛС Н011 имеет режим картографирования
земной поверхности и атаки наземных целей, позволяет обнаруживать воздушные цели типа «истребитель» на дальности до
100 км в передней полусфере и до 40 км в задней, одновременно сопровождать не менее 15 воздушных целей
и не менее шести одновременно атаковать ракетами. Истребитель способен наносить дальние высокоточные и
мощные удары по тылам противника, поражать на большом удалении надводные корабли, вести борьбу с
самолетами ДРЛО и РЭБ, а также с ВКП. Наземные
или морские цели могут быть атакованы без захода в зону объектовой ПВО.
Опытный Т-10М-1
Сборка первого прототипа - Т-10М-1 была завершена весной 1988 года.
28 июня 1988 года летчик-испытатель О.Г. Цой начал его летные испытания.
Как и многие другие опытные машины, он был построен с использованием планера
серийного Су-27 (Т-10-70). 18 января 1989 года совершил свой первый
полет второй прототип Т-10М-2. 1 апреля 1992 года с аэродрома КнААПО
поднялся первый самолет установочной партии из 10 машин (с Т-10М-3 по
Т-10М-12). Первый зарубежный показ самолета потенциальным заказчикам и широкой публике
состоялся осенью 1992 года на авиасалоне в Фарнборо, накануне
которого ему присвоили наименование Су-35. Годом позже, в августе 1993 года самолет
продемонстрировал уникальные фигуры пилотажа на
МАКС-93 в г. Жуковском. В 1995 году, после окончания выпуска установочной партии, Т-10М-1 передали в
музейВВС в
подмосковном Монино.
После демонстрации своих качеств на Сеульском
аэрошоу 1996 года, Су-35 отчетливо
понравился южнокорейским военным. Тогда же ГК
«Росвооружение» предложила ВВС
Южной Кореи наладить сборку Су-35 в Корее, 100-процентное обслуживание
самолетов на месте и передачу технологий. 30 января 1998 года южнокорейские
ВВС приняли решение о приобретинии 40
современных многоцелевых истребителей и в мае 1999 года уже «ОКБ
Сухого» получило предложение от правительства Южной Кореи об участии
истребителя Су-35. Наряду с российским самолетом в тендере принимают
участие американский F-15E, западноевропейский «Еврофайтер» и
французский «Рафаль». Суммарная стоимость контракта на
их приобретение, включая стоимость наземной инфраструктуры, авиационного
вооружения, запасных частей оценивается в 4,2 миллиарда долларов. В марте
тендерный комитет представит правительству Южной Кореи свое официальное
заключение, а победитель тендера должен быть объявлен 1 июля 2001 года.
01 ноября 2000 года южнокорейские летчики завершили в подмосковном
Жуковском летные испытания многоцелевого истребителя Су-35. Всестороннюю
оценку Су-35 проводила группа из 5 южнокорейских летчиков, совершивших в
течение месяца 18 полетов на двухместном учебно-боевом истребителе
Су-35УБ. Вместе с ними в воздух поднимались летчики-испытатели
«ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев, Вячеслав Аверьянов и Игорь Соловьев.
В ходе испытаний сравнивались заявленные АНПК
«Сухой» ЛТХ самолета с его
реальными пилотажными возможностями. Предлагаемый Южной Корее истребитель
Су-35 оснащен двигателями с управляемым вектором тяги и российской бортовой
электроникой. Однако по желанию заказчика эта машина может поставляться в
усовершенствованном виде, максимально адаптированном под требования
южнокорейских ВВС.
Истребитель Су-37
Су-27M2 / Су-37 - опытный многофункциональный истребитель.
Подробности на отдельной странице.
Вооружение: автоматическая одноствольная пушка ГШ-301 (30 мм, 1500 выстр./мин,
150 патронов); УР класса «воздух—воздух»
различной дальности, в том числе и новая ракета средней дальности РВВ-АЕ;
УР класса «воздух-поверхность» Х-29Т с
телевизионным наведением, Х-29Л — с лазерным наведением, противорадиолокационные ракеты Х-31П
или противокорабельные Х-31А и Х-35, а также авиабомбы, пусковые установки неуправляемых ракет
и баки с напалмом.
фотографии и схемы
23 Кб
Прототип Т-10М-1 (борт 701) одно время носил камуфляж «Ferris».
Фото: www.duffeyk.fsnet.co.uk
21 Кб
В 1995 году прототип Т-10М-1 был передан в монинский Музей авиационной техники ВВС при Военно-воздушной академии им. Гагарина.
Фото: www.eagle.opsb.ru
70 Кб
Первое представление за рубежом Т-10М-3 (борт 703) на авиашоу в Фарнборо, Англия. Август 1992 г.
Фото: ВАС
94 Кб
Прототип истребителя Су-35 (борт 703/350) в программе демонстрационных полетов на авиашоу в Ле Бурже, Франция. Июнь 1995 г.
Фото: aviation.ru
24 Кб 250 Кб!
Т-10М-3 (борт 703/350) на авиашоу МАКС-95. Жуковский, 27 августа 1995 г.
Фото: Paul Nann
20 Кб
Борт №706 - Т-10М-6 (Су-35) на аэродроме Мачулище в Беларуси. Выставка-показ новой авиационной техники главам и представителям оборонных ведомств стран СНГ. 13 февраля 1992 г.
Фото: www.eagle.opsb.ru
31 Кб
Предсерийный истребитель Су-35 (борт 707) на аэродроме Мачулище в Беларуси. Лето 1992 г.
Фото: «Samolet» №4, 1993
97 Кб
Су-35 (борт 709) c УР класса «воздух—воздух».
Фото: supic2