:: :: :: продажа/покупка армейской/военной/конверсионной техники с хранения/консервации или восстановленной
Русская сила - современное оружие. Информация о технике советских и российских вооруженных сил, авиации, флота - иллюстрированные описания, технические данные. Военно-технический альманах [Тайфун]. Каталог ссылок на сайты с русскими военными ресурсами. Конверсионная техника
(ex. legion.wplus.net)
отечественное оружие и его
создатели после WWII
KAMAZ.RU
  военный интернет-магазин одежда, обувь, снаряжение, знаки различия, аксессуары, сувениры
Loading...










Tu-16 Badger long-range bomber and missile carrier (67 Kb) Ту-16
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК И РАКЕТОНОСЕЦ
 
Tu-16 Badger long range bomber and missile carrier
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ, СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИ
КОММЕНТАРИИ

Во второй половине 40-х годов перед основными авиационными державами мира встал вопрос о создании бомбардировщика, способного нести на борту бомбовую нагрузку, в том числе ядерную, в 8-9 т на дальность 5000-6000 км, с максимальной скоростью около 1000 км/ч. В ВВС США предполагалось заменить устаревшие самолеты типа Boeing B-29 «Superfortress», а в соединениях дальней авиации СССР — его аналог, Ту-4. Необходимость этого диктовалась возросшей мощью истребительной авиации и постоянным совершенствованием радиолокационных средств обнаружения воздушных целей.

В СССР к проектированию нового бомбардировщика приступило в 1948 году ОКБ А.Н. Туполева. Перед конструкторами стояла задача: создать самолет, не уступающий по дальности и грузоподъемности Ту-4, но превосходящий его по скорости в два раза. Для ее решения необходимо было иметь реактивные двигатели с суммарной тягой порядка 15-16 тыс. кгс. Советский серийный ТРД типа ВК-1 имел тягу всего 2700 кгс, и невольно напрашивался вариант установки шести двигателей либо на пилонах под крылом, либо пакетами в крыльях или на фюзеляже (аналогично немецким проектам конца войны). Но с такой компоновкой вряд ли можно было достичь скорости 1000 км/ч, поэтому требовалось создать совершенно новую силовую установку, а также освоить стреловидное крыло большого удлинения.

 Tu-82 Butcher bomber (13 Kb)
Cамолет «82»
В 1949 году ОКБ выпустило на испытания экспериментальный самолет «82». Его скорость (930 км/ч) на 20% превышала скорость бомбардировщика Ту-14 с таким же типом двигателей, но с прямым крылом. В 1950-1951 годах в ОКБ прорабатывались проекты дальних реактивных бомбардировщиков «86» (размах крыльев — 25,5 м, длина фюзеляжа — 24,15 м) и «87», которые по компоновке повторяли самолет «82», но имели значительно большие размеры и массу. На них предполагалось установить два двигателя конструкции А.М. Люлька (ТР-3 с тягой 4600 кгс) или А.А. Микулина (АМ-ТРД-02 с тягой 4780 кгс). Скорость каждого бомбардировщика должна была достигать 950-1000 км/ч, дальность — 4000 км, а бомбовая нагрузка — от 2000 до 6000 кг; взлетная масса — в пределах 30-40 т. Изыскания по этим двум темам вылились в новый проект с шифром «88».

Сложную задачу определения размеров самолета, его аэродинамической и конструктивной компоновки удалось решить путем проведения большого числа параметрических исследований, модельных экспериментов и натурных испытаний. К тому времени под руководством А.А. Микулина был создан ТРД типа АМ-3 с тягой 8750 кгс, доводка которого, осуществлялась с помощью летающих лабораторий Ту-4ЛЛ. Прорабатывался вариант и под четыре двигателя ТР-3Ф с тягой около 5000 кгс по проекту «90» (два двигателя в корне крыла и два — под крылом). Для самолета создавался новый бомбардировочный радиолокационный прицел РБП-4, являвшийся развитием прицела «Рубидий» и имевший к тому же синхронную связь с оптическим ОПБ-11р.

First protoТуpe of Tu-16 bomber (40 Kb) 
Прототип Ту-16
В конце 1951 года первый опытный экземпляр бомбардировщика «88», получивший название Ту-16, был передан на летную базу для испытаний и доводки. Особенность компоновки самолета заключалась в том, что два двигателя АМ-3 были прижаты к фюзеляжу и находились за участком корня крыла максимальной толщины. 27 апреля 1952 года экипаж летчика-испытателя Н. Рыбко поднял Ту-16 в воздух, а в декабре 1952 года уже было принято решение о запуске самолета в серийное производство.

Полученная при испытаниях скорость 1012 км/ч превышала указанную в техническом задании. Однако машина не достигала нужной дальности: конструкция Ту-16 была явно перетяжелена. А.Н. Туполев и ведущий конструктор самолета Д.С. Марков организовали в ОКБ настоящую борьбу за снижение веса. Счет шел на килограммы и даже граммы. Были облегчены все несиловые элементы конструкции, но и установлены ограничения на максимальную скорость для малых и средних высот. В результате, второй опытный экземпляр «88» в апреле 1953 года превысил заданную дальность полета. Его вес был снижен по сравнению с первой машиной на 5,5 т. Это поставило последнюю точку в борьбе «88» с конкурентами: Ил-46, который имел прямую форму крыла, и бомбардировщиком «150».

Новый скоростной реактивный бомбардировщик дальнего действия мог решать широкий круг самых разнообразных боевых задач по уничтожению целей противника. Экипаж мог производить бомбометание днем и ночью при любых метеорологических условиях как в составе групп, так и одиночно, с больших высот по целям, имеющим сильную ПВО. Самолет был снабжен самым современными по тому времени средствами навигации, радиосвязи, радиолокации и имел мощное оборонительное вооружение.

 Tu-16 Badger-A bomber layer (21 Kb)
Компоновка Ту-16
Состав экипажа Ту-16 шесть человек: левый летчик (командир корабля); правый летчик (помощник командира корабля); штурман, ведущий навигацию самолета и бомбометание; штурман-оператор, ведущий работу по управлению и техническому обслуживанию радиолокационного бомбардировочного прицела, управляющий энергоснабжением самолета и огнем верхней пушечной установки; стрелок-радист, обеспечивающий связь с землей и управляющий огнем нижней пушечной установки; кормовой стрелок, управляющий огнем кормовой пушечной установки, ему же придано управление РЛС, которая синхронно связана со стрелковыми установками и предназначена для стрельбы в любых условиях видимости. Для аварийного покидания самолета все члены экипажа имеют аварийные люки со сбрасываемыми крышками и катапультные сиденья. Командир корабля и правый летчик катапультируются вверх, остальные члены экипажа — вниз.

Серийное производство Ту-16 наладили в Казани в 1953 году, а год спустя и на Куйбышевском авиазаводе. Тем временем в ОКБ велись работы над различными модификациями машины. Двигатель АМ-3 заменили более мощным, РД-3М, с тягой 9520 кгс. Первые серийные самолеты стали поступать в строевые части в начале 1954 года. 1 мая того же года девятка Ту-16 была продемонстрирована в небе над Красной площадью (это был первый публичный показ самолета), а 19 августа 1955 года в День авиации над Тушинским аэродромом прошло в строю уже 54 самолета Ту-16.

Ту-16 — необычное явление не только в советском, но и в мировом самолетостроении. Пожалуй, только американский B-52 может сравниться с ним по долголетию. В течение 40 лет было создано около 50 модификаций Ту-16, часть из которых и сейчас находится в строю. Многие элементы его конструкции стали классическими для тяжелых боевых машин. Ту-16 послужил базой для проверки качества отечественных авиационных материалов, в частности легких высокопрочных сплавов, средств защиты от коррозии, для создания целого класса советских КР и авиационных ударных комплексов.

Кодовое обозначение НАТОBadger-A (Барсук).


Ту-16А. Вслед за бомбардировочным вариантом в серийное производство был запущен носитель ядерного оружия Ту-16А. В частности, 22 ноября 1955 года одним из таких самолётов к месту испытания была доставлена первая термоядерная бомба «третьей идеи» РДС-37 мощностью 1,6 Мт. 27 oктябpя 1967 года в Китае с самолёта Ту-16А был пpoизведен cбpoc и пoдpыв пеpвoгo китайского теpмoядеpнoгo уcтpoйcтва мoщнocтью 1-3 Мт.

Tu-16Z Badger-A (right) tanker passes fuel to a Tu-16K-10 Badger-C (left) (29 Kb) 
Заправка Ту-16
Ту-16З. Для повышения дальности полета Ту-16 спроектировали систему крыльевой дозаправки в воздухе, несколько отличавшуюся от ранее отработанной на Ту-4. В 1955 году вышли на испытания опытные экземпляры топливозаправщика и заправляемого самолета. После принятия системы на вооружение, в заправщики, которые получили наименование Ту-16З, переоснащались обычные серийные машины. Благодаря тому что оборудование и дополнительный топливный бак легко снимались, Ту-16З при необходимости снова могли выполнять боевые функции. Существовала также и модификация самолета-заправщика — Ту-16ЗЩ. С 1963 года часть бомбардировщиков Ту-16 переоборудовали в заправщики Ту-16Н, предназначенные для дозаправки Ту-22 и других аналогичных самолетов по системе «шланг-конус».

Launch KS-1 «Kometa» (by NATO - AS-1 Kennel) air-to-surface missile from Tu-16KS Badger-B carrier (34 Kb) 
Пуск «Кометы»
Ту-16КС — самолет-ракетоносец (другое название — Ту-16К). Основное назначение — удары по значительно удаленным объектам противника управляемыми КР типа КС-1 «Комета» (кодовое обозначение НАТОAS-1 Kennel). Для этого на серийный Ту-16 были установлены два крыльевых балочных держателя БД-187 с обтекателями и агрегатами сброса, питания, фиксации подъема и уборки, блоками антенны и передатчика РЛС, визир штурмана. Спецоператору места в кабине не нашлось и его поместили в гермокабину, подвешиваемую к нижним узлам бомбодержателей в бомбоотсеке, снабженную соответствующими системами жизнеобеспечения, включая катапультную установку. Весь комплекс управления вместе со станцией «Кобальт-Н» был полностью взят с самолета Ту-4КС.

Летные характеристики самолета-ракетоносца Ту-16КС несколько отличались от бомбардировщика: максимальная скорость полета на стандартной высоте 7150 м составляла 894 км/ч с двумя ракетами и 960 км/ч — с одной, длина разбега соответственно 2040 и 1905 м, практическая дальность полета (до цели с ракетами, от цели без подвесок) — 3135 и 3560 км, дальность пуска КС-1 — 90 км. Радиус полета самолета за счет возрастания дополнительного сопротивления существенно уменьшился.

Tu-16S resque boat carrier (15 Kb) 
Спасательный Ту-16С
Испытания самолета Ту-16КС начались в августе 1954 года, а в июне 1957 года первые ракетоносцы стали поступать в 124-й мтап ДД авиации ЧФ. В 1958 году Ту-16КС начали поступать на Северный и Тихоокеанский флоты. Летом 1961 года 25 самолетов Ту-16КС (кодовое обозначение НАТОBadger-B) были предоставлены Индонезии.

Ту-16Т. С середины 50-х серийно строился торпедоносец Ту-16Т, назначение которого — торпедные атаки крупных морских целей и постановка минных заграждений. С 1965 года все самолеты Ту-16Т были переоборудованы в спасательные Ту-16С с лодкой «Фрегат» в бомбардировочном отсеке. Лодка сбрасывалась в районе аварии и выводилась к пострадавшим с помощью системы радиоуправления «Речь». Радиус действия Ту-16C — 2000 км.

Tu-16K-10 Badger-C missile carrier with K-10S «Luga-S» (by NATO - AS-2 Kipper) air-to-surface missile under fuselage (34 Kb) 
Ракетоносец Ту-16К-10
Ту-16К-10. В 1955 году приступили к работам по созданию авиационного ракетного комплекса К-10, включавшего в себя самолет-носитель Ту-16КСР, КР К-10С «Луга-С» (кодовое обозначение НАТОAS-2 Kipper) и систему наведения на базе БРЛС «ЕН». Он предназначался для поражения надводных кораблей водоизмещением 8000-10000 т и более, что объяснялось не мощностью БЧ ракеты, а возможностями ее системы наведения.

Hа самолете Ту-16КС были произведены существенные доработки: демонтировали бомбовооружение, сняли один из топливных баков, в связи с чем пришлось изменить порядок выработки топлива. В то же время установили дополнительный топливный бак меньшей емкости для ракеты. В НЧФ под радиопрозрачным обтекателем поместили антенну РЛС «ЕН» и приемно-передающую аппаратуру канала цели «ЕН», изменили расположение рабочих мест штурманов, однако герметичный подвесной контейнер для штурмана-оператора и аппаратуры управления ракетой остались. Hа самолет Ту-16К-10 можно было подвесить только одну ракету К-10С на балочном держателе БД-238, имевшем два положения: в верхнем — ракета полуутоплена в фюзеляж самолета и опускалась в нижнее перед пуском. Отцепка ракеты производилась после проверки исправности РЛС носителя и вывода запущенного двигателя ракеты на форсажный режим. Отсек подвески после отцепки ракеты закрывался створками.

Tu-16RM Badger-D maritime reconnaissance/electronic warfare aircraft (18 Kb) 
Самолет Ту-16РМ
Опытный образец Ту-16К-10 был выпущен в 1958 году, а спустя год началось его серийное производство. Летом 1961 года самолет продемонстрировали на воздушном празднике в Тушине. В тот же период были удачно проведены пуски К-10С на различных флотах. В октябре 1961 года комплекс приняли на вооружение. 22 августа 1962 года на полигоне Новая Земля в рамках учений «Шквал» была испытана ракета К-10С с подрывом ядерного заряда, запущенная с самолета-носителя Ту-16К-10. Кодовое обозначение НАТОBadger-C.

Egyptian Tu-16R Badger-E reconnaissance aircraft (32 Kb) 
Самолет Ту-16Р
Ту-16РМ. В 60-х годах часть самолетов Ту-16К-10 переоборудовали в морские разведчики Ту-16РМ. Кодовое обозначение НАТОBadger-D.

Ту-16Р. Еще в 1955 году начались испытании разведчика Ту-16Р (проект «92»), который затем строился в двух вариантах — для дневной и ночной аэрофотосъемки. Некоторое количество этих самолетов было поставлено ВВС Египта. Кодовое обозначение НАТОBadger-E.

Tu-16K-16 Badger-G missile carrier with pair of AS-5A Kelt air-to-surface missiles (49 Kb) 
Самолет Ту-16К-16
Ту-16К-16. Почти в одно время с системой К-10, в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 2 апреля 1956 года КБ под руководством А.Я. Березняка приступило к созданию ракетной системы К-16, позднее переименованной в КСР-2. Комплекс, испытания которого были начаты 15 ноября 1958 года, был принят на вооружение авиации ВМФ и ВВС в январе 1962 года и включал самолет-носитель Ту-16КСР-2, две крылатых ракеты КСР-2 (кодовое обозначение НАТОAS-5A Kelt), аппаратуру управления ракетой «Рубикон», КЗА и средства обслуживания.

Самолет Ту-16КСР-2 был переоборудован из Ту-16КС и по своим характеристикам отличался от него незначительно. В ходе переоборудования с самолета Ту-16КС демонтировали гермоконтейнер с комплектом станции К-11М, балочные держатели БД-187, КЗА, все жгуты и электрооборудование «Кометы», РЛС РПБ-4 и некоторое другое оборудование. После этого на самолете установили более совершенную РЛС «Рубин-1», балочные держатели БД-352, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1, автопилот АП-6Е (вместо АП5-2М), доработали топливную систему.

Комплекс Ту-16К-16 просуществовал в морской авиации относительно недолго поскольку его недостатки, выявленные «практической проверкой» во время войны Египта (которому поставлялся Ту-16К-16) с Израилем в 1973 году, оказались слишком явными. Кодовое обозначение НАТОBadger-G.

Egyptian Tu-16K-11-16 Badger-G with pair of AS-5 Kelt air-to-surface missiles (72 Kb) 
Самолет Ту-16К-11-16
Ту-16К-11-16. Разработка ракетного комплекса К-11 была начата по Постановлению Совета министров СССР №902-411 от 20 июля 1957 года. Основным назначением комплекса являлось уничтожение кораблей с работающими РЛС. В филиале ОКБ-155, которым руководил А.Я. Березняк на базе ПКР КСР-2 была создана ракета К-11, в процессе разработки переименованная в КСР-11 (кодовое обозначение НАТОAS-5B Kelt). В самолетах-носителях, переоборудованных из ранее построенных Ту-16, Ту-16З и Ту-16КС, в НЧФ и отсеке передней ноги шасси разместили блоки станции радиотехнической разведки и целеуказания «Рица». С тем, чтобы сохранить центровку самолета в допустимых пределах с самолетов демонтировали носовую пушку АМ-23. Самолеты Ту-16К-11-16 могли нести по две ракеты типа КСР-2 или КСР-11 на крыльевых балочных держателях. Ракета КСР-11 была принята на вооружение ДА ВВС Постановлением Совмина №341-157 от 13 апреля 1962 года, а с 1965 года авиации ВМФ.

К началу «шестидневной войны» Египет имел около двадцати самолетов Ту-16, но уже в первые часы после начала боевых действий почти все они были уничтожены на аэродромах. В дальнейшем египетские ВВС приобрели партию машин Ту-16К-11-16, которые участвовали в боевых операциях во время войны 1973 года. Самолеты использовались для нанесения ракетных ударов по израильским РЛС (были выведены из строя две станции) и другим объектам, причем потеряна была лишь одна машина. Кодовое обозначение НАТОBadger-G.

Tu-16K-10-26 Badger-C mod. missile carrier (26 Kb) 
Самолет Ту-16К-10-26
Ту-16К-26 и Ту16К-10-26. К началу 70-х годов в боевом составе морской авиации насчитывалось свыше 250 ракетных комплексов для нанесения ударов по кораблям, но работы по их совершенствованию продолжались. 4 декабря 1969 г. приказом Министра обороны СССР был принят на вооружение ракетный комплекс К-26, данные и возможности которого во много раз превосходили все, что до этого создавалось. Комплекс предназначался для поражения морских и наземных целей, обладающих радиолокационной контрастностью и был совмещен с комплексами К-11-16 и К-10. Самолеты-ракетоносцы Ту-16К-11-16 и Ту-16К-10 доработали, изменив систему подвески ракет и их пуска. Самолеты соответственно стали называться Ту-16К-26 и Ту16К-10-26. С самолетов Ту-16К-26 обеспечивалось применение двух ракет КСР-5 и одной КСР-2 (или КСР-11) в любом сочетании. Hа самолет Ту-16К-10-26 можно было подвесить две КСР-5 и одну К-10СHБ, что существенно расширяло возможности комплекса, если не принимать во внимание уменьшение тактического радиуса до 700-800 км.

В дальнейшем на самолеты Ту-16К-10-26 установили 12 бомбодержателей под крылом и фюзеляжем, обеспечивающих подвеску бомб калибром от 100 до 1500 кг общим весом до 9000 кг. Для обеспечения бомбометания предназначался прицел ОПБ-1РУ, ведущим свое начало с тридцатых годов. Модернизированный в многоцелевой комплекс стал называться Ту-16К-10-26Б, показывая на возможность подвески бомб, а экипажам самолетов пришлось вернуться к забытому искусству бомбометания с предварительным вычислением прицельных данных по таблицам бомбометания. Кодовое обозначение НАТО - Badger-C mod.

Tu-16K-16-26 Badger-G mod. missile carrier (24 Kb) 
Самолет Ту-16К-10-26
Ту-16К-16-26. (Другое название - Ту-16КСР-2-5.) Модернизированный вариант комплекса Ту-16К-16. Объем доработок его был значительным так как РЛС, установленная на самолете обладала низкой разрешающей способностью, ограниченной дальностью и другими недостатками. Поиск технических решений, обеспечивающих расширение возможностей РЛС Р-1К занял довольно много времени и поступившие предложения были самыми различными, предлагалось даже установить более совершенную антенну поисково-прицельной системы «Беркут» самолета Ил-38, но возникли сложности с ее размещением на самолете. В конечном итоге на самолете установили антенную систему другого типа с лучшим коэффициентом усиления, в 1,5 раза уменьшили ширину диаграммы направленности, реализовали и другие технические решения. Однако доработки не ограничились улучшением характеристик БРЛС. Внесли также изменения в планер самолета, автоматику выработки топлива, электро- и радиооборудование, а сам комплекс по завершении доработок получил наименование Ту-16КСР-2-5 (позднее Ту-16К-16-26), а его боевые возможности существенно возросли. Кодовое обозначение НАТО - Badger-G mod.

Tu-16P Badger-F long range electronic intelligence aircraft (16 Kb) 
Ту-16П
Ту-16П и Ту-16Е. Большое развитие на базе Ту-16 получили самолеты РЭБ, чаще называемые постановщиками помех. Первые модификации появились в конце 50-х годов, а в 60-е стали серийно строить самолеты Ту-16П и Ту-16Е. Впоследствии системами РЭБ оснащали все ударные и разведывательные варианты Ту-16. Кодовое обозначение НАТО - Badger-F

Ту-16КРМ. В конце 60-х годов несколько бомбардировщиков по заданию командования ПВО страны переоборудовали в носители ракет-мишеней Ту-16КРМ. Машины, отслужившие свой срок, использовали как радиоуправляемые самолеты-мишени Ту-16М.

Tu-16LL flying laboratory (16 Kb) 
Ту-16ЛЛ
Ту-16ЛЛ. Самолеты Ту-16 применяли и в качестве летающих лабораторий для доводки двигателей АЛ-7Ф-1, ВД-7 и др. С этой целью в зоне бомбоотсека устанавливался подвижный механизм для подвески опытного двигателя, который частично утапливался при взлете и посадке, а после набора высоты выдвигался. Подобные системы на Ту-16ЛЛ использовались не только для доводок ТРД, но и для исследования аэродинамических свойств различных типов самолетов. Так, на одной из летающих лабораторий отрабатывали велосипедную схему шасси.

В начале 70-х гг. с одним из Ту-16ЛЛ произошла катастрофа, в которой погиб экипаж во главе с летчиком-испытателем С.Амет-Ханом.

Chinese Xian H-6 IV Badger with pair of C601 Silkworm anti-ship missiles (30 Kb) 
Xian H-6 IV
Ту-16 «Циклон». В конце 70-х годов была создана лаборатория - разведчик погоды. Самолеты «Циклон» оборудовали подвесными контейнерами для распыления химических реагентов, рассеивающих облака.
 
H-6. С 1958 года начались поставки самолета в Китай, однако после осложнения отношений с СССР китайское правительство решило строить Ту-16 своими силами. С 1968 по 1987 год построили 120 таких самолетов. Последние варианты (H-6D) были вооружены двумя крылатыми ракетами С-601 собственного производства и имели более совершенное оборудование, в том числе БЭВМ и новую обзорную РЛС. Четыре самолета H-6D были поставлены Ираку.
 
Ту-104. По своим характеристикам и компоновке Ту-16 оказался настолько удачным, что это позволило без особых проблем создать на его основе первый советский многоместный реактивный авиалайнер Ту-104. 17 июля 1955 года летчик-испытатель Ю.Алашеев поднял в воздух опытный экземпляр Ту-104, а со следующего года началось серийное производство машины на Харьковском авиазаводе. Герметическая кабина вмещала 50 пассажиров и позволяла совершать полет на высотах до 11500 м с крейсерской скоростью 850 км/ч. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. самолету Ту-104 была присуждена золотая медаль.

Tu-104 Camel commercial transport (44 Kb) 
Cамолет Ту-104
В стоместном варианте самолет Ту-104Б со взлетной массой в 76 т мог совершать беспосадочные рейсовые полеты на дальность более 3000 км. В варианте Ту-104Е на борту уже находилось 122 пассажира. На этом самолете и его модификациях советские летчики установили в те годы большое число мировых рекордов. Кодовое обозначение НАТО - Camel (Верблюд).

 Tu-104G cargo-plane (47 Kb)
Cамолет Ту-104Г
Самолеты, имевшие обозначение Ту-104Г, на самом деле к Ту-104 отношения не имели. Это были серийные бомбардировщики переоборудованные для срочной перевозки почты и являлись как бы грузовой гражданской модификацией Ту-16.
 
Существовала также и летающая лаборатория Ту-104ЛЛ. На этом самолете испытывался ряд систем, в том числе и ракетного вооружения, предназначенного для барражирующего истребителя-перехватчика Ту-128. Причем с Ту-104ЛЛ даже проводили пуски опытных ракет К-80 по мишеням.

ProtoТуpe of Tu-107 war-transport plane (63 Kb) 
Прототип Ту-107
Ту-107. В 1960 г. на базе Ту-104 был создан военно-транспортный самолет Ту-107. От своего пассажирского прототипа он отличался отсутствием иллюминаторов и наличием широких люков по бортам фюзеляжа. Была построена небольшая серия этих самолетов.
 
 Tu-110 Cooker passenger plane (22 Kb)
Cамолет Ту-110
Ту-110. В 1960 г. была предпринята попытка на базе Ту-104 пассажирский самолет с четырьмя ТРД. Однако дальше опытного образца дело не пошло, Ту-110 (так назвали этот самолет) остался в единственном экземпляре, но не смотря на это получил таки кодовое обозначение НАТО - Cooker (Повар).
 
Tu-124 Cookpot commercial transport (29 Kb) 
Самолет Ту-124
Ту-124. В 1960 г. был создан Ту-124, который являлся уменьшенной копией Ту-104 с двигателями Д-20П, разработанными в ОКБ П.А.Соловьева. Однако, наряду с новыми положительными качествами, главным образом связанными с повышением экономичности и рентабельности самолета, он продолжал обладать и недостатками своего прототипа Ту-104. Специальная модификация Ту-124Ш использовалась для обучения штурманов бомбардировочной авиации. Кодовое обозначение НАТО - Cookpot (Горшок).

 Russian Air Forces Tu-134 CrusТу (40 Kb)
Самолет Ту-134
Ту-134. К 1963 г. Ту-124 подвергся коренной модификации, связанной с установкой новых ТРДД Д-30 в ХЧФ, снаружи. Так появился средний магистральный самолет Ту-134 с крейсерской скоростью полета 850 км/ч и дальностью 1900-3000 км. Помимо прочих модификаций Ту-134, существовал учебно-штурманский самолет Ту-134Ш с РЛС «Рубин». Для ВВС в основном создавались салонно-штабные варианты самолета. Кодовое обозначение НАТО - CrusТу (Сварливый).

 Характеристики Ту-16
Размах крыльев, м 32,99
Длина фюзеляжа, м 34,80
Высота, м 10,36
Площадь крыла, кв.м 164,65
Тип двигателя РД-3М-500
Тяга двигателя, кгс 2 х 9520
Масса пустого самолета, кг 36600
Масса нормальная взлетная, кг 72000
Масса перегрузочная взлетная, кг 75800
Максимальная скорость, км/ч 1050
Крейсерская скорость, км/ч н/д
Практический потолок, м 12800
Дальность полета, км 7200
Разбег, м н/д
Пробег, м н/д
 н/д — нет данных

First protoТуpe of Tu-16 bomber (40 Kb) 40 Кб Первый прототип бомбардировщика Ту-16.
Фото: 4
Tu-16 Badger-A bomber, Monino air exibition, Moscow (67 Kb) 67 Кб Бомбардировщик Ту-16 в Музее авиационной техники ВВС при Военно-воздушной академии им. Гагарина в г. Монино.
Фото: Anton V. Daryin
Tu-16 bomber rear turret gunner (48 Kb) 48 Кб Кормовая пушечная установка бомбардировщика Ту-16.
Фото: ?
Tu-16 Badger-A bomber layer (21 Kb) 21 Кб Компоновочная схема бомбардировщика Ту-16.
Схема: ?
Tu-16Z Badger-A (right) tanker passes fuel to a Tu-16K-10 Badger-C (left) (29 Kb) 29 Кб
Tu-16Z Badger-A tanker passes fuel to a Tu-16K-16-26 Badger-G mod. (2,5 Mb!)
2,5 Мб!
Крыльевая система дозаправки. Танкер Ту-16З (справа) заправляет топливом Ту-16К-10.
Фото: Federation of American Scientists
Tu-16S resque boat carrier (15 Kb) 15 Кб
Tu-16S resque boat carrier (2,3 Mb!)
2,3 Мб!
Спасательный самолет Ту-16С.
Кадр из кинофильма «Случай в квадрате 36-80», Мосфильм, 1982 г.
Tu-16KS Badger-B missile carrier, Domodedovo air exibition, Moscow (29 Kb) 29 Кб Ракетоносец Ту-16КС на выставке авиационной техники в Домодедове. Июль 1967 г.
Фото: 3
Montage KS-1 «Kometa» (by NATO - AS-1 Kennel) air-to-surface missile on Tu-16KS Badger-B carrier (63 Kb) 63 Кб Монтаж самолета-снаряда КС-1 «Комета» на ракетоносец Ту-16КС.
Фото: 4
Launch KS-1 «Kometa» (by NATO - AS-1 Kennel) air-to-surface missile from Tu-16KS Badger-B carrier (34 Kb) 34 Кб
Launch KS-1 «Kometa» (by NATO - AS-1 Kennel) air-to-surface missile from Tu-16KS Badger-B carrier (333 Kb!)
333 Кб!
Пуск самолета-снаряда КС-1 «Комета» с ракетоносца Ту-16КС.
Фото: 2
Tu-16KS Badger-B with KS-1 «Kometa» (by NATO - AS-1 Kennel) missiles scheme (53 Kb) 53 Кб Ракетоносец Ту-16КС с ракетами КС-1 «Комета».
Схема: 2
KS-1 «Kometa» (by NATO - AS-1 Kennel) air-to-surface missile scheme (14 Kb) 14 Кб Крылатая ракета КС-1 «Комета».
Схема: Publishing House «Aviation & Cosmonautics»
Tu-16K-10 Badger-C missile carrier with K-10S «Luga-S» (by NATO - AS-2 Kipper) air-to-surface missile under fuselage (34 Kb) 34 Кб Ракетоносец Ту-16К-10 с ракетой К-10С «Луга-С» под фюзеляжем.
Фото: 2
Tu-16K-10 Badger-C missile carrier with K-10S «Luga-S» (by NATO - AS-2 Kipper) air-to-surface missile under fuselage (63 Kb) 63 Кб Ракета К-10С «Луга-С» под фюзеляжем Ту-16К-10.
Фото: 2
Tu-16K-10 Badger-C, armed with AS-2 Kipper air-to-surface missile, conduct a low level flyby during the 1961 Tushino Air Show (20 Kb) 20 Кб Ракетоносец Ту-16К-10 с ракетой К-10С «Луга-С» в боевом положении на авиационном празднике в Тушино, 1961 г.
Фото: 4
Tu-16RM Badger-D maritime reconnaissance/electronic warfare aircraft (18 Kb) 18 Кб Самолет морской разведки Ту-16РМ.
Фото: Virtual Aircraft Museum
Egyptian Tu-16R Badger-E reconnaissance aircraft (32 Kb) 32 Кб Самолет-разведчик ВВС Египта Ту-16Р.
Фото: ?
Tu-16K-16 Badger-G missile carrier with pair of AS-5A Kelt air-to-surface missiles (49 Kb) 49 Кб Ракетоносец Ту-16К-16 с ракетами КСР-2.
Фото: 2
Tu-16K-11-16 Badger-G missile carrier (39 Kb) 39 Кб Ракетоносец Ту-16К-11-16.
Фото: ?
Egyptian Tu-16K-11-16 Badger-G with pair of AS-5 Kelt air-to-surface missiles (72 Kb) 72 Кб Ракетоносец ВВС Египта Ту-16К-11-16 с ракетами КСР-2.
Фото: The Official RjL Home Page
KSR-5 (AS-6A Kingfish) air-to-surface missile (39 Kb) 39 Кб Ракета КСР-5 (кодовое обозначение НАТО - AS-6A Kingfish).
Фото: ?
Tu-16K-10-26 Badger-C mod. missile carrier (26 Kb) 26 Кб Ракетоносец Ту-16К-10-26 (кодовое обозначение НАТО - Badger-C mod.).
Фото: Federation of American Scientists
Tu-16K-16-26 Badger-G mod. missile carrier (24 Kb) 24 Кб Ракетоносец Ту-16К-16-26 (кодовое обозначение НАТО - Badger-G mod.).
Рисунок: Virtual Aircraft Museum
Tu-16P Badger-F long range electronic intelligence aircraft (16 Kb) 16 Кб Самолет РЭБ Ту-16П (кодовое обозначение НАТО - Badger-F).
Фото: ?
? (31 Kb) 31 Кб ?
Фото: 3
? (27 Kb) 27 Кб ?
Фото: Virtual Aircraft Museum
Chinese Xian H-6 IV Badger with pair of C601 Silkworm anti-ship missiles (30 Kb) 30 Кб Ракетоносец ВВС КНР Xian H-6 IV с китайскими противокорабельными ракетами C601 Silkworm.
Фото: ?
Tu-16LL flying laboratory (64 Kb) 64 Кб Летающая лаборатория Ту-16ЛЛ для доводок ТРД.
Фото: 4
Tu-16LL flying laboratory (16 Kb) 16 Кб Летающая лаборатория Ту-16ЛЛ для доводок ТРД.
Фото: 1
Flying laboratory (modified 3M Bison-B bomber). Moscow Aerospace salon «MAKS'97», summer 1997. (30 Kb) 30 Кб Летающая лаборатория на базе бомбардировщика Ту-16 на международном аэрокосмическом салоне «МАКС-97» в Жуковском, Москва.
Фото: RUSSIAN AVIATION RESEARCH
Tu-104 Camel commercial transport (44 Kb) 44 Кб Пассажирский самолет Ту-104 (кодовое обозначение НАТО - Camel).
Фото: ?
Tu-104G cargo-plane (47 Kb) 47 Кб Самолет Ту-104Г - модификация бомбардировщика Ту-16 для перевозки почты.
Фото: 4
ProtoТуpe of Tu-107 war-transport plane (63 Kb) 63 Кб Прототип военно-транспортного самолета Ту-107.
Фото: 4
Tu-110 Cooker passenger plane (22 Kb) 63 Кб Опытный пассажирский самолет Ту-110 (кодовое обозначение НАТО - Cooker).
Фото из архива Олега Рысева
Tu-124 Cookpot commercial transport (29 Kb) 29 Кб Пассажирский самолет Ту-124 (кодовое обозначение НАТО - Cookpot).
Фото: Virtual Aircraft Museum
Russian Air Force Tu-134 CrusТу (40 Kb) 40 Кб Самолет ВВС России Ту-134 (кодовое обозначение НАТО - CrusТу) с аппаратурой спецсвязи.
Фото: AVIAWORLD

Источники:
1. «Авиация и космонавтика» №5-6 1992 г.
2. «Авиация и космонавтика» №11-12 1997 г. (выпуск 32)
3. «Tu-16 Badger in action» Squadron/Signal Publications, Inc.
4. L + K 24/89





 
GAZ-51 truck Грузовой автомобиль ГАЗ-51
Project 705 (ALFA class) attack nuclear submarine Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира»
KamAZ-63968 «Typhoon» armored vehicle Защищённый автомобиль КамАЗ-63968 «Тайфун»
Su-27 Flanker-B fighter Фронтовой истребитель Су-27
2S19 «Msta-S» 152-mm self-propelled artillery system 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
96K6 «Pantsir-S1» (SA-22 SPAAGM) surface-to-air missile system ЗРПК 96К6-1 «Панцирь-С1»
GAZ-2975 «Tiger» (4x4) vehicle Опытный автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр»
IS-1 heavy tank Тяжелый танк ИС-1
KamAZ-6350 Mustang (8x8) military truck Бортовой тягач КамАЗ-6350 «Мустанг»
Su-12 («RK») reconnaissance artillery spotter Артиллерийский корректировщик и разведчик Су-12
NSV «Utyos» machine gun Крупнокалиберный пулемет НСВ «Утес»
YaAZ-200 (4x2) truck Грузовой автомобиль ЯАЗ-200
2K25 «Krasnopol» artillery projectile system Комплекс УАС
2К25 «Краснополь»
S-300P/SA-10 GRUMBLE surface-to-air missile system Зенитно-ракетная система С-300П
Project 1164 ATLANT missile cruiser Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»
MZKT-79221 (16x16) special wheeled chassis Специальное колесное шасси МЗКТ-79221
85-мм дивизионная пушка Д-44
VPK-3927 «Volk» armored vehicle Бронеавтомобиль
ВПК-3927 «Волк»


© 1997 — 2017 Роман Астахов (R.V. Astakhoff), asoff@narod.ru. Санкт-Петербург, Россия. Хостинг Valuehost
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт русская-сила.рф (r1a.ru) (для сетевых
изданий - гиперссылка) обязательна. Платежные реквизиты указаны на странице Размещение рекламы
  Rambler's Top100   
| главная главная | добавить в закладки добавить в закладки | вверх вверх